Алгоритмический метод оценки сложности труда
Данная теория начала использоваться для описания трудового поведения человека с конца 50-х годов 20-го века, когда было необходимо найти единый язык фиксации операций, выполняемых машиной, и трудовых действий людей. Говоря простым языком алгоритмом обозначают некоторое правило, руководствуясь которым можно достичь нужного результата. Метод алгоритмического описания труда предназначен для обнаружения и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между ее компонентами. Составленные схемы могут служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Алгоритм может быть представлен в виде текста, в табличной форме, в виде символической строчной записи или граф-схемы. Стрелками на такой схеме изображается последовательность действий человека, выполняющего алгоритм. В простых случаях проверка логических условий требует принятия решения при выборе из двух вариантов. В трудовой деятельности работнику приходится нередко выбирать из большего количества вариантов, учитывать вероятность последующих событий. При составлении алгоритма важно выяснить типичное протекание деятельности и возможные отклонения от нормы, узнать их наиболее частые причины. В целом составление алгоритмического описания не ограничивается случайными наблюдениями, выясняет полную картину вариантов, задач и ситуаций. Составленный алгоритм используют в изучении индивидуальных стилей работы, выявлении особенно сложных в обучении этапов, действий, связанных с частым браком, аварийными ситуациями. Г.М.Зараковский разработал количественные показатели динамической интенсивности, стереотипности, логической (интеллектуальной) сложности, эмоциональной напряженности видов труда, построенные на основе составления логико-вероятностных (алгоритмических) описаний трудовой деятельности, и применил их в отношении специалистов военно-морского флота.
Эффективность алгоритмизации трудовой деятельности может быть оценена по экономическим критериям. Составление алгоритмов трудового процесса осуществляется в четыре этапа. 1 Последовательное изложение всех действий оператора в зависимости от тех или иных условий с обязательным дроблением на оперативные единицы – логические условия и типовые действия. 2 Алгоритм составляется в символической форме, так называемая логико-вероятностная модель. 3 Представлении алгоритма в виде граф-схем, которая наряду с большей наглядностью позволяет проследить за ходом процесса, выявить взаимосвязи между элементами алгоритма, позволяет в конкретных условиях собирать данные о временных параметрах и ошибках оператора. 4 Составление минимального, типичного и максимального варианта реализации алгоритма. Для записи алгоритма применяется логическая схема алгоритма (ЛСА). Типовые действия (ТД) – это действия, приводящие к формированию одной управляющей операции или ее элемента (нажатие педали, кнопки, поворот руля, переключение рычага и т.п.). Логические условия (ЛУ) – это сигналы, воспринимаемы извне или возникающие в памяти человека – оператора в виде энграмм – целей или образов, определяющих выбор того или иного типового действия. В ЛСА – заглавными буквами обозначаются ТД, а строчными буквами – ЛУ, определяющие выбор того или иного ТД. Для указания характера ТД (мысленные действия, двигательная реакция, и др.) и ЛУ (информация, получаемая извне, извлекаемая из памяти) вводится соответствующая индексация. После каждого логического условия ставится нумерованная стрелка (
Дальнейшая работа схемы алгоритма аналогична рассмотренной. Если при разработке алгоритма необходимо подчеркнуть, что данная операция или совокупность операций повторяется непрерывно, используют особый знак ω – «всегда ложное логическое условие». После ω всегда переходят к члену алгоритма, указанному стрелкой. Если необходимо подчеркнуть, что операция или совокупность операций повторяется в течение какого-то времени t, то ω снабжается соответствующим индексом Данные методы оценки сложности труда помогут дать оценку маршруту №133, чему и будут посвещены последующие разделы курсового проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|