Практическое применение коэффициентов эластичности
Где используется знание коэффициентов ценовой эластичности? Вот несколько ситуаций: 1. Представьте себе переговоры рабочих о повышении заработной платы в автомобильной отрасли с владельцем завода «Форд Моторз» 1958г. Рабочие утверждают: «Так как коэффициент ценовой эластичности спроса на автомобили Еdi ≈ 4,0, снижение цен на них поможет увеличить выручку и, значит можно повысить заработную плату рабочим безболезненно». Представители администрации фирмы: «Нет, коэффициент Еdi ≈ 0,5÷0,75, поэтому снижение цены приведет к сокращению выручки и прибыли, т.е. к убыткам». Т.е. численное значение Еdi было центральным вопросом в переговорах! 2. Высокий урожай. Расчеты показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции неэластичен (0,2÷0,25). Это значит, что увеличение сельскохозяйственного производства приведет к снижению выручки фермеров. Вывод: для фермеров неэластичный спрос на их продукт означает, что небывалый урожай может быть нежелателен. И политики делают вывод, что для повышения доходов фермеров надо ограничить объемы фермерского производства. Именно поэтому в благополучных странах оговариваются законодательно квоты на производство сельскохозяйственной продукции. 3. Акцизный налог. Пусть на продукт установлен налог 1 д.е., объем продаж равен 10 000 штук. Следовательно, поступления в бюджет от введения такого налога составят 10 000 д.е. Представим, что налог повышен до 1,5 д.е. Цена (из-за роста акцизного налога, который входит в цену) возросла. Это привело в случае эластичного спроса к сокращению объема продаж до 5 000 штук. И доход от налогообложения упал до 7 500 д.е. Вывод: введение акцизов на товар с эластичным спросом приведет к нежелательному снижению дохода в бюджет. Поэтому государство устанавливает акцизные налоги на такие продукты, спрос на которые неэластичен, т.е. такие, у которых мало заменителей (алкоголь, табак).
4. Наркотики. Спрос на них неэластичен. Это и создает трудности в борьбе с наркотиками. Известно, что власти стремятся ограничить поставки этого вида товаров в страну. К чему это ведет? При неэластичном спросе цена наркотиков резко повысится. Для продавцов – это увеличение прибыли (им это на руку). Для наркоманов – это увеличение тех сумм, которые надо раздобыть. А для этого нужно украсть, ограбить и т.п. Т.е. стремление властей только ограничить ввоз наркотиков приводит к росту преступности! А виноват неэластичный спрос на этот товар. Вывод: борьба с этим злом не может ограничиваться только ограничением объемов, нужны и другие меры.
Перекрестная эластичность спроса от цен Перекрестная эластичность спроса от цены означает %-ное изменение количества спрашиваемого товара при 1%-ном увеличении цены на другой товар: Exy = (4) Пример 5. Товар Х – маргарин, товар У – масло. Рост цены масла приводит к увеличению спроса на маргарин, т.е. перекрестная эластичность в данном случае положительна Еху > 0, так как это товары взаимозаменяемые (субституты). Совсем иначе обстоит дело с взаимодополняющими товарами (комплементами). Пример 6. Товар Х – видеокассета, товар У – видеомагнитофон. Рост цены на видеомагнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты. Перекрестная эластичность взаимодополняющих товаров отрицательна. Вопрос: чему равна перекрестная эластичность двух нейтральных товаров? (ответ: Еху = 0).
Эластичность предложения Эластичность предложения – это %-ное изменение количества предлагаемой продукции в ответ на 1%-ное изменение цены на нее, т.е. (5) Главным фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителя, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены. Чем длительнее этот период, тем больше изменится предложение, тем больше эластичность предложения.
Выделяют три типа периодов времени при анализе Еsр: - кратчайший; - краткосрочный; - долговременный. Рассмотрим их подробнее на примерах. 1. Кратчайший период. Крестьянин привез много помидоров. Кривая предложения будет абсолютно неэластична, так как 1) даже если бы он очень захотел, он не может предложить больше, чем привез (их не вырастить за ночь!); 2) продукт скоропортящийся, поэтому при любой цене он должен продать все (вот почему вечером цены на рынках падают). Здесь Еsр = 0, так как ∆ Q = 0.
Рис. 1.3.7Абсолютно неэластичное предложение
2. Краткосрочный период. Тот же производитель томатов, применив более интенсивную технологию, например, может предложить большее количество своего товара, в ожидании более высокой цены в следующем сезоне: Еsр > 0 (предложение эластично). 3. Долговременный период. Достаточен, чтобы многие фирмы успели расширить свое производство (увеличить участок земли, прикупив еще; прикупить тракторов, удобрений и т.п.). Это приведет к еще более эластичному предложению: Еsр >> 0.
Рис.1.3.8 Кривая предложения Рис. 1.3.9 Кривая предложения в краткосрочном периоде в долговременном периоде
Понятно, что в трех этих случаях одинаковое увеличение спроса приведет к различным последствиям (по Р* и Q*).
Рис. 1.3.10 Рост цены, Рис. 1.3.11 Меньший рост цены, Рис. 1.3.12 Еще мень- нулевое увеличение большее увеличение ший рост цены, количества количества еще большее увели- чение количества
Контрольные вопросы:
1. Что такое эластичность? Как рассчитать эластичность спроса по цене? 2. Почему понадобилась формула «центральной точки»? 3. Как связаны Еdр и выручка? 4. В каких ситуациях необходимо знание численных значений эластичности спроса по цене? 5. Что такое перекрестная эластичность спроса от цен? 6. Какой главный фактор влияет на эластичность предложения?
1.4 Теория потребительского поведения /Л.3; глава 23/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|