Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и исторические формы науки, ее функции в индустриальном и постиндустриальном обществе.




ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУКИ ( основные этапы развития и бытия науки как особого вида познават деят-ти чел-ка):

1) древняя преднаука или пранаука (Вавилон, шумеры, Древний Египет); 2) античный тип науки (VII в до н. э. — III в. н. э.; 3) средневековая европейская наука (IV в. — XVI в.); 4) классическая (XVII — XIX вв.); 5) неклассическая (начало XX в. — 70-е гг. XX в.); 6) постнеклассическая (70-е гг. XX в. по наст. вр.).

Каждая из исторических форм науки отличается от других не только своей предметной спецификой, но и идеологическими, социально-культурными и методологическими основаниями.

Особенности древней пранауки: непосредственная связь с практикой, рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый и догматический характер знания.

Характерные черты античной науки: созерцательность, внутренняя самодостаточность, логическая доказательность, системность, методологическая рефлексивность, демократизм, открытость к критике.

Особенности европейской средневековой науки: теология, телеология (фил конц-я, согласно кот всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённого Богом), герменевтика (учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников), схоластика (характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.), догматизм.

Принципиально новые интенции и особенности естествознания складываются в эпоху Возрождения и Новое время (XV —XVII вв.): светский характер, натурализм, объектность, экспериментально-математический характер, практическая применимость, доказательность. Триумфом развития классической науки становится создание механики Галилея—Ньютона, гелиоцентрической космологии Коперника —Кеплера, механико-математической картины мира. Гуманитарные дисциплины (история, педагогика, медицина, языкознание) также постепенно освобождаются от влияния теологии и рассматриваются как средство совершенствования человека и его самореализации. К XVIII в. в Европе полностью формируется новая социокультурная реальность: классическая наука. Ее идеология: критический дух, объективность, практическая направленность. Ее гносеологические основания: однозначный характер научных законов, эмпирическая проверяемость и логическая доказательность научного знания. Методология классической науки: количественные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод построения научных теорий, критицизм. Постепенно происходит институализация науки, создаются профессиональные научные сообщества со своими уставами, возникают научные и учебные заведения нового типа (инженерные, политехнические вузы и школы, лаборатории, испытательные стенды, полевые исследования, академии наук, научные журналы). Во второй половине XIX в. происходит резкое усиление социальной базы науки, возникает «большая наука», укрепляется связь науки с производством, создается промышленный сектор науки, происходит формирование новой системы «наука-техника-технология». В конце XIX в. — начале XX в. возникает кризис в основаниях классической науки, происходят научные революции в математике, физике, социальных науках, создаются и принимаются научным сообществом новые фундаментальные теории, во многом несоизмеримые с прежними.

Создается неклассическая наука с новыми философскими основаниями. Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания, антифундаментализм. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция. В середине XX в. происходит научно—техническая революция, результатом которой становится создание в развитых странах наукоемкой экономики, главным источником массовых инноваций в которой становится наука. С превращением науки в решающую силу общественного развития наука становится важнейшим объектом государственной научной политики развитых стран.

Постнеклассическая (или неонеклассическая, или постмодернистская). Ее преимущественный предмет исследования — сверхсложные и эволюционные системы. Лидерами постнеклассической науки становятся биология, экология, глобалистика, науки о человеке. Социальным основанием постнеклассической науки является необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно—техническим развитием, уменьшением его негативных последствий для настоящего и будущего человечества. В настоящее время происходит формирование новых философских оснований науки. Ее гносеологические основания: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гуманитарная направленность научной информации. Методология: методологический плюрализм, коммуникативность, консенсуальность, эффективность и целесообразность научных решений. В современной науке и обществе происходят компьютерная, телекоммуникационная и биотехнологическая революции. Основой развития экономики все более становятся высокие технологии.

Глобализация науки становится одним из главных резервов дальнейшего поддержания высоких темпов развития и эффективности мировой и национальной науки.

 

Предпосылки:

1)социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей понадобилась Н. в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели Н., существенно отличавшиеся от целей ученых древности. В XVII в. Н. стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.

2) методологической предпосылкой проявляется в сменение стиля мышления. Новый стиль машл. хар-ся чертами: а) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результат; б) господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).

3) социальное условие –перелом в дух-ной культуре, выраженный в подрыве господства религии и схолосттически-умозрительного способа мышления.

4) для развития Н. необходимым условием было накопление определенного уровня знаний из греч. и вост. культур, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые м. было бы описать, систематизировать, обобщить. Именно с этого началось развитие механики, астрономии, математики.

5) своеобразный тип новоевропейской к-ры, соединившей в себе чувственность с рациональностью и опирающийся на деятельностную направленность. Рациональность позволила все богатство мира свести в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль. Чувственность выразилась в том, что Н. постоянно опиралась на опыт, эксперимент.

Функции современной Н.:

1. мировоззренческая –для построения картины мира; + познавательная –для познания тайн и загадок природы. Н. позволяет удовлетвор потребн-ти в познании сущ связей окр мира.

2. какпроизводительная сила, способная удовлетворять практические потребности общества;

3. как соц сила, поскольку она присутствует в различных сферах соц. жизни и регулирует различные виды чел-й деятельности;

4. аксиологическая –необход-ть объед-я научно-технич ценностей с общечеловеч нравств ценностями

5. предсказательная

8. методологическая –вырабатываются, применяются, сохраняются, систематизируются методы, методики познавательной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...