Закон предложения и факторы, влияющие на предложение
Что такое предложение? Предложение показывает: какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам при условии, что все прочие факторы остаются неизменными. Здравый смысл подсказывает: производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они стали бы это делать по низкой цене. Почему? Потому, что цена для производителя это выручка за каждую единицу товара и она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой товар. Кривая предложения строится в тех же координатах и обозначается s (от англ. supply) и выглядит так:
Рассмотрим, как на предложение влияют неценовые факторы (детерминанты предложения). Основными влияющими на предложение факторами являются: 1. Цены на ресурсы. 2. Технология производства. 3. Налоги и дотации. 4. Цены на другие товары. 5. Ожидания изменения цен. 6. Число продавцов на рынке. Смещение кривой вправо означает увеличение предложения (продавец при данной цене поставляет большее количество товара). Смещение кривой влево означает сокращение предложения (при каждой из цен предлагается меньшее количество товара). Почему кривая предложения вообще имеет такой характер? Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. На каком-то этапе фирма сталкивается с ростом издержек производства своей продукции. Почему они растут? Вот самое простое объяснение: потому, что некоторые ресурсы (в особенности производственные площади и оборудование) невозможно увеличить за короткое время. И, наращивая количество других более мобильных ресурсов (например, рабочей силы или сырья), фирма перегружает оборудование, в результате чего эффективность снижается, а издержки растут.
1. Цены на ресурсы. Если цены на ресурсы снизятся, следовательно, снизятся издержки производства и увеличится предложение. Так, если цена на семена и удобрение снижается, можно ожидать увеличения предложения пшеницы (кривая сдвинется вправо). И, наоборот, повышение цен на горючее, семена, гербициды сместит кривую влево. 2. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести продукцию. Если цены на ресурсы не меняются, то издержки снизятся, а значит, увеличится предложение. 3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают налоги как издержки производства. Повышение налогов увеличивает издержки, а значит, сокращает предложение (кривая предложения сдвигается влево вверх). Дотации называют «налогом наизнанку». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, она фактически снижает издержки и значит, увеличивает предложение (кривая предложения сдвигается вправо). Так, дотации на детские продукты рассчитаны на увеличение предложения их. 4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны изменять положение кривой предложения. Так, пусть фермер выращивает пшеницу и гречиху. Снижение цены на пшеницу может побудить его выращивать и предлагать к продаже больше гречихи(кривая предложения гречихи сдвигается вправо). И наоборот, повышение цены на пшеницу может заставить фермера сократить предложение гречихи (кривая предложения гречихи сдвигается влево). 5. Ожидания по поводу будущих цен. Ожидания изменений цен могут повлиять на желание производителей поставлять товар на рынок в настоящее время. Пример. Крестьяне не сдают хлеб (т.е. текущее предложение сокращается) из-за возможных более высоких цен на него в будущем (кривая предложения сдвигается влево). А в промышленности ожидание повышения цен может побудить фирмы увеличить производственные мощности тем самым увеличить предложение.
6. Число продавцов. Чем больше число поставщиков товара, тем больше рыночное предложение. Чем больше фирм вступает в отрасль, тем больше кривая предложения смещается вправо. Следовательно, чем больше выход фирм из отрасли, тем сильнее кривая предложения смещается влево. Следует различать термин «увеличение предложения» - это сдвиг всей кривой вправо и «увеличение величины предложения» - это перемещение по кривой предложения. Подумайте: как геометрически интерпретировать ситуацию: а) в результате применения новой технологии и, следовательно, снижения издержек производства японские производители продают больше автомобилей; б) из-за снижения на розничных рынках цен на яблоки, их поставки на рынки сокращаются.. Теперь нужно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как осуществляется рыночное равновесие. Рыночное равновесие Пусть есть рынок, где много продавцов и покупателей. Такой рынок называют рынком совершенной конкуренции. Реальная цена и количество продукции на рынке формируются в результате взаимодействия спроса и предложения при обмене между покупателями и продавцами. Равновесная цена и равновесное количество определяется точкой пересечения спроса и предложения Е (equality). Что происходит, если цена выше равновесной? Образуется избыток товара, так как Qs>Qd. Чтобы освободиться от него, продавцы будут снижать цены. Это увеличит спрос (б) и, соответственно, так как цена ниже, уменьшит величину предложения (а). Цена будет падать до тех пор, пока не установится на уровне равновесия.
Что будет, если цена ниже уровня равновесия? Здесь спрос превышает предложение Qd >Qs. И покупатели начнут предлагать цену большую, чем существует. Рост цены приведет к сокращению спроса (а) и увеличению величины предложения (б). Пока есть дефицит, цена будет расти. Она перестанет расти, когда будет достигнуто состояние равновесия.
Все сказанное относится к конкурентному рынку. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на том уровне, когда решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.
Т.е. неравенство спроса и предложения порождает механизм, корректи- рующий это неравенство. Рассмотрим теперь случай, когда равновесная цена подвержена изменениям со стороны и спроса и предложения. а) изменение спроса (предложение = idem).
Мы видим: увеличение спроса приводит к росту и равновесной цены и количества продукта. Соответственно, снижение спроса, при неизменном предложении, ведет к снижению и равновесной цены и равновесного количества. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта. б) изменение предложения (спрос = idem) (например, из-за новой технологии).
С увеличением предложения цена снижается, а количество растет. Когда предложение снижается (государство увеличило налоги), цена растет, а количество уменьшается. Таким образом, существует обратная связь между изменением предложения и вытекающим отсюда изменением цены. А связь между изменением предложения и количеством продукта остается прямой. Понятно, что может возникнуть масса более сложных случаев. в) Пусть предложение увеличивается, а спрос сокращается. Что касается цены, то оба фактора - и увеличение предложения, и снижение спроса действуют в одном направлении (снижение цены). Что же касается количества продукта, то сокращение спроса его понижает, а рост предложения повышает. Все будет определяться параметрами изменений (формами этих кривых).
г) Пусть теперь наоборот: предложение сокращается, а спрос растет. Мы видим, что равновесная цена увеличивается (так как оба фактора увеличивают цену). Что же касается количества, то все зависит от того, что больше меняется; если спрос растет сильнее, чем снижается предложение, то количество может и возрасти. В ином случае оно снижается.
Контрольные вопросы
1. В чем причины ниспадающего характера кривой спроса? 2. Как геометрически интерпретировать «изменение спроса» и «изменение величины спроса при изменении цены»? 3. Как смещается кривая S, если предложение растет? А если оно снижается? 4. При каких условиях возникает дефицит товара, а при каких его излишек? 1.3 Эластичность спроса и предложения /Л.3, гл. 22/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|