Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этнопсихологическое исследование фольклорных произведений




(на примере народных сказок, пословиц и поговорок)

Автор: С.Г. Шабас

Для самостоятельной работы студентов предлагается методика этнопсихологического исследования фольклорных произведений.

Прогнозируемый результат самостоятельной работы: умение студента выявлять в фольклорных произведениях (сказки, пословицы и поговорки) специфические национальные черты, особенность поведения и отношения к «чужаку», являющиеся основой формирования базовых черт национального характера в условиях глобализации мультикультурного общества.

Порядок выполнения:

1. Выбрать для исследования одну нацию или народность

2. Проанализировать 5-7 народных сказок, выбрав собственные критерии анализа

3. На основе выбранных сказок описать:

· национальный этнический характер;

· поведение и специфику деятельности сказочных героев с учетом гендерных особенностей;

· отношение к «чужаку», к другому.

4.Представить пословицы и поговорки данной народности ли нации, подтверждающие сделанные выводы по 3-5 штук на каждое утверждение

Требования к оформлению:

1. Бланк отчетности заполняется студентом письменно от руки

2. Возможна проверка преподавателем бланка на предварительной стадии

Критерии оценивания:

1. Выбор соответствующих критериев анализа фольклорных произведений

2. Письменное заполнение бланка студентом

3. Адекватность интерпретации выбранной формации

4. Соответствие фольклорных произведений выбранной народности или нации

5. Заполнение всех частей бланка результатов

Предлагаемое этнопсихологическое исследование является самостоятельной работой студентов, в которой:

Предмет исследования: этнические характеристики сказочных персонажей определенной народности или нации, проявляющиеся в фольклоре (сказках, пословицах и поговорках)

Цель исследования: выявление специфики и механизмов проявления этнопсихологических особенностей сказочных персонажей в фольклорных произведениях

Задачи исследования:

1. Определение критериев анализа этнопсихологических особенностей сказочных героев

2. Выявление специфики и механизмов проявления национальных особенностей в фольклорном произведении- сказке

3. Подкрепление полученных результаты другими видами фольклора- пословицами и поговорками

Методологической основой исследованиявыступают принципы:

- детерминизма, на основе которого выявляется зависимость на­ционально-психологических особенностей от социальных, культуральных и обще­психологических факторов, оказывающих влияние на формиро­вание той или иной этнической группы или общности; единства сознания и деятельности, который обусловливает по­нимание различных этнопсихологических феноменов через их зави­симость от какого-либо вида деятельности, осуществляемой че­ловеком, являющимся представителем определенной этниче­ской группы.



-становлении структуры самосознания личности как универсальной, исторически сложившейся и социально-обусловленной психологической структуры, присущей каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что:

-в ходе исследования раскрывается сущностное значение фольклора для развития и формирования народности и нации;

-впроцессе анализа фольклорных произведений выявляются национальные черты, сказочных героев, их особенность поведения и отношения к «чужаку»;

-формируется представление о фольклоре как основе формирования базовых черт национального характера в условиях глобализации мультикультурного общества

 

Содержание самостоятельной работы

Одной из задач этнопсихологии является всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии

Фольклор – это народное творчество, включающее в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не известен, так как не известен автор произведения выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки,

загадки, былички, пестушки, заклички, частушки

Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями о давно минувших событиях, действительность свободно переплетается с вымыслом. Они содержат богатый материал для изучения народной психологии и быта.

Предметом повествования в сказке служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Сюжет сказки отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов.

Сказка, несмотря на значительную роль фантастики, имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность и раскрываются народные чаяния и ожидания.

То, что дошло до наших дней в форме фольклора, т.е. народные традиции, легенды и сказки, крайне важно в литературном, эстетическом, но в еще большей степени - в психологическом плане, т.к. здесь в запутанной и почти бессознательной форме содержится информация о событиях, имеющих трансцендентный смысл и являющихся основой для определенных циклов развития народов и наций.

Фольклор- это совокупность культурного продукта, древнейшая форма общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта, а также сам процесс такого отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда. Фольклор первичен по отношению к искусству; в этой форме сознания в синкретическом виде содержатся зачатки искусства, религии, науки.

Результаты работы:

После проведенного исследования результаты представляются студентом преподавателю в следующем виде:

 

Работа № 3

Ф.И.О._____________________________Факультет___________________Группа__________

Национальность, народность________________________________

1.Национальный, этнический характер (на основе анализа народных сказок)________________

_____________________________________________________________________________________

Пословицы, поговорки, подтверждающие сделанные выводы________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.Поведение и специфика деятельности (на основе анализа народных сказок)________________

_____________________________________________________________________________________

Пословицы, поговорки, подтверждающие сделанные выводы________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Отношение к «чужаку», к другому (на основе анализа народных сказок)___________________

____________________________________________________________________________________

Пословицы, поговорки, подтверждающие сделанные выводы________________________________

_____________________________________________________________________________________





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.