Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ




Очной и заочной форм обучения

 

Примерные темы рефератов

1. Противопоставление культур «вины» и «стыда»

2. Этнопсихологические аспекты супружества.

3. Проблема лидерства (моды, общения, конфликтов и др.) в свете этнопсихологии.

4. Культура и невербальное общение.

5. Этнические стереотипы и их влияние на общение.

6. Национализм и агрессия.

7. Психологические особенности этнической культуры (страна и этническая группа на ваш выбор).

8. Этническая идентичность и ее влияние на развитие человека.

9. Культурная специфика маскулинности и фемининности (мужественности и женственности)

10. Межкультурные различия в процессе давления группы на личность.

11. Этническая история народов России: формирование, расселение, современная ситуация (на примере любого народа, проживающего на территории Российской Федерации).

12. «Умный» и «богатый» («Добрый» и «злой» и др.) в русской (или иной национальной) фольклорной традиции и современном мире.

13. Концепции скрытого расизма

14. Исследования социализации детей ( этнография детства)

15. Проникновение, адаптация и ассимиляция этнокультурных методов в современном социуме.

16. Психологические причины роста этнической идентичности

17. Этнокультурные аспекты рекламы.

18. Использование опыта традиционной культуры для психологической поддержки людей разного возраста (детей, взрослых).

19. Тренинговые методы развития толерантности.

20. Влияние культуры на жесты, мимику и пантомимику

21. Национализм в молодежной среде.

22. «Образ врага» - его влияние на межгрупповые и межэтнические отношения.

23. Этнокультурные основы международного терроризма.

24. Этническая идентичность и межполовые взаимоотношения (любовь, брак).

25. Этническая идентичность и стратегии воспитания.

26. Мотивы миграции.

27. Особенности адаптации в новой культуре детей вынужденных мигрантов.

28. Влияние психологического травматизма на общую толерантность личности.

29. Особенности психологической адаптации лиц, обучающихся за рубежом.

30. Сновидение как культурный феномен (роль сна в культуре).

31. Современные представления о российской ментальности

32. Восприятие ребенка в традиционных и современных обществах

33. Русские мыслители о «загадке русской души»

34. Особенности лексики личностных черт в русском ( другом) языке

35. Адаптация беженцев в инокультурном окружении

36. формирование этнической идентичности в ситуации социальной нестабильности

37. Влияние настроения на активизацию этнических стереотипов

38. Индивидуализм и коллективизм как ценности этнической общности

39. Межкультурные противоречия в способах разрешения конфликтов

40. Оптимизм/пессимизм в структуре ментальности народа (на выбор)

41. Факторы адаптации к новой культурной среде

 

2. Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний

2. Понятия «род», «племя», «этнос», «нация», «народ», «народность», «раса»

3. Три ветви этнопсихологии: психологическая антропология, сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология и психология межэтнических отношений

4. «Emik» и «Еtik» подходы в этнопсихологии

5. Этнический парадокс ХХ века.

6. Географический детерминизм во взглядах ученых древности и Нового времени.

7. Немецкая классическая психология о "национальном духе". "Психология народов" Вундта.

8. Традиции этнической психологии в России.

9. Психологическое направление в американской культурной антропологии

10. Основные направления этнопсихологических исследований

11. Понятие этнического сознания и самосознания.

12. Особенности этнической самоидентификации русских в ее культурно-исторической динамике.

13. Психологический контекст феномена национализма.

14. Социально-психологические факторы формирования национального характера.

15. Этнические характеристики личности

16. Концепции "модальной" и "базовой" личности.

17. Этнический стереотип и особенности его функционирования.

18. Культурная вариативность вербального и невербального общения.

19. Культурные синдромы и психологическое измерение культур.

20. Влияние культуры на процесс социализации

21. Аккультурация и ее механизмы

22. Понятие этнического конфликта. Классификация этнических конфликтов.

23. Специфика психологического анализа этнических отношений.

24. Миграция и ее последствия

25. Понятия «геноцид», «ксенофобия», «национализм», «сегрегация», «дискриминация», «шовинизм», «толерантность» в современном обществен

26. Культурны шок и этапы межкультурной адаптации

27. Модель культурного научения и кросс-культурные тренинги

28. Метод контент-анализа в этнической психологии.

29. Экспериментальные методы и процедуры в исследовании этнических отношений.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Очной и заочной форм обучения

Работа № 1

Типы этнической идентичности.

Авторы: Г.У.Солдатова, С. В.Рыжова

Для самостоятельной работы студентов предлагается диагностическая методика, апробируемая на различных аудиториях по выбору студента. При этом технология работы и сама методика остаются идентичными начальной. После проведенных исследований студенту предлагается оформить полученные результаты количественной и качественной обработки.

Прогнозируемый результат самостоятельной работы: умение студента адекватно взаимодействовать с представителями различных этносов и полноценно использовать диагностический инструментарий для определения типов этнической идентичности в условиях мультикультурного общества.

Порядок выполнения:

1. Провести индивидуальную диагностику студентом лично для ознакомления с методикой и интерпретацией ее результатов

2. Произвести выборку испытуемых

3. Предложить испытуемым заполнить бланки

4. Провести количественную и качественную обработку полученных результатов

5. Заполнить бланки отчетности полученными результатами

6. Сформулировать предполагаемые причины получившихся результатов

7. Представить преподавателю бланки отчетности и обработки результатов

Требования к оформлению:

1. Бланк диагностики заполняется от руки

2. Бланк отчетности заполняется студентом письменно

3. Преподавателю сдаются все имеющиеся бланки диагностики и бланки обработки результатов

Критерии оценивания:

1. Письменное заполнение бланка студентом

2. Полнота и правильность количественной и качественной обработки результатов

3. Адекватность интерпретации полученной формации

Содержание самостоятельной работы

 

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника.

Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

4. Этноэгоизм – данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм является основой усиления деструктивности в межэтнических отношениях, что обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений.

В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...