Актуальность дисциплины
Стр 1 из 8Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Екатеринбург
© НОУВПО Гуманитарный университет © С.Г. Шабас, 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнопсихология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дисциплины В настоящее время межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствует новейшей истории многих стран. И российское общество сегодня также расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Игнорировать эти проблемы опасно, так как они угрожают самой целостности государств, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, объединенных в этническую общность, невозможно. Становится ясно, что без пристального внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения различных этносов невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает значение этнической психологии одной из самых молодых, перспективных и сложных наук, предметом изучения которой является своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.
Таким образом, этнопсихология - это междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов. Современная этническая психология не представляет единого целого по тематике проблем и методам их изучения. Основными направлениями в настоящее время считаются следующие: · кросс-культурные исследования, направленные на выяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций представителей разных культур; · исследования этнического сознания и самосознания, этнической идентичности; · изучение этнических особенностей социализации новых поколений. В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах. Учебная дисциплина «Этнопсихология» реализует целостный подход к изучению этнических особенностей личности, народов, особенностей межэтнических отношений, а также основных методов этнопсихологических исследований и практической помощи, в результате чего студенты освоят основные теоретические направления современной этнопсихологии и одновременно приобретут практические навыки и умения ведения этнопсихологических исследований, а также грамотного использования различных приемов и техник в процессе этноконсультирования. 2. Цель дисциплины: научить студентов понимать основные системные закономерности познания и осмысления национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей и применять полученных знания в сравнительной оценке конкретных межэтнических отношений и для практических задач этнопсихологического консультирования 3. Задачи дисциплины: в ходе изучения дисциплины студенты будут: 1.всестороннее осмысливать и обобщать данные о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей;
2.понимать специфику социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определяющих своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии; 3.объяснять специфику познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер национальной психики людей в процессе анализа и обобщения своеобразия личностных качеств, определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности и поведения представителей конкретных этнических общностей; 4.интерпретировать специфику сравнительных (кросс-культурных) этнопсихологических особенностей различных народов мира и наиболее общие закономерности функционирования и проявления национальной психики; 5. выявлять специфику социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений, а также особенности прогнозирования межэтнической коммуникации в различных регионах мира. 4. Место дисциплиныв программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами: Этнопсихология возникла на стыке наук и органично связана с близкими по содержанию дисциплинами «Философия», «Социология», «Культурология», «Общая психология», «Социальная психология личности», «Психология общения», «Клиническая психология», «Психология личности», «Теория и практика социально-психологического тренинга», «Психодиагностика», «Конфликтология». В своем развитии этнопсихология основывается на изучении социально-психологических закономерностей человеческой психики. 5. Требования к уровню подготовки студента: для успешного освоения дисциплины студенты должны: 1. знать: · определения понятий: характер, культура, личность, идентичность, стереотипы, менталитет, этика, религия, ценности, психологическая помощь, психодиагностика, методы психологической помощи; · основные подходы в философии, культурологи, социологии, социальной возрастной психологии, психологии личности и психологии общения;
2. уметь: · использовать ресурсы системы Интернет, работать с первоисточниками, справочниками; · иметь навыки проведения психодиагностических процедур; · уметь применять методы прикладной социальной психологии, направленные на изучение социальных установок, социальных стереотипов, межгрупповых отношений; · иметь навыки сравнительного анализа базовых психологических феноменов. 6. Требования к уровню освоениясодержания курса: в результате освоения курса студенты: 1. знают: · историю возникновения и становления этнопсихологии в контексте европейской культуры, основные психологические направления в американской культурной антропологии, а также особенности становления этнической психологии в России; · основные теоретические положения этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнедеятельность человека; · специфику этнического фактора в современном обществе; · основные направления этнопсихологических исследований; 2.понимают: · место этнопсихологии в системе научного знания; · специфику протекания процессов социализации, инкультурации и культурной трансмиссии в современных этносах; · особенности национально-психологических этнических характеристик наций и народов; · культурную вариативность в психологии общения индивидов и групп; · различия в социально-психологических особенностях межэтнического восприятия, механизмы формирования этнических стереотипов, психологические механизмы возникновения межэтнической напряженности, явлений интолерантности в межгрупповом взаимодействии; 3.применяют: · методы и диагностический инструментарий в ходе этнопсихологического исследования; 4.анализируют: · индекс толерантности; · типы межэтнической идентичности; · современные межэтнические и межличностные отношения; · межгрупповое восприятие в межэтнических отношениях; 5. сравнивают: · причины, истоки, результаты протекания межэтнических конфликтов в разные исторические периоды у разных наций и народов. 7. Методическая новизна курса: В преподавании используются методы активного обучения: 1. интерактивное взаимодействие-актуализация личного опыта студентов; 2. кейс-технологии- «case study»-метод конкретных ситуаций; 3. проблемное обучение- лекции-дискуссии. В процессе изучения курса студенты проделывают значительную индивидуальную самостоятельную работу, способствующую личностному и профессиональному развитию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|