Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 24. Какие показатели применяются для оценки рыночной власти фирмы? Назовите и охарактеризуйте их. Существуют ли проблемы подсчета этих показателей на практике?




Рыночная власть представляет способность производителя или потребителя воздействовать на рыночную цену.

Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные. Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия решений и, конечно, тип конкуренции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влияния на рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы.

Индекс Лернера (IL) может быть рассчитан посредством вычитания предельных издержек из величины монопольной цены при пересчете на уровень неконкурентных цен:

IL = [P (m) — MC] / P (m),

где P (m) — цена монопольного рынка;

MC — издержки на дополнительно произведенную единицу продукцию.

При этом 0 < IL < 1. Если данный показатель по своему значению ближе к 0, это свидетельствует о преобладании на рынке совершенной конкуренции, которая наиболее приемлема для успешного развития рыночной экономики. Чем ближе данная величина к единице, тем больше вероятность того, что на рынке появилась фирма, желающая диктовать свои условия, — монополист. Олигополия характеризуется индексом Лернера около 0.6 — 0.8, Зачастую коэффициент Лернера оказывается тяжело подсчитать из-за предельных издержек, поэтому в этом случае гораздо удобнее использовать величину средних издержек как затрат на единицу продукции. В этом случае:

IL = (P — АС) / P.

Индекс концентрации CR - это показатель, характеризующий, какая доля рынка приходится на заданное количество самых крупных игроков.

CR определяется как сумма долей рынка n самых крупных компаний. Чем выше полученное значение, чем ближе оно к 100, тем более монополизирован рынок.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) — еще один показатель степени концентрации рынка. Он может быть рассчитан как сумма долей каждой фирмы в отдельности, которые ведут свою производственную и сбытовую деятельность на данном рынке:

IHH = Сумма (qi)2,

где qi — продукт, произведенный одной из фирм.

IHH характеризуется неравенством: 0,01 < IHH < 1. Соответственно чем меньше его значение, тем сильнее конкуренция и слабее рыночная власть.

Таким образом, благодаря данным показателям государство может контролировать процесс функционирования фирм и, как следствие, бороться с монополиями.

25. Позитивные последствия олигополии:
• крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;
• конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.
• крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.
• отсутствие столь разрушительной силы конкуренции, какая существует в условиях свободного рынка
• более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии;
• трудность проникновения посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.
Негативные последствия олигополии
• олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;
• заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. Это снижает уровень удовлетворения потребностей людей.
• олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.
• Несовершенство информации.

27.

Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняются определенным неписаным правилам. Позволяет избежать юр. ответственности и уменьшить риск непредсказуемости конкурентов. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия. Основное содержание правила – порядок установления цен. Механизм координации включает три компонента:

1. Лидерство в ценах.

2. Единую методику ценообразования (издержки плюс)

3. Фокальные точки.

1. «Лидерство в ценах» состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, лидерство на основе низких издержек и барометрическое лидерство.

А) Лидерство доминирующей фирмы – ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений. Все фирмы автоматически принимают любую цену, предложенную лидером, т.е. превращаются в ценополучателей.

Так как большая часть фирм – ценополучатели, кривые из предложения совпадают с кривыми предельных издержек. Для каждого заданного уровня цен с ее помощью можно определить объем производства. А кривая предложения всей этой группы фирм может быть получена горизонтальным суммированием индивид кривых этому предложению противостоит отраслевой спрос D). При цене Р0 при которой мелкие конкуренты могут удовлетворить весь отраслевой спрос Sf=D, спроса на продукцию лидера не будет вовсе. DL = D-Sf, В соответствии с кривой спроса на продукцию лидера складывается кривая MRL, выявляется оптимальный уровень производства QL и цена PL. Конкуренты получатели поддержат этот уровень и выпустят Qf.

Б) Лидерство на основе низких издержек. При данном виде лидерства элементом принуждения является возможность одной из фирм без убытка для себя поддерживать более низкие, чем у других цены.

 

На рынке дуополия. Существует одинаковый спрос D1 и предельный доход MR1. Предположим, что фирма имеет более низкую кривую общих и предельных издержек. Фирма лидер установит Qа и Pa, Вторая фирма не может назначить цену вше чем Ра, это значит что ее спрос горизонтальный.

На графике отмечается новая кривая спроса D2, поскольку она горизонтальна с ней совпадет и MR2. Далее кривая спроса на продукцию второй фирмы пойдет по прежней кривой спроса D1, а кривая пред дохода по MR1 претерпев разрыв. Вторая фирма также произведет оптимальный объем Qa и Pa, так как меньше производить невыгодно MC2 < MR2, больше тоже MC2>MR1. Экономический смысл – фирма лидер навязывает оптимальные для нее низкие цены фирмам с более высокими издержками. Прибыль фирмы с низкими издержками выше, если она будет использовать ее на повышение технологии, кривая пред издержек будет спускаться все ниже, загоняя вторую фирму в убыток.

В) Барометрическое лидерство - ситуация на рынке, когда согласие других участников поддерживать цены на уровне лидера связано не с каким-то давлением на них, а с пониманием выгодности выдвинутых ценовых предложений. По этой причине барометрическое лидерство не обязательно осуществляется самой крупной фирмой отрасли, но скорее самой авторитетной.

Однако барометрическое лидерство - более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижение высокого уровня цен.

Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных

Схема «издержки плюс» используется в отсутствие ценового лидера для координации действий. Сначала рассчитывается средний уровень издержек. Наибольший удельный вес имеют переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар (чем выше эластичность, тем он ниже).

3. Фокальные точки. Фокальной точкой является определенный, притягательный для многих, если не для всех участников рынка, общеизвестный пункт. Фокальные точки выбираются по принципу аналогии, на основе предшествующего опыта. В качестве фокальных точек чаще всего используются исторически обусловленные и(или) долго не менявшиеся показатели. Назначая цену на уровне фокальной точки, фирма показывает свое намерение не развязывать ценовой войны, молча призывая других рыночных агентов к координации. Если же фирма отклоняется от фокальной точки, это служит признаком ее стремления к ценовой конкуренции и, в случае победы, к установлению своей собственной новой фокальной точки.

28.

1)Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и иен с ростом вы­пуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулиров­ка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Иначе говоря, при несовершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы подчиняется общему закону спроса (чего при совершенной конкуренции на уровне фирмыне наблюдается). Эко­номический смысл этой закономерности состоит в том, что боль­шие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовать только снижая цены.

Общий вид кривой спроса на продукцию фирмы при несовершенной конкуренции.

2)

Как видно на схеме 10.1, всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции последнего. Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж, и уж, конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли являются:

Ø преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии).

Ø легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права).

Ø нечестная конкуренция.

Чем больше компания, чем ближе она к 100%-ому охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. Вот эти-то рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для всех, стремящихся к вторжению в отрасль.

3) Одной из особенностей рыночного поведения монополистов является х-неэффективность. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне фирму вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, сни­жать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать. В случае с монополией этот естественный ограничитель отпада­ет — конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы — от зарплаты неэффективного работника до необоснованных издержек на содержание топ-менеджеров — без проблем могут быть вклю­чены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом х-неэффективностью называется бесхозяй­ственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объек­тивно обусловленного уровня.

29. В общей форме принцип равных предельных издержек можно сформулировать следующим образом: оптимальная структура выпуска товара или услуги многозаводской фирмы достигается, когда предельные издержки в любом месте производства становятся одинаковыми. Соответствующий этому принципу процесс максимизации прибыли многозаводской фирмы является двухшаговым.

Первый шаг состоит в определении пересечения кривых MR и MC для всей фирмы (точка О на рис 7.7в) Кривая MR задается спросом который рынок предъявляет на продукцию фирмы. А кривая MC фирма может определить с приема горизонтальнорго суммирования кривых предельных издержек ее заводов. Если первый завод с предельными издержками в 5 тысяч рублей выпускает 500-ю единицу продукции, а второй – 600-ю, фирма в целом способно произвести 1100-ю единице, не превышая того же уровня предельных издержек. Второй необходимы шаг состоит в распределении найденного оптимального объема выпуска между двумя заводами в соответствии с принципом равных предельных издержек. На графике это достигнуто с помощью построения горизонтальной прямой, проведенной из точки О до пересечения с кривыми MC1 и MC2. Объемы выпуска Q1 и Q2 и будут представлять собой оптимальные производственные задания для каждого из заводов. Легко видеть, что при этом предельные издержки выпуска продукции обоими заводами оказываются одинаковыми, а суммарный выпуск соответствует общефирменному оптимуму Q0

 

Можно выделить пять основных принципов применения правила MC=MR:

1) принцип адекватного подбора переменных;

2) принцип полноты учета предельных издержек;

3) принцип полноты учета предельного дохода;

4) принцип равных предельных издержек;

5) принцип равных предельных доходов.

 

30.

Модель Курно позволяет анализировать поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить размер собственного производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью.

На рисунке показано, каким было бы повеление фирмы в таких условиях. Чтобы не усложнять график, мы сделали два дополнительных упрощения. Во-первых, приняли, что оба дуополиста — это совершенно одинаковые, ничем не различающиеся фирмы. Во-вторых, допустили, что предельные издержки обеих фирм постоянны: кривая МС идет строго горизонтально. Последнее допущение, как было показано в главе об издержках, не столь-уж нереалистично. Скорее можно сказать, что оно ограничивает анализ нормальным уровнем загрузки производственных мощностей. То есть на кривой МС рассматривается только средняя часть, лежащая возле технологического оптимума и действительно выглядящая как горизонтально прямая.

Анализ поведения дуополиста в модели Курно был поэтапным. Пусть сначала одному из олигополистов (фирме № 1) будет точно известно, что второй конкурент вообще не планирует выпускать продукиию. В этом случае фирма № 1 фактически станет монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займет некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек МС = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства (в изображенном на графике случае — 50 ед.) и уровень иен (Р1).

Ну а что случится, если в следующий раз фирме № 1 станет известно: ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции по цене Р1? На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Внимательно рассмотрев график, мы, однако, убедимся, что это не так.

Если фирма № 1 тоже установит цену Р1, то спроса на ее продукцию действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по этой цене, уже поставлены фирмой №2. Но если фирма № 1 установит более низкую цену Р2, то обший спрос рынка возрастет (в нашем примере составит 75 ед. — см. кривую спроса отрасли D0), Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75 - 50 = 25). Если же цена будет опушена до Р3 то, повторив аналогичные рассуждения, можно установить, что потребность рынка в продукции фирмы № 1 составит 50 ед. (100 - 50 = 50).

Под равновесием Курно понимается такое сочетание объемов выпуска каждой фирмы, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска. или по-другому в точке равновесия Курно ожидаемый конкурентами объем выпуска продукции любой из фирм совпадает с фактическим и при этом является оптимальным.

Существование равновесия Курно свидетельствует о том, что олигополия как тип рынка может быть устойчивой, что она не обязательно ведет к череде непрерывных, болезненных переделов рынка олигополистами. Математическая теория игр, однако, показывает, что равновесие Курно при одних допущениях о логике поведения дуополистов достигается, а при других — нет. При этом решающее значение для достижения равновесия имеет понятность (предсказуемость) действий партнера-конкурента и его готовность к кооперативному поведению по отношению к сопернику.

Q(1) = ф Q(2), Q(2)= ф Q(1)

Q(1) — размер производства фирмы № 1; Q(2) — размер производства фирмы № 2.

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемлемые объемы производства. Все данные для графика мы взяли из предыдущего примера. Так, если о фирме № 2 известно, что она собирается выпустить 75 ед. продукции, то фирма № 1 примет решение о выпуске 12,5 ед. (точка А). Но если фирма № 1 действительно выпустит 12,5 ед. продукции, то, как видно на графике, фирма № 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурентом вынудит фирму № 1 выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. продукции (точка О)и т.д.

Легко заметить, что уровень производства, который фирма устанавливает исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть этот уровень. Это вызывает новую корректировку объема производства фирмы № 1, что в свою очередь снова изменяет планы фирмы № 2. То есть ситуация является неустойчивой, неравновесной.

Однако существует и точка устойчивого равновесия — это точка пересечения кривых реакции обеих фирм (на графике — точка О). В нашем примере фирма № 1 выпускает 33,3 ед. исходя из того, что конкурент выпустит столько же. А для последнего выпуск 33,3 ед. действительно является оптимальным. Каждая из фирм выпускает обьем продукции, максимизирующий ее прибыли при данном объеме производства конкурента. Ни одной из фирм не выгодно менять объем производства, следовательно, равновесие устойчиво. Оно получило в теории название равновесия Курно.

31.

Модель Курно позволяет анализировать поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить размер собственного производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью.

На рисунке показано, каким было бы повеление фирмы в таких условиях. Чтобы не усложнять график, мы сделали два дополнительных упрощения. Во-первых, приняли, что оба дуополиста — это совершенно одинаковые, ничем не различающиеся фирмы. Во-вторых, допустили, что предельные издержки обеих фирм постоянны: кривая МС идет строго горизонтально. Последнее допущение, как было показано в главе об издержках, не столь-уж нереалистично. Скорее можно сказать, что оно ограничивает анализ нормальным уровнем загрузки производственных мощностей. То есть на кривой МС рассматривается только средняя часть, лежащая возле технологического оптимума и действительно выглядящая как горизонтально прямая.

Анализ поведения дуополиста в модели Курно был поэтапным. Пусть сначала одному из олигополистов (фирме № 1) будет точно известно, что второй конкурент вообще не планирует выпускать продукиию. В этом случае фирма № 1 фактически станет монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займет некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек МС = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства (в изображенном на графике случае — 50 ед.) и уровень иен (Р1).

Ну а что случится, если в следующий раз фирме № 1 станет известно: ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции по цене Р1? На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Внимательно рассмотрев график, мы, однако, убедимся, что это не так.

Если фирма № 1 тоже установит цену Р1, то спроса на ее продукцию действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по этой цене, уже поставлены фирмой №2. Но если фирма № 1 установит более низкую цену Р2, то обший спрос рынка возрастет (в нашем примере составит 75 ед. — см. кривую спроса отрасли D0), Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75 - 50 = 25). Если же цена будет опушена до Р3 то, повторив аналогичные рассуждения, можно установить, что потребность рынка в продукции фирмы № 1 составит 50 ед. (100 - 50 = 50).

32. Критерий оптимальности (критерий оптимизации) — характерный показатель решения задачи, по значению которого оценивается оптимальность найденного решения, то есть максимальное удовлетворение поставленным требованиям.

Задача выработки эффективно действующей структуры крупной корпорации сводится к поиску оптимального сочетания иерархического принципа организации и спонтанного порядка внутри самой фирмы.

Главным результатом эволюции организованной структуры крупных предприятий можно считать переход от преобладания унитарной (U-форма) к мультидивизионной (М-форма) фирме.

U – форма характеризует организацию, ориентированную на выпуск одного товара или узкого ассортимента близких товаров. Право принимать решение по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит здесь относительно узкой группе высших управляющих.

 
 

Организационная структура показана на рисунке ниже

М – форма типична для фирм со многими подразделениями, выпускающих большую номенклатуру продукции и действующих на нескольких рынках одновременно. Данная форма организации бизнеса характеризуется отделением краткосрочных решений, принимаемых на уровне подразделения, от долгосрочных, или стратегических, которые принимаются центральной дирекцией.

Организационная структура показана на рисунке ниже

 

33. Объяснить и показать графически кривую спроса на труд, предъявляемый на рынке фирмами

Спрос на труд - количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы.

Спрос на труд считается вторичным, носит производный характер по отношению к спросу на готовую продукцию фирмы.

Спрос на труд зависит: 1) от производительности (отдачи) труда, т.е. от того, сколько готовой продукции можно изготовить, используя одну единицу ресурса; 2)от цены экономических благ, произведенных с его помощью;3) от цены самого ресурса труд и издержек, связанных с его приобретением.

График спроса фирмы на труд есть график предельного продукта (предельной производительности) труда.

Предельный продукт труда(MPL или LD) – прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения 1 дополнит.единицы труда. Действует закон убывающей производительности(отдачи), который гласит: добавление единиц переменного ресурса к фиксированной величине постоянных ресурсов непременно приведет к ситуации, когда каждая последующая единица переменного ресурса начнет прибавлять к валовому продукту меньше, чем предыдущая. В соответствии с этим законом величина предельного продукта труда MPL - при неизменном объеме других используемых факторов производства – будет уменьшаться по мере увеличения применяемого труда. Этим обусловлен отрицательный наклон кривой спроса на труд. Это означает, что спрос на труд является функцией от реальной заработной платы, причем зависимость эта отрицательная, т.е. чем выше реальная заработная плата, тем меньше величина спроса. Изменение реальной заработной платы ведет к движению вдоль кривой спроса на труд и к изменению величины спроса на труд.

34. Объяснить и показать графически модель ломаной кривой спроса на рынке с конкурирующими олигополиями.


Пусть фирма в некоторой неоптимальной точке А своей кривой спроса D1 и стремится перейти из нее в точку О1, дающую максимальную прибыль(МС=МR). В какой-то момент конкуренты сочтут свои интересы ущемленными, так как расширение сбыта данной фирмы означает, что кривая спроса на их продукцию падает. Поэтому они сами могут снизить цены для расширения своего сбыта. Если конкуренты начнут ответное снижение цен после падения цены до Pn,то начиная с точки N кривую спроса D1 сменит более резко падающая кривая спроса D2.

Уменьшается эластичность спроса. Это вызвано тем, что до точки N каждое понижение цены помимо естественного увеличения спроса вызвало еще и поток перебежчиков от не снизивших свои цены конкурентов. После точки N конкуренты также начинают понижать цены. Потом перебежчиков иссякает, и в ходе дальнейшего снижения цен спрос растет слабее, т.е. менее эластично.

Изменение кривой спроса порождает новую кривую предельного дохода. При этом если кривая спроса приобретает ломаный вид, то для кривой предельного дохода становится характерным разрыв.

Точка О1 перестает быть оптимальной, т.к. MR2 и МС пересекаются в новом месте. Достижение точки О1 становится вообще невозможным, так как она выше действующей кривой спроса D2.

Не очевидно и то, что возможно достижение точки О2. Ведь на новое снижение цен контрагенты могут ответить еще более резкими контрмерами.

Проявляя упорство в снижении цен, фирма-олигополист рискует вызвать цепную реакцию ответных мер конкурентов и снижения спроса на свою продукцию. И в итоге не повысить свою прибыль, а уменьшить ее.

35. Объяснить и показать графически предложение фактора труд, а также кривую индивидуального предложения труда.

Предложение труда, субъектами которого выступают домашние хозяйства, находится в прямой зависимости от величины заработной платы. В случае увеличения заработной платы продавцы услуг труда (иными словами, наемные работники) будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится. Данную зависимость иллюстрирует кривая предложения труда.

Факторы, определяющие предложение труда:

1)Величина реальной заработной платы. Зависимость между реальной заработной платы и объемом предложения труда является прямой (чем выше заработная плата, тем больше предложение труда).

2)Стратегия нанимаемого. Работник инвестирует время и деньги в повышении собственных производственных возможностей путем получения образования.

3)Время. Человек стоит перед альтернативой распределения времени суток: если он будет больше отдыхать, то меньше останется времени для работы. Он находится под воздействием двух эффектов, присущих также для рынков товаров и услуг, — эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Т.е. при достижении работником определенного уровня дохода и материального благополучия, он все большее время уделяет для отдыха и другого времяпрепровождения. При этом им учитывается упущенный заработок, который мог бы быть при отказе от досуга.

На графике проиллюстрирована кривая предложения, которая немного отличается своей конфигурацией. Все дело в эффектах замещения и дохода. Первоначально кривая предложения как и полагается имеет положительный наклон и движется от оси ординат. Т.е. при росте заработной платы увеличивается и предложение. Причем, при возросшей заработной плате, каждый час отработанного времени ценится работником больше, а час свободного времени, воспринимается им как упущенная выгода. Поэтому свободное время замещается рабочим временем. Данный эффект замещения на графике проявляется на кривой SL до точки M. Заработная плата, достигнув своего возможного максимума в точке M, приводит к сокращению предложения труда. Это происходит под воздействием эффекта дохода. Т.е. при повышении заработной платы и достижении ее определенного максимума, у работника наступает высокий уровень благосостояния. Он начинает больше времени уделять своему досугу, ведь доход теперь достаточно высокий и не обязательно все время уделять рабочему процессу.

36. Объяснить и показать графически рынок труда в условиях господства профсоюзов

Профсоюзы представляют собой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Первая модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд.

Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд — например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спроса на готовую продукцию.

При достижении профсоюзом увеличения спроса на труд кривая спроса смещается вправо из положения D1 в положение D2. В этом случае одновременно решаются две задачи:

• увеличивается занятость (с L1 до L2),

• возрастает ставка заработной платы (с W1 до W2).

Эта модель является исключительно привлекательной, но на практике она трудно осуществима.

Модель сокращения предложения труда (рис. 11.8).

Вторая модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда.

Это может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми (замкнутыми). Они устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограничения численности своих членов. Для этого используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п.

Если профсоюзы теми или иными способами добиваются уменьшения предложения труда, то его кривая из положения S1 смещается в положение S2. Следствием этого будет рост ставки заработной платы с W1 до W2. Одновременно занятость уменьшиться с L1 до L2.

Модель прямого воздействия на зарплату (рис. 11.9).

Самая распространенная в наше время модель сориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюза. Как правило, ее реализуют мощные, открытые (то есть доступные для всех желающих вступить в них) отраслевые или общенациональные профсоюзы, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить предприятия пойти на желательный для профсоюза рост ставок заработной платы.

 

На графике (рис. 11.9) видно, что равновесная ставка заработной платы в условиях конкурентного рынка труда могла бы составить WO. Однако отраслевой профсоюз добивается установления заработной платы на уровне не ниже WTU, в противном случае грозя забастовкой. Кривая предложения труда SL превращается в ломанную кривую WTUCSL, (на графике она выделена утолщением). В соответствии со своей кривой спроса предприятие ответит на рост ставки заработной платы с WO до WTU сокращением числа занятых работников с LO до LTU.

Обратим внимание на тот факт, что повышение заработной платы происходит за счет сокращения занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.

37. Объяснить и показать графически универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельных доходов (MC = MR) - максимизации прибыли.

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рисунке этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке непунктирными линиями.

Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде: P = MC.

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.

38. Основные черты монопольного рынка. Характер барьеров, ограничивающих доступ в отрасль. Кривая спроса и предельного дохода при монополии. Поведение фирмы-монополиста и последствия монополизации. Объяснить и показать графически

Монополия – состояние рынка, при котором на нем действует один-единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора.

Черты монополии: уникальность продукции, единственная фирма-гигант, непреодолимые барьеры, полная информация. Всевластию монополиста помогают уникальность и незаменимость его продукции. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Речь идет о полной информации, а не о совершенной как в абстрактной модели соверш.конкуренции. Барьеры характеризуются высокой капиталоемкостью, нечестной конкуренцией, легальными барьерами (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения).

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли.

2. Финансовые — новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

3. Собственность на некоторые виды ресурсов.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.


2. Методы недобросовестной конкуренции: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

кривая спроса и предельного дохода монополиста.

Поскольку монополист — единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.

Краткосрочный период. На графике отражается процесс выбора оптимального объема производства монополистом и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли. Объем производства установится на уровне Qm, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (МС=МR). Проекция этой точки на кривую спроса (точка Оm) задаст и равновесную цену Рm. Точка Оm отражает не только ценовой и количественный оптимум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

При монополии степень несовершенства рынка достигает максимума.

Долгосрочный период. Монополист не имеет кривой предложения. Решение монополиста об изменении масштаба производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Монополист сам определяет, сколько продукции в отрасли выпускать => он может варьировать предложение, чтобы максимизировать прибыль.

 

Первый график: рыночный спрос не изменяется, тогда монополист переходит в долгосрочный период, если цена выше средних долгосрочных издержек.

Второй график: меняется рыночный спрос (покупатели покупают больше) => формируются новые кривые => новая цена => огромная прибыль => компания переходит в долгосрочный период, если там она сможет установить цену выше, чем средние долгосрочные издержки.

Последствия монополизации:

1) Сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем;

2) Значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции;

3) Тенденция к постоянному получению экономической прибыли. В силу непреодолимости барьеров входа в отрасль здесь помимо воли монополиста не создаются новые производственные мощности. ТО есть в экономическом смысле краткосрочный период никогда не сменится долгосрочным, если только это не обещает принести новую прибыль. Поэтому, однажды возникнув, эконом прибыль присваивается монополистом навсегда.

39. Особенности информации, как фактора производства. Барьер трансакционных издержек.

Особенности информации:

1. основная часть информации, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Экономическим ресурсом является лишь та малая часть информации, тиражирование которой ограничено правами собственности.

2. использование информации одним субъектом, как правило не исключает возможности ее одновременного применения другими (свойство неконкурентности потребления)

3. потребление информации тождественно формированию новых знаний. Знания не расходуются, а приумножаются в процессе их использования.

4. информация является легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат.

Таким образом, информация- это экономические ресурс особого рода. Традиционное понятие редкости и ограниченности не применимы к ней в полной мере. Эта категория сочетает в себе противоречивые свойства невоспроизводимости и тиражируемости, безграничности и редкости.

Невыгодность увеличения уровня информированности составляет барьер трансакционных затрат. Оптимальный объем поиска(максимум прибыли) достигается в том случае, когда предельные информационные издержки равняются ожидаемой предельной выгоде от ее получения. Избыточный поиск сверх этого предела нерационален и должен быть прекращен.

Таким образом, издержки поиска не дают субъектам возможности каждый раз совершать сделку по оптимальной цене. Соответственно средняя цена будет отклоняться от равновесного уровня, который сложился бы при полноте информации. В долгосрочной перспективе будет сохраняться разброс цен, несмотря на то, что инфа является открытой и доступной в получении.

40. Особенности капитала как фактор производства. Первоначальное накопление капитала.

Как особый фактор производства капитал представляет собой совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, коммуникации, станки, оборудование, инструменты, технологии и разработки, программные продукты,разнообразные материалы, сырье, полуфабрикаты.

В приведенном определении капитала содержатся три основных момента.

1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми.

2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности.

3. Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль.

Важнейшей особенностью капитала является его способность к росту (расширенному воспроизводству). Продавая готовую продукцию, прибыльно работающее предприятие постоянно направляет часть полученного дохода на расширение и совершенствование производственных мощностей.

Прежде чем начать функционировать, капитал должен сформироваться. Конкретнее, в руках фирмы должны сосредоточиться достаточные по количеству и обладающие нужными качественными характеристиками капитальные ресурсы. Откуда же берутся исходные средства? это проблема получила название первоначального накопления капитала. В механизме первоначального накопления капитала выделяют перераспределительную и сберегательную составляющие. Первоначальное накопление обычно осуществляется за счет резкого перераспределения богатств в обществе. Сберегательный механизм связан с переориентацией структуры использования личного дохода с потребления на сбережение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...