Почему фирма-монополистический конкурент имеет нулевую экономическую прибыль в долгосрочном периоде? Что она может сделать, чтобы сохранить прибыль? Объяснить с использованием графиков.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Долгосрочный период Более отчетливо специфика МК как собого типа рынка проявл-ся в долгосрочном периоде. Допустим, что: 1) кривая затрат не меняется, 2) фирма получает изначально эконом. прибыдь (D1 лежит выше min уровня АТС). При МК вход на рынок свободен => много похожей продукции. Поэтому кривая спроса D1 у фирмы – старожилы снизится, т. к. часть клиентов уйдет к конкурентам. Этот процесс будет до тех пор, пока не исчезнет эконом. прибыдь и кривая спроса D1 не займет положение касательной D3 к кривой затрат ATC. 1. Т. О лежит на кривой АТС (MR=MC) => тенденция к получению фирмами нулевой эконом. прибыли. 2. Т. О, находясь на АТС, не может совпадать с минимумом ATC (кривая спроса D может быть касательной к кривой затрат ATC в точке минимума только тогда, когда кривая спроса D горизонтальна (характерно для СК)). Для МК: если кривая спроса проходит через точку минимума ATC под углом (D2), значит, есть эконом. прибыль.
Отдельные фирмы могут сохранить эконом. прибыль и в долгосрочном периоде, если они: 1) выпускают продукт, к-рый надежно защищен (на долгое время) патентами; 2) размещаются в географически выгодном положении (мотели, кафе, рестораны); 3) разработали новую продукцию и применяют новую технологию; 4) ограничить вступление новых фирм на рынок финансами, к-рые необходимы для разработки, диффер-ции продукта, а также для его рекламы.
49. (11.6)При совершенной конкуренции: во первых, предложение труда абсолютно эластично, во вторых предельные издержки на трудовой ресурс постоянны и равны цене труда, т е ставке заработной платы. Сколько бы фирма не нанимала работников, ей придется платить им одну и ту же зарплату, и следовательно нести при каждом новом принятии на работу одного сотрудника одни и те же предельные издержки.
Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от ситуации на совершенно конкурентном рынке- это рост ставок зарплаты при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для фирмы- совершенного конкурента предложения труда абсолютно эластично и она может нанять любое нужное ей число работников по одной и той же ставке зарплаты, то при монопсонии график предложения имеет обычный вид – он поднимается вверх с ростом цен Увеличение его спроса на труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочих их приходится переманивать из других отраслей. При монопсонии предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов растут быстрее ставки зарплаты. Активно содействовать ограничении монопсонии обязано государство. Обязано по той причине, что стихийные силы рынка с этой проблемой справится не в состоянии. Гос. вмешательство- вовсе не антирыночная мера. Установление минимальной зарплаты для монопсониста – то же самое, что установление максимальной цены для монопсониста: обе указанные политики заставляют фирму вести себя так, как если бы перед ней был конкурентный рынок. 50. Метод дисконтирования - это метод определения текущей стоимости инвестиций, и является расчетом, обратным расчету сложного процента. Соответственно, текущая стоимость инвестиции – это её дисконтированная стоимость, Текущая стоимость инвестиции, рассчитанная на n лет, равна частному от деления её будущей стоимости на n-ую степень прибавленной к единице годовой ставки процента. Первое крупное направление использования метода дисконтирования — применение при решении производственных инвестиционных задач. Остановимся на четырех типовых разновидностях этих задач.
1. Замена вышедшего из строя оборудования. Это рутинная операция, постоянно совершаемая то в меньших (покупка нового станка вместо сломавшегося), то в больших масштабах (замена ста рой технологической линии или перестройка цеха). Тем не менее ее полезно хотя бы грубо просчитывать с точки зрения дисконтированной стоимости. Обычно сделать это нетрудно, так как все компоненты будущих доходов и расходов, а также потребная сумма инвестиций хорошо известны по прежнему опыту. 2. Инвестиции в снижение издержек. Многочисленные инвестиционные проекты связаны со стремлением уменьшить издержки путем экономии электроэнергии, теплоснабжения, расхода сырья, заработной платы и т.д. Их обычное свойство состоит в том, что первоначально требуется заметная сумма инвестиций (скажем, на оснащение цеха герметичными окнами), а потом малыми порциями, но зато многие годы идет экономия издержек. 3. Инвестиции в расширение производства. Такие инвестиции возникают тогда, когда фирма стремится расширить мощности по выпуску уже производим ого, пользующегося высоким спросом и до статочно прибыльного продукта. Ключевой проблемой в инвестиционных проектах подобного рода является верная оценка перспектив спроса на выпускаемый продукт и, следовательно, дохода от его реализации, а также прогноз динамики ставки процента. 4. Инвестиции в вы пуск нового товара. Этот тип проектов отличается особенно высокой степенью неопределенности. Ведь точно неизвестны не только доход от реализации нового продукта и будущая ставка процента, но и в отличие от всех предыдущих случаев величина потребных инвестиций. Не ясно, сколько в точности придется потратить на разработку нового товара, какое имен но оборудование потребуется для его выпуска, сколько оно будет стоить на момент завершения опытно-конструкторских работ и т.д. Предположим, что фирма реализует некий инвестиционный проект, обещавший принести чистый дисконтированный доход, равный радиусу круга РОУ, при осуществлении неких инвестиций в раз мере ОА. Поскольку РОЦ > ОД, т.е. критерий И Р У > 0 соблюден, проект был одобрен и начал осуществляться. Однако к моменту, 473 когда уже были сделаны инвестиции ОК, выяснилось, ч то предполагаемый чистый дисконтированный доход всех первоначально рас смотренных альтернатив был завышен и на деле составит не PDVb а малый круг — PDV2. Это значит, что нарушился критерий инвестирования (в новых условиях NPV < 0) и в принципе проект не стоило вообще начинать. Но нужно ли его прекращать, если он уже отчасти осуществлен? Чтобы ответить на этот вопрос, фирме для вновь сложившейся ситуации необходим о повторить рассмотрение всех имеющихся у нее альтернатив, а именно:
■ продолжения осуществления проекта (тогда придется дополнительно инвестировать в него КА денежных средств); ■ корректировки проекта с целью достичь точки В, частично опираясь на уже сделанные инвестиции (тогда понадобятся дополнительные инвестиции КВ); ■ принципиального изменения цели проекта (точка при частичном использовании уже сделанных инвестиций (дополнительные инвестиции КС); ■ достижения точки В «с нуля», т.е. списав все ошибочны е инвестиции по проекту (тогда понадобятся инвестиции ОВ); ■ достижения «с нуля» точки С (инвестиции ОС). 51. Предельный продукт труда (MPL) — прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения одной дополнительной единицы труда (в частности, найма одного нового работника); Предельный продукт труда в денежной форме, называемый также предельным денежным продуктом труда,— прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей труда. Этот показатель равен предельному продукту труда, умноженному на цену дополнительно произведенной продукции В соответствии с законом убывающей отдачи величина предельного продукта труда— при неизменном объеме других используемых фирмой факторов производства — будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда (L — рис. 11.2). Мерилом эффективности использования ресурсов будет отдача от них. В количественном отношении она выразит ся дробью MRPi, / Р. Очевидно, что фирме всегда выгоднее выбрать тот ресурс, для которого эта дробь будет выше. Поэтому фирма будет наращивать закупки наиболее эффективного ресурса за счет отказа от менее эффективных. Здесь, однако, вступит в силу закон убывающей отдачи. Покупая все новые и но вые порции этого ресурса, фирма рано или поздно столкнется со снижением его отдачи. Очевидно, что этот процесс будет идти до тех пор, пока эффективность использования лучшего ресурса (или лучших ресурсов) не упадет до уровня эффективности всех прочих, т.е. пока не возникнет равенство MRP1, / Р1, = MRP2 / Р2 =... = MRPn / Рn„. (11 -3) Учтем также, что фирма оптимизирует закупки каждого ресурса в соответствии с правилом MRP = MRC. Но предельные издержки покупки ресурса равны его иене, т.е. MRP = MRC = Р. Учитывая это, мы можем переписать выведенную формулу следующим образом: M RP1, / Р1, = M RP2 / Р2 =... = MRPn / Рп = 1. (11-4) Формула (11-4) означает, что максимизация прибыли обеспечивается использованием ресурсов в таких масштабах и пропорциях, при которых предельный денежный продукт от их применения точно равен иене соответствующего ресурса.
52. Предельный продукт труда (MPL) — прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения одной дополнительной единицы труда (в частности, найма одного нового работника); Предельный продукт труда в денежной форме, называемый также предельным денежным продуктом труда,— прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей труда. Этот показатель равен предельному продукту труда, умноженному на цену дополнительно произведенной продукции. Чтобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейти от натуральных к стоимостным показателям. Это достигается с помощью пост роения графика динамики предельного денежного продукта труда, где на оси ординат в денежных единицах фиксируется выручка (доход) фирмы, а на оси абсцисс — количество применяемого труда (рис. 11.3). Уменьшение предельного денежного продукта труда обусловлено снижением предельного продукта труда. Ведь чем меньше дополнительных единиц продукции удается произвести, подключая все новые и новые трудовые ресурсы, тем ниже будет и вы ручка от их продажи. Обратим внимание на то, что быстрота снижения доходности трудового фактора будет меньше в условиях совершенной конкуренции, чем при конкуренции несовершенной (кривая MRP2). Причина различия в их поведении проста и обусловлена формулой MRPl = Р х MPL. Падение MRP, связано только с сокращением предельного продукта труда, поскольку иены на готовую продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции не меняются с ростом объема продаж (Р = Const). Падение же MRP2 (кроме этого фактора) подстегивается и снижением цен, типичным для не совершенной конкуренции при росте размеров продаж. В силу этих обстоятельств и наклон графика во втором варианте выглядит более крутым, чем в первом.
53. Обращение акций и облигаций происходит на рынке ценных бумаг. Основными его участниками являются потребители и постав щики капитала. Предприятия, нуждающиеся в капитале и привлекающие его с помощью выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называются эмитентами. Поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, именуются инвесторами. На рынке ценных бумаг происходит пересечение интересов сторон-участниц. Так, инвесторы заинтересованы в первую очередь в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг. О ни также хотят, чтобы купленные ценные бумаги были достаточно надежны и ликвидны. Эмитенты ценных бумаг желают получить средства в должном размере, быстро и по доступной цене. При этом возможность получения необходимых денежных средств для эмитента связана с автоматически возникающими у него обязательства- ми по передаче части получаемой прибыли инвесторам. В зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. На первичном рынке фирма-эмитент привлекает средства инвесторов. Именно полученные от эмиссии средства становятся в дальнейшем ресурсами для капиталовложений фирмы. Первичный рынок дает рождение ценным бумагам, вся же последующая долгая жизнь ценных бумаг связана со вторичным рынком. На вторичном рынке ценные бумаги могут поменять своих владельцев, т.е. перейти от одних инвесторов к другим. Иными слова ми, операции на вторичном рынке, как правило, совершаются без участия эмитента и не приносят ему дополнительных средств. Вместе с тем происходящие здесь события не безразличны для эмитента. С точки зрения механизма функционирования рынок ценных бумаг делится на неорганизованный и организованный. Неорганизованный рынок представлен прямыми сделками продавцов и покупателей акций, а также сделками, осуществляемыми с помощью посредников. Достоинством неорганизованного рынка является полнота охвата: на нем может проводиться торговля практически любыми ценными бумагами. Это обстоятельство исключительно важно для мелких или новых компаний, которые провели эмиссию ценных бумаг, но недостаточно авторитетны, чтобы предлагать их широкой публике. Поиск покупателя и выработка соглашения о продаже акций ведутся на неорганизованном рынке индивидуально. Результатом этого является низкая ликвидность обращающихся бумаг: нет никаких гарантий, что покупатель вообще найдется. Другим недостатком этого рынка является высокий риск. Оценивая надежность приобретаемой бумаги, покупатель может рассчитывать только на свои знания и интуицию. Ядро организованного рынка ценных бумаг составляет сеть фондовых бирж. Фондовая биржа представляет собой организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. Фондовая биржа призвана обеспечить быструю, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между двумя сторонами: поставщиком и потребителем капитала. В процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции: 1) аккумуляции капитала; 2) обеспечения межотраслевых переливов капитала; 3) перехода управления предприятиями к эффективному собственнику. Владелец небольшой суммы денег не может открыть с их помощью своего дела. Но даже если их хватит на покупку только одной акции, его деньги будут инвестированы в экономику. При этом способность бирж и аккумулировать большие объемы капитала и направлять их туда, где существует спрос, прямо связана со способностью биржи обеспечить участникам сделки максимальные удобства. Важнейшими из них являются надежность сделок, наличие информационного обеспечения и ликвидность ценных бумаг. Монополия Монополист является фирмой-отраслью, т.е. кроме него соответствующую продукцию никто не производит. Поэтому рис. 10.2 одновременно отражает и процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли, а именно объем производства установится на уровне соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. А проекция той же точки на кривую спроса (точка D) задаст и равновесную цену Рм. Сама же точка не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но и становится точкой обшеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии. Второй особенностью монополистического рынка по сравнению с другими типами несовершенной конкуренции является низкая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой О. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется: а) его уникальностью и незаменимостью; б) отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос.
Совершенная конкуренция Выбор принципиального варианта поведения (максимизация выпуска прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) представляет собой лишь первый шаг фирмы на пути оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки. В принципе это может быть сделано посредством прямого сравнения валового дохода и валовых издержек, как на графике 6.3. Кстати, именно так часто и поступают единоличные предприниматели и менеджеры малых фирм, неимеющие возможности опереться на мощные бухгалтерские подразделения, но зато по практическому опыту отлично знающие как рыночную иену, так и все виды своих издержек. Но более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода и предельных издержек (МО — см. рис. 6.8) в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены. На рисунке 6.9 правило МR = МС применено к процессу выбора оптимального объема производства для всех трех важнейших рыночных ситуаций. 56. Рыночная конкурентная борьба протекает в двух основных формах: ценовой и неценовой. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, пен. Конечной целью снижения цен является вытеснение конкурентов с рынка. Когда фирма имеет основание предполагать, что конкуренты (в отличие от нее самой) не вынесут понижения цен и вый дут из бизнеса, она может временно пойти на снижение прибылей и даже на прямые убытки. Практика показывает, что фирма, покинувшая рынок даже на короткое время, теряет его навсегда. Восстановление доверия потребителей и сбытовой сети обходится слишком дорого. После вытеснения конкурентов победитель может снова поднять цены, причем более высокого уровня, чем прежде. В отдельных случаях фирмы доводят подобную ценовую политику до демпинга, т.е. продажи продукции по резко заниженным ценам. Более мягкая версия ценовой конкуренции имеет целью не полное вытеснение конкурентов, но лишь увеличение собственной рыночной доли, например, с целью улучшения загрузки мощностей и достижения критической точки. Однако совершенно неочевидно, что конкуренты допустят, чтобы фирма увеличивала свою долю за их счет. Даже мягкая ценовая конкуренция всегда таит в себе опасность ответных действий соперников и постепенного перерастания в ценовую войну. Но и конкурентам война не нужна. Они пойдут на нее, только если сочтут, что их интересы сильно ущемлены. Поэтому мягкая ценовая конкуренция напоминает холодную войну: все участники боятся усиления противной стороны, но боятся и открытого конфликта; провоцируют друг друга, но на самой грани прямой схватки отступают... или не отступают с самыми разрушительными последствиями для всех. При неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительной ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим его приспособлением к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др. затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, уменьшение цен ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Хороший рекламный ролик может стоить ровно столько же, сколько плохой. Преимущество первого над вторым вполне может быть достигнуто не за счет более дорогостоящих технических приемов съемки, а за счет лучшей идеи фильма, большей его доходчивости и т.д., т.е. фактически бесплатно. То же самое касается улучшений товара: пустячное и потому недорогое изменение конструкции, если оно хорошо задумано, может сделать товар гораздо более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек. 57. Ценообразование при совершенной и несовершенной конкуренции. В течение краткосрочного периода в условиях монополистической конкуренции фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки, но в конечном счете убытки заставляют уйти с рынка, а полученные прибыли приводят в отрасль новые фирмы. В результате в долгосрочном периоде создается ситуация, близкая к позициям совершенной конкуренции, при которой фирма получает нормальную прибыль, не возникает ни экономической, т.е. избыточной, монополистической прибыли, ни убытков, и цена продукта равна средним издержкам Р = АС. Следует обратить внимание на то, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой цена равна минимально возможным средним издержкам (точка М), в условиях монополистической конкуренции средние издержки больше минимально возможных АС > min АС и цена соответственно больше минимальных средних издержек Р > min АС (точка N). Это связано прежде всего с дифференциацией продукции. Ведь для того чтобы наделить выпускаемую продукцию специфическими, отличающими ее от продукции других фирм качествами (будь то яркая обложка, стильный дизайн или дополнительные потребительские функции), должны быть произведены дополнительные затраты. Следовательно, издержки при монополистической конкуренции на производство дифференцированных товаров превышают издержки совершенной конкуренции на производство однородных товаров. Увеличение издержек является платой за дифференциацию продукции. Ведь на интересный дизайн, красочную упаковку и рекламу товара требуются дополнительные затраты. Потребитель вынужден оплачивать такие издержки, поскольку они включаются в цену. Но потеря дохода компенсируется у покупателя дополнительной потребительской выгодой. Чем больше дифференциация экономических благ, тем в большей мере удовлетворяются разнообразные потребности покупателей. На рынке монополистической конкуренции фирмы становятся монополистами по дифференцированному продукту. Стараясь выделить собственную продукцию среди множества аналогичных товаров, фирмы стремятся постоянно улучшать качество товаров, поддерживать имидж компании. В условиях монополистической конкуренции большое значение приобретают неценовые факторы конкуренции. На то имеются серьезные причины. В долгосрочном периоде вследствие прихода на рынок новых конкурентов экономическая прибыль снижается и исчезает. В этих условиях фирма скорее всего попытается сохранить свои преимущества перед конкурентами благодаря усовершенствованию качества товара, предоставлению покупателям дополнительных услуг (например, гарантийного обслуживания товаров), рекламе. Постоянная погоня за улучшением качества товара способствует не только удовлетворению существующих потребностей, но и созданию новых потребностей потребителей. Фирма начинает предугадывать возможные потребности, которые смогут реализоваться при появлении нового товара. Так, пока на нашем рынке не появились йогурты, многие их потенциальные покупатели не подозревали о потребности в их приобретении. •теория, понятие и cущность риска; •характеристики риска; •расчет и анализ рисков; •виды и классификация рисков по различным признакам, в том числе и классификация предпринимательских, финансовых, экономических, банковских, кредитных и инвестиционных рисков; •процедура проведения оценки рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков; •страхование рисков; •управление рисками, риск-менеджмент (risk managment); •методы управления рисками; •построение комплексной системы управления рисками предприятия. Для того, чтобы осуществить сделку, фирме необходимо: 1. выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения; 2. убедить их в выгодности совершения сделки (это целый комплекс маркетинговых и рекламных услуг); 3. провести переговоры, составить договор; 4. обеспечить гарантии выполнения соглашения. Трансакционные издержки составляют значительные суммы. В США и странах Западной Европы на их покрытие уходит до 50% стоимости производимых товаров и услуг. Подсчетов по России, к сожалению, не ведется. Но в условиях плохо организованного рынка, низкой договорной дисциплины, дефицита коммерческой информации, слабого правового обеспечения они должны быть очень велики. 62. Фактор «Труд». Виды заработной платы.Виды систем оплаты труда. Управление персоналом. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала). Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга: франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака; франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы; франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса. Фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек (AC), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|