Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Газдеп Э. Раздел 9. Переломы верхней челюсти




газдеп э


Травматические повреждения тканей челюстно-лицевой области


Рис. 268. Обзорная рентгенограмма костей лицевого скелета того же ребенка после опера­ции. Головка левого суставного отростка нижней челюсти расположена под углом 10 °


Рис. 270. Обзорная рентгенограмма костей лицевого скелета ребенка с переломом левого суставного отростка нижней челюсти


 


Рис. 269. Обзорная рентгенограмма нижней челюсти ребенка с травматическим переломом тела нижней челюсти в области левых премоляров. Малый отломок нижней челюсти смещен кверху и внутрь, большой — книзу


 

Рис. 271. Рентгенограмма по Генишу половины нижней челюсти ребенка с переломом тела челюсти в области премоляров

люсти, асимметрия лица за счет отека мягких тканей в области пе­релома) и данных рентгенологи­ческого исследования (наличие линии перелома, смещение от­ломков челюсти). Дифференциальный диагноз переломов нижней челюсти следует прово­дить с ушибом мягких тканей, травмами зубов, передними и задними вывихами нижней челюсти, патологическими переломами на фоне опухолевого процесса.

Лечение переломов нижней челюсти зависит от возраста ребенка, локализа­ции перелома, смещения отломков, сопутствующих повреждений тканей челюст­но-лицевой области и т. п. Консолидация отломков нижней челюсти на альвео­лярном отростке происходит в сроки до 2 нед, в участке тела и ветви челюсти — До 3 нед. Именно на это время накладывают устройства для иммобилизации отломков.

Различают временную и постоянную иммобилизацию.

Временная иммобилизация фрагментов нижней челюсти осуществляется посредством лигатурного связывания. Показания к его применению — переломы


 


Ч/i/i




Раздел 9


Рис. 272. Спиральная компьютерная томография с мультипланарной реконструкцией ребенка с переломом левого суставного отростка

нижней челюсти в постоянном прикусе, когда невозможно осуществить постоян­ную фиксацию отломков. Лигатуры для иммобилизации фрагментов как можно раньше следует заменить на лечебные шины и аппараты, которые остаются до полной консолидации отломков. Для лигатурного связывания в детской практи­ке используют проводку диаметром 0, 2-0, 3 мм (бронзово-алюминиевую, медную с эпоксидным покрытием). Существуют разные варианты лигатурного связыва­ния и их модификации, но всегда необходимо учитывать основные правила их наложения:


Травматические повреждения тканей челюстно-лицевой области

1) лигатуры накладываются на зубы по обе стороны от линии перелома и ох­ватывают минимум по два здоровых зуба;

2) расположенные в линии перелома зубы в лигатурное связывание не включают;

3) лигатуру скручивают по часовой стрелке и она не должна травмировать слизистую оболочку десен и межзубной сосочек.

Постоянная иммобилизация отломков предусматривает применение разных видов зубо-десневых шин, шин-капп, остеосинтеза и т. п.

При поднадкостничных переломах тела нижней челюсти без смещения отлом­ков у детей до 7-8 лет используют пластмассовые каппы с целью ограничения нагрузки на челюсть. Такой вид фиксации обусловлен тем, что надкостница хо­рошо удерживает отломки челюстей. Использование пращевидных повязок для лечения переломов челюстей не имеет никакого смысла, поскольку они не фик­сируют челюсть так, как нужно, а при беспокойном поведении ребенка не держат­ся на голове. Учитывая то, что переломы нижней челюсти часто сопровождаются закрытой черепно-мозговой травмой, пращевидная повязка при возникновении рвоты — одного из симптомов такой травмы — может способствовать развитию аспирационной асфиксии. Ребенок с переломом нижней челюсти по типу " зеле­ной ветки" нуждается в соблюдении режима: ограничении активности; механи­чески щадящей диете, тщательном уходе за ротовой полостью, особенно при пов­реждении слизистой оболочки и надкостницы, а также профилактике нагноения подслизистых и поднадкостничных гематом, сопровождающих переломы ниж­ней челюсти в 90 % случаев; в связи с этим не следует применять УВЧ, СВЧ, а также согревающие компрессы на мягкие ткани в первые 2-3 сут после травмы.

В сменном прикусе смещенные отломки челюсти репонируют и фиксируют шинами-каппами. До недавнего времени они изготовлялись исключительно из пластмассы типа протакрил, что имеет существенные недостатки: изготовление их требует много времени; в состав пластмассы входит мономер, который часто вызывает аллергические реакции со стороны слизистой оболочки полости рта. Сейчас шины-каппы изготовляют по " Essix''-технологии. Такие шины отличают­ся легкостью, быстрым изготовлением и отсутствием токсического и аллергичес­кого действия на ткани десен, плотным прилеганием к ним, хорошей фиксацией фрагментов поврежденной челюсти. У детей 12-14 лет при наличии всех зубов на челюстях можно использовать различные виды назубных шин (рис. 273).

Остеосинтез у детей имеет ограниченные пока­зания к применению в пе­риод сменного прикуса, что обусловлено наличием и

Рис. 273. Обзорная рентгеног­рамма (в прямой проекции) нижней челюсти ребенка с травматическим переломом ее ментального отдела слева пос­ле иммобилизации фрагментов проволочными шинами с зацеп­ными крючками и межчелюст­ной тягой


Я. Л7


Раздел 9


" Ч


Травматические повреждения тканей челюстно-лицевои сголаии


 


Рис. 274. Обзорная рентгеног­рамма в передне-задней про­екции и носо-лобной укладке костей лицевого скелета ре­бенка с травматическим отра­женным переломом правого суставного отростка нижней че­люсти (до операции). Опреде­ляется нарушение целостности кости в виде неровной треу­гольной тени просветления в области шейки правого мыщел-кового отростка. Головка пра­вого мыщелкового отростка смещена внутрь и образует с ветвью нижней челюсти угол 90°

Рис. 275. Обзорная рентгеног­рамма костей лицевого черепа того же ребенка после опера­ции. Головка правого суставного отростка находится в правиль­ном положении, угол с ветвью нижней челюсти составляет 0°

возможностью травмирова­ния зон роста, зачатков пос­тоянных зубов. Этому ме­тоду отдают предпочтение при переломах угла, ветви и мыщелкового отростка нижней челюсти со смещением у детей старшего возрас­та. Для остеосинтеза используют костный шов или фиксирующиеся шурупами титановые пластины.

Переломы суставного отростка без смещения или с углом смещения до 30 фиксируют назубными шинами, шинами-каппами, двучелюстной бреккет-систе-мой. При смещении отломка суставного отростка более 30° или переломо-вывихе проводят оперативную репозицию отломков. Практика лечения таких переломов показала, что фиксировать репонированный суставной отросток нет необходимос­ти. Для обеспечения покоя нижней челюсти после репозиции отломков применя­ются проволочные шины с зацепными петлями и межчелюстной тягой (у детей старшего возраста) или шины-каппы (у детей младшего возраста) (рис. 274, 275). С целью улучшения течения раневого процесса и профилактики местных ос­ложнений детям назначают антибактериальные, антигистаминные препараты, ви­тамины групп A, D, Е, стимуляторы остеогенеза, анальгетики, а также механичес­ки щадящую и витаминизированную пищу. Питание детей с переломами челюс­тей на период иммобилизации отломков должно отвечать таким требованиям:


 

— все продукты должны быть в жидком, полужидком, протертом или каши­цеобразном виде;

— еда должна быть витаминизированной, богатой белками и углеводами и легко усваиваться;

— способ введения пищи подбирается индивидуально с учетом местного ста­туса (наличие дефекта зубного ряда, куда можно ввести трубочку, носик поиль­ника или канюлю шприца для подачи пищевой смеси): иногда применяют и зон­товое питание, особенно в тех случаях, когда нарушено глотание;

— при переломах челюстей изменяется режим питания — оно становится дробным — до 6-8 раз в сутки, но уменьшается ее объем за один прием.

Для формирования костной мозоли ребенку необходима диета с повышенным содержанием белка, кальция, фосфора и витаминов. Поэтому в рацион включают молочные продукты, мясо, рыбу, яйца, овощи, фрукты в оптимальным для усво­ения соотношении кальция, фосфора, магния.

Особое внимание уделяют гигиене полости рта. Ребенок старшего возраста мо­жет ухаживать за полостью рта без помощи взрослых, а младшим детям взрослые очищают ее спринцовкой или шприцом. Если ребенок пребывает в стационаре, то широко используют аэрозольные орошения полости рта разными антисептиками, а в период консолидации отломков применяют физпроцедуры: электрофорез каль­ция на место перелома, магнитотерапию, гелий-неоновое облучение.

Последствиями переломов нижней челюсти могут быть: развитие воспали­тельных процессов мягких тканей и кости (абсцессы, флегмоны, остеомиелит), отставание в росте и деформация челюсти, прикуса, дефект зубного ряда, артрит и анкилоз височно-нижнечелюстного сустава, контрактуры.

ПЕРЕЛОМЫ ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Переломы верхней челюсти (fracturae os maxillae) у детей бывают редко и обычно являются следствием тяжелых травм. Классифицируются они по Фору и предусматривают рубрикацию не только переломов верхней челюсти, но и скуло­вой кости, дуги, носа, то есть среднем! зоны лица. У детей различают нижний, средний и верхний типы перелома.

Линии " слабости" по Дюшанжу и Вассмунду, Амбредану, предложенные для классификации у взрослых, для детей не всегда характерны. Единственная линия перелома, совпадающая с таковой у взрослых, — это проходящая по основанию альвеолярного отростка линия Герена. При среднем переломе верхней челюсти у детей (особенно раннего возраста) нарушение целостности костей определяется в нетипичных местах, то есть проходит не по костным швам (местам соединения верхней челюсти со скуловой костью, глазницей, носовыми костями), что связа­но с эластичностью костной ткани челюстей. Верхний перелом верхней челюсти *- это черепно-челюстное разъединение, возникающее у детей очень редко при тяжелой (например автомобильной) травме.

Гравмы верхней челюсти часто сопровождаются дефектом костной ткани, нё­ба, носа. Вызвано это как силой удара, так и анатомическим строением среднего отдела лица (наличие воздухоносных пазух, носовых полостей, плотное соедине­ние слизистой оболочки пазух с костями). Кроме того, близость мозгового чере­па (верхняя челюсть тесно связана с костями черепа) способствует при травме



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...