Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ




Раздел I. Место этнопсихологии в системе научного знания

Тема 3. Методы исследования в этнопсихологии

Основные понятия и персоналии : основные методы исследования в этнопсихологии

Задание: Выявить специфику основных методов, используемых в этнопсихологических исследованиях

Вопросы:

1.Метод наблюдения в этнопсихологических исследования.

2. Метод опроса в этнопсихологии.

3.Контент-анализ.

4.Семантический дифференциал.

5.Региональная картотека человеческих отношений.

6.Анализ продуктов деятельности в этнопсихологии.

7.Тесты в этнопсихологии.

8.Метод «подбора черт» и «свободного описания».

9.Эксперимент в этнопсихологии.

10.Формирующие и корректирующие методы в этнопсихологии.

11.Специфика проведения этнопсихологического исследования.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты

· знают специфику основных методов, используемых в этнопсихологических исследованиях;

· понимают механизм выбора и применения различных методов;

· умеют определять предполагаемые результаты применяемых методов

Литература

Основная:

1. Павленко Н.В. Таглич С.А. Общая и прикладная этнопсихология:Учеб.пособ.-М.:Т-во научн. изд-й КМК, 2005

2. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб, 2002г.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология:Учеб. Для вузов/Т.Г. Стефаненко.-4-е изд-е испр. И доп.-М.:Аспект Пресс, 2009

Дополнительная:

  1. КрыськоВ.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.
  2. Платонов Ю.П. Этническая экспансия.-СПб.: Речь, 2011
  3. Этнотолерантность подростка Словарь/ под общ. Ред. А.Г. Козловой.-Речь,2007

Раздел II. История возникновения и становления этнопсихологии

Тема 4. Этническая психология в контексте европейской культуры

Основные понятия и персоналии: дух народа, психология народов Геродот, Тацит, Плиний Старший, Ш. Монтескье, И.Гердер, М.Лацарус , Г.Штейнталь, Г.Лебон, В.Вундт

Задание: выявить основные направления развития истории этнопсихологии

Вопросы:

1.Античная история и философия как основа зарождения этнопсихологии

2.Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш. Монтескье.

3.Идея народного духа в немецкой философии И.Гердера.

4. М.Лацарус и Г.Штейнталь о психологии народов как науке о народном духе.

5.Психология народов и масс в интерпретации Г.Лебона.

6. В.Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

· знают основные вехи истории становления этнопсихологии;

· понимают сущность географического детерминизма;

· умеют отличать понятия «народный дух», «дух народа», «психология народов»

Литература

Основная:

1. КрыськоВ.Г. Этническая психология . М., Академия, 2004.

2. Павленко Н.В. Таглич С.А. Общая и прикладная этнопсихология:Учеб.пособ.-М.:Т-во научн. изд-й КМК, 2005

3. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003.

Дополнительная:

  1. Вундт Вильгельм Проблемы психологии народов: пер. с нем. Изд 3-е.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» 2010,

2.Белик А.А. Личность, культура, этнос. Психологическая антропология. М., 2001г

  1. Шпет Г.Г.Введение в этническую психологию/Вступ.ст.И.В.Журавлева, изд. 2-е, доп.- М.: Издательства ЛКИ, 2010

Тема 5. Становление этнической психологии в России

Основные понятия и персоналии: психическая этнография, проблема национального характера в психологии, «коллективные переживания», «отношения к продуктам культуры», «тип», этногенез, А.А.Потебня , Г.Г.Шпет ,Л.С. Выготский, Л.Н. Гумилев

Задание: Выявить основные вехи становления этнической психологии в России

Вопросы:

1.«Психическая этнография» в русском географическом обществе в 40-е годы XIX века. 2.А.А.Потебня о роли языка в жизни народа.

3. Русские философы и историки о проблеме национального характера в психологии.

4.Г.Г.Шпет об основных понятиях этнопсихологии: «коллективные переживания», «отношения к продуктам культуры», «тип».

5.Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского и этнопсихология.

6. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

· знают основные вехи истории становления этнопсихологии в России;

· понимают сущность проблем изучения национального характера в психологии;

· представляют специфику основных концепции в русской этнопсихологии;

Литература

Основная:

1. КрыськоВ.Г. Этническая психология . М., Академия, 2004.

2. Павленко Н.В. Таглич С.А. Общая и прикладная этнопсихология:Учеб.пособ.-М.:Т-во научн. изд-й КМК, 2005

3. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003.

Дополнительная:

1. Вундт Вильгельм Проблемы психологии народов: пер. с нем. Изд 3-е.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» 2010,

2.Белик А.А. Личность, культура, этнос. Психологическая антропология. М., 2001г

3. Шпет Г.Г.Введение в этническую психологию/Вступ.ст.И.В.Журавлева, изд. 2-е, доп.- М.: Издательства ЛКИ, 2010

Тема 6. Психологическое направление в американской культурной антропологии

Основные понятия и персоналии: культурная антропология, «культура и личность», конфигурации культуры», базовая и модальная личность, Р. Бенедикт, А.Кардинер, К. Дюбуа, Р. Линтон, Ф.Хсю, Дж. Горер, К. Клакхон, У. Риверс, Херсковиц, Кемпбелл, Сепир-Уордф, П. Берлин, П. Кей

Задание:

· Определить историческую специфику психологического направления в американской культурной антропологии.

  • Выявить технологии экспериментальных исследований индивидуальных особенностей представителей разных культур.

Вопросы:

1.Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культурной антропологии.

2.Теория «культура и личность».

3.Понятие «конфигурации культуры» Р. Бенедикт.

4. Базовая (А.Кардинер) и модальная (К. Дюбуа, Р. Линтон) личность.

Современная психологическая антропология Ф.Хсю.

5.Национальный характер народов современного общества (Дж. Горер, К. Клакхон). 6.Сравнительно-культурный подход У.Риверса.

7.Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (Риверс, Херсковиц, Кемпбелл, Сепир-Уордф).

8.Концепция фокусных цветов Б. Берлина и П. Кея.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты

· знают основные вехи истории становления этнопсихологии в Америке;

· понимают сущность проблем изучения национального характера в психологии;

· умеют использовать понятия «конфигурации культуры», «базовая» и «модальная» личность;

· владеют технологией экспериментальных исследований индивидуальных особенностей представителей разных культур

Литература

Основная:

1. КрыськоВ.Г. Этническая психология . М., Академия, 2004.

2. Павленко Н.В. Таглич С.А. Общая и прикладная этнопсихология:Учеб.пособ.-М.:Т-во научн. изд-й КМК, 2005

3. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003.

Дополнительная:

1. Вундт Вильгельм Проблемы психологии народов: пер. с нем. Изд 3-е.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» 2010,

2.Белик А.А. Личность, культура, этнос. Психологическая антропология. М., 2001г

3. Шпет Г.Г.Введение в этническую психологию/Вступ.ст.И.В.Журавлева, изд. 2-е, доп.- М.: Издательства ЛКИ, 2010

Раздел III. Этнический мир человека





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...