Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему фирма-монополистический конкурент имеет нулевую экономическую прибыль в долгосрочном периоде? Что она может сделать, чтобы сохранить прибыль? Объяснить с использованием графиков.




 

Долгосрочный период

Более отчетливо специфика МК как собого типа рынка проявл-ся в долгосрочном периоде.

Допустим, что:

1) кривая затрат не меняется,

2) фирма получает изначально эконом. прибыдь (D1 лежит выше min уровня АТС).

При МК вход на рынок свободен => много похожей продукции. Поэтому кривая спроса D1 у фирмы – старожилы снизится, т. к. часть клиентов уйдет к конкурентам. Этот процесс будет до тех пор, пока не исчезнет эконом. прибыдь и кривая спроса D1 не займет положение касательной D3 к кривой затрат ATC.

1. Т. О лежит на кривой АТС (MR=MC) => тенденция к получению фирмами нулевой эконом. прибыли.

2. Т. О, находясь на АТС, не может совпадать с минимумом ATC (кривая спроса D может быть касательной к кривой затрат ATC в точке минимума только тогда, когда кривая спроса D горизонтальна (характерно для СК)). Для МК: если кривая спроса проходит через точку минимума ATC под углом (D2), значит, есть эконом. прибыль.

 

Отдельные фирмы могут сохранить эконом. прибыль и в долгосрочном периоде, если они:

1) выпускают продукт, к-рый надежно защищен (на долгое время) патентами;

2) размещаются в географически выгодном положении (мотели, кафе, рестораны);

3) разработали новую продукцию и применяют новую технологию;

4) ограничить вступление новых фирм на рынок финансами, к-рые необходимы для разработки, диффер-ции продукта, а также для его рекламы.

 

49. (11.6)При совершенной конкуренции: во первых, предложение труда абсолютно эластично, во вторых предельные издержки на трудовой ресурс постоянны и равны цене труда, т е ставке заработной платы. Сколько бы фирма не нанимала работников, ей придется платить им одну и ту же зарплату, и следовательно нести при каждом новом принятии на работу одного сотрудника одни и те же предельные издержки.

Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от ситуации на совершенно конкурентном рынке- это рост ставок зарплаты при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для фирмы- совершенного конкурента предложения труда абсолютно эластично и она может нанять любое нужное ей число работников по одной и той же ставке зарплаты, то при монопсонии график предложения имеет обычный вид – он поднимается вверх с ростом цен Увеличение его спроса на труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочих их приходится переманивать из других отраслей. При монопсонии предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов растут быстрее ставки зарплаты.

Активно содействовать ограничении монопсонии обязано государство. Обязано по той причине, что стихийные силы рынка с этой проблемой справится не в состоянии. Гос. вмешательство- вовсе не антирыночная мера. Установление минимальной зарплаты для монопсониста – то же самое, что установление максимальной цены для монопсониста: обе указанные политики заставляют фирму вести себя так, как если бы перед ней был конкурентный рынок.


50. Метод дисконтирования - это метод определения текущей стоимости инвестиций, и является расчетом, обратным расчету сложного процента. Соответственно, текущая стоимость инвестиции – это её дисконтированная стоимость, Текущая стоимость инвестиции, рассчитанная на n лет, равна частному от деления её будущей стоимости на n-ую степень прибавленной к единице годовой ставки процента.

Первое крупное направление использования метода дисконти­рования — применение при решении производственных инвестиционных задач. Остановимся на четырех типовых разновидностях этих задач.

1. Замена вышедшего из строя оборудования. Это рутинная операция, постоянно совершаемая то в меньших (покупка нового станка вместо сломавшегося), то в больших масштабах (замена ста­ рой технологической линии или перестройка цеха). Тем не менее ее полезно хотя бы грубо просчитывать с точки зрения дисконтиро­ванной стоимости. Обычно сделать это нетрудно, так как все ком­поненты будущих доходов и расходов, а также потребная сумма инвестиций хорошо известны по прежнему опыту.

2. Инвестиции в снижение издержек. Многочисленные инвес­тиционные проекты связаны со стремлением уменьшить издержки путем экономии электроэнергии, теплоснабжения, расхода сырья, заработной платы и т.д. Их обычное свойство состоит в том, что первоначально требуется заметная сумма инвестиций (скажем, на оснащение цеха герметичными окнами), а потом малыми порциями, но зато многие годы идет экономия издержек.

3. Инвестиции в расширение производства. Такие инвестиции возникают тогда, когда фирма стремится расширить мощности по выпуску уже производим ого, пользующегося высоким спросом и до­ статочно прибыльного продукта. Ключевой проблемой в инвести­ционных проектах подобного рода является верная оценка перспек­тив спроса на выпускаемый продукт и, следовательно, дохода от его реализации, а также прогноз динамики ставки процента.

4. Инвестиции в вы пуск нового товара. Этот тип проектов от­личается особенно высокой степенью неопределенности. Ведь точ­но неизвестны не только доход от реализации нового продукта и будущая ставка процента, но и в отличие от всех предыдущих случаев величина потребных инвестиций. Не ясно, сколько в точ­ности придется потратить на разработку нового товара, какое имен­ но оборудование потребуется для его выпуска, сколько оно будет стоить на момент завершения опытно-конструкторских работ и т.д.

Предположим, что фирма реализует некий инвестиционный проект, обещавший принести чистый дисконтированный доход, рав­ный радиусу круга РОУ, при осуществлении неких инвестиций в раз­ мере ОА. Поскольку РОЦ > ОД, т.е. критерий И Р У > 0 соблюден, проект был одобрен и начал осуществляться. Однако к моменту, 473 когда уже были сделаны инвестиции ОК, выяснилось, ч то предпола­гаемый чистый дисконтированный доход всех первоначально рас­ смотренных альтернатив был завышен и на деле составит не PDVb а малый круг — PDV2. Это значит, что нарушился критерий инвес­тирования (в новых условиях NPV < 0) и в принципе проект не стои­ло вообще начинать. Но нужно ли его прекращать, если он уже отчас­ти осуществлен? Чтобы ответить на этот вопрос, фирме для вновь сложившейся ситуации необходим о повторить рассмотрение всех имеющихся у нее альтернатив, а именно:

■ продолжения осуществления проекта (тогда придется допол­нительно инвестировать в него КА денежных средств);

■ корректировки проекта с целью достичь точки В, частично опираясь на уже сделанные инвестиции (тогда понадобятся допол­нительные инвестиции КВ);

■ принципиального изменения цели проекта (точка при час­тичном использовании уже сделанных инвестиций (дополнительные инвестиции КС);

■ достижения точки В «с нуля», т.е. списав все ошибочны е ин­вестиции по проекту (тогда понадобятся инвестиции ОВ);

 
 

■ достижения «с нуля» точки С (инвестиции ОС).

51. Предельный продукт труда (MPL) — прирост выпуска продук­ции в натуральном выражении, полученный в результате примене­ния одной дополнительной единицы труда (в частности, найма одного нового работника);

Предельный продукт труда в денежной форме, называемый также предельным денежным продуктом труда,— прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей труда. Этот показатель равен предельному продукту труда, умноженному на цену дополнительно произведенной продукции

В соответствии с законом убывающей отдачи величина предель­ного продукта труда— при неизменном объеме других исполь­зуемых фирмой факторов производства — будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда (L — рис. 11.2).

Мерилом эффективности использования ресур­сов будет отдача от них. В количественном отношении она выразит­ ся дробью MRPi, / Р. Очевидно, что фирме всегда выгоднее выбрать тот ресурс, для которого эта дробь будет выше. Поэтому фирма будет наращивать закупки наиболее эффек­тивного ресурса за счет отказа от менее эффективных. Здесь, одна­ко, вступит в силу закон убывающей отдачи. Покупая все новые и но­ вые порции этого ресурса, фирма рано или поздно столкнется со снижением его отдачи. Очевидно, что этот процесс будет идти до тех пор, пока эффективность использования лучшего ресурса (или лучших ресурсов) не упадет до уровня эффективности всех прочих, т.е. пока не возникнет равенство MRP1, / Р1, = MRP2 / Р2 =... = MRPn / Рn„. (11 -3) Учтем также, что фирма оптимизирует закупки каждого ресур­са в соответствии с правилом MRP = MRC. Но предельные издержки покупки ресурса равны его иене, т.е. MRP = MRC = Р. Учитывая это, мы можем переписать выведенную формулу следующим образом: M RP1, / Р1, = M RP2 / Р2 =... = MRPn / Рп = 1. (11-4) Формула (11-4) означает, что максимизация прибыли обеспе­чивается использованием ресурсов в таких масштабах и пропорци­ях, при которых предельный денежный продукт от их применения точно равен иене соответствующего ресурса.


52. Предельный продукт труда (MPL) — прирост выпуска продук­ции в натуральном выражении, полученный в результате примене­ния одной дополнительной единицы труда (в частности, найма одного нового работника);

Предельный продукт труда в денежной форме, называемый также предельным денежным продуктом труда,— прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей труда. Этот показатель равен предельному продукту труда, умноженному на цену дополнительно произведенной продукции.

Чтобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейти от натураль­ных к стоимостным показателям. Это достигается с помощью пост­ роения графика динамики предельного денежного продукта труда, где на оси ординат в денежных единицах фиксируется выручка (доход) фирмы, а на оси абсцисс — количество применяемого труда (рис. 11.3). Уменьшение предельного денежного продукта труда обусловлено снижением предельного продукта труда. Ведь чем меньше дополнительных единиц продукции удается произвести, под­ключая все новые и новые трудовые ресурсы, тем ниже будет и вы­ ручка от их продажи. Обратим внимание на то, что быстрота снижения доходности трудового фактора будет меньше в условиях совершенной конкуренции, чем при конкуренции несовершенной (кри­вая MRP2). Причина различия в их поведении проста и обусловлена формулой MRPl = Р х MPL. Падение MRP, связано только с сокраще­нием предельного продукта труда, поскольку иены на готовую продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции не меня­ются с ростом объема продаж (Р = Const). Падение же MRP2 (кроме этого фактора) подстегивается и снижением цен, типичным для не­ совершенной конкуренции при росте размеров продаж. В силу этих обстоятельств и наклон графика во втором варианте выглядит бо­лее крутым, чем в первом.

53. Обращение акций и облигаций происходит на рынке ценных бумаг. Основными его участниками являются потребители и постав­ щики капитала. Предприятия, нуждающиеся в капитале и привлекающие его с помощью выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называются эмитентами. Поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, именуются инвесторами. На рынке ценных бумаг происходит пересечение интересов сторон-участниц. Так, инвесторы заинтересованы в первую очередь в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг. О ни также хотят, чтобы купленные ценные бумаги были достаточно на­дежны и ликвидны. Эмитенты ценных бумаг желают получить сред­ства в должном размере, быстро и по доступной цене. При этом возможность получения необходимых денежных средств для эми­тента связана с автоматически возникающими у него обязательства- ми по передаче части получаемой прибыли инвесторам. В зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. На пер­вичном рынке фирма-эмитент привлекает средства инвесторов. Именно полученные от эмиссии средства становятся в дальнейшем ресурсами для капиталовложений фирмы. Первичный рынок дает рождение ценным бумагам, вся же последующая долгая жизнь цен­ных бумаг связана со вторичным рынком. На вторичном рынке ценные бумаги могут поменять своих вла­дельцев, т.е. перейти от одних инвесторов к другим. Иными слова­ ми, операции на вторичном рынке, как правило, совершаются без участия эмитента и не приносят ему дополнительных средств. Вме­сте с тем происходящие здесь события не безразличны для эмитен­та. С точки зрения механизма функционирования рынок ценных бумаг делится на неорганизованный и организованный. Неорганизованный рынок представлен прямыми сделками продавцов и поку­пателей акций, а также сделками, осуществляемыми с помощью по­средников. Достоинством неорганизованного рынка является полнота охвата: на нем может проводиться торговля практически любыми ценными бумагами. Это обстоятельство исключительно важ­но для мелких или новых компаний, которые провели эмиссию цен­ных бумаг, но недостаточно авторитетны, чтобы предлагать их ши­рокой публике. Поиск покупателя и выработка соглашения о продаже акций ведутся на неорганизованном рынке индивидуально. Результатом этого является низкая ликвидность обращающихся бумаг: нет ника­ких гарантий, что покупатель вообще найдется. Другим недостат­ком этого рынка является высокий риск. Оценивая надежность при­обретаемой бумаги, покупатель может рассчитывать только на свои знания и интуицию. Ядро организованного рынка ценных бумаг составляет сеть фондовых бирж. Фондовая биржа представляет собой организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. Фондовая биржа призвана обеспечить быст­рую, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между двумя сторонами: поставщиком и потребителем капитала. В процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции:

1) аккумуляции капитала;

2) обеспечения межотраслевых переливов капитала;

3) перехода управления предприятиями к эффективному собст­веннику.

Владелец небольшой суммы денег не может открыть с их помо­щью своего дела. Но даже если их хватит на покупку только одной акции, его деньги будут инвестированы в экономику. При этом способность бирж и аккумулировать большие объемы капитала и направ­лять их туда, где существует спрос, прямо связана со способностью биржи обеспечить участникам сделки максимальные удобства. Важ­нейшими из них являются надежность сделок, наличие информаци­онного обеспечения и ликвидность ценных бумаг.

Монополия

Монополист является фирмой-отраслью, т.е. кроме него соответствующую продукцию никто не производит. Поэтому рис. 10.2 одновременно отражает и процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления ры­ночного равновесия в монополизированной отрасли, а именно объем производства установится на уровне соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. А проекция той же точки на кривую спроса (точка D) задаст и равновесную цену Рм. Сама же точка не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но и становится точ­кой обшеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии. Второй особенностью монополистического рынка по сравне­нию с другими типами несовершенной конкуренции является низ­кая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой О. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополи­ста объясняется:

а) его уникальностью и незаменимостью;

б) отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос.

Совершенная конкуренция

Выбор принципиального варианта поведения (максимизация выпуска прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производ­ства) представляет собой лишь первый шаг фирмы на пути оптими­зации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки. В принципе это может быть сделано посредством прямого срав­нения валового дохода и валовых издержек, как на графике 6.3. Кстати, именно так часто и поступают единоличные предпринима­тели и менеджеры малых фирм, неимеющие возможности опереться на мощные бухгалтерские подразделения, но зато по практическому опыту отлично знающие как рыночную иену, так и все виды своих издержек. Но более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода и предельных издержек (МО — см. рис. 6.8)

в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены. На рисунке 6.9 правило МR = МС применено к процессу выбора оптимального объема производства для всех трех важнейших ры­ночных ситуаций.


56. Рыночная конкурентная борьба протекает в двух основных формах: ценовой и неценовой. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, пен. Конечной целью снижения цен является вытеснение конкурентов с рынка. Когда фирма имеет основание предполагать, что кон­куренты (в отличие от нее самой) не вынесут понижения цен и вый­ дут из бизнеса, она может временно пойти на снижение прибылей и даже на прямые убытки. Практика показывает, что фирма, поки­нувшая рынок даже на короткое время, теряет его навсегда. Восста­новление доверия потребителей и сбытовой сети обходится слиш­ком дорого. После вытеснения конкурентов победитель может снова поднять цены, причем более высокого уровня, чем прежде. В отдельных случаях фирмы доводят подобную ценовую поли­тику до демпинга, т.е. продажи продукции по резко заниженным ценам. Более мягкая версия ценовой конкуренции имеет целью не пол­ное вытеснение конкурентов, но лишь увеличение собственной ры­ночной доли, например, с целью улучшения загрузки мощностей и до­стижения критической точки. Однако совершенно неочевидно, что конкуренты допустят, чтобы фирма увеличивала свою долю за их счет. Даже мягкая ценовая конкуренция всегда таит в себе опасность ответных действий соперников и постепенного перерастания в ценовую войну. Но и конкурентам война не нужна. Они пойдут на нее, только если сочтут, что их интересы сильно ущемлены. Поэтому мягкая ценовая конкуренция напоминает холодную войну: все участ­ники боятся усиления противной стороны, но боятся и открытого конфликта; провоцируют друг друга, но на самой грани прямой схватки отступают... или не отступают с самыми разрушительными последствиями для всех.

При неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительной ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим его приспособлением к нуждам кон­кретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др. затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, уменьшение цен ниже опти­мального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Хороший рекламный ролик может стоить ровно столько же, сколько плохой. Преимущество первого над вторым вполне мо­жет быть достигнуто не за счет более дорогостоящих технических приемов съемки, а за счет лучшей идеи фильма, большей его доходчивости и т.д., т.е. фактически бесплатно. То же самое касается улуч­шений товара: пустячное и потому недорогое изменение конструк­ции, если оно хорошо задумано, может сделать товар гораздо более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек.

57. Ценообразование при совершенной и несовершенной конкуренции.
Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции осуществляется в условиях свободного рынка и характеризуется тем, что отдельно взятая фирма не может влиять на рыночную цену и должна на нее ориентироваться. Логика установления конкретной величины цены подчиняется принципам "затраты плюс", установлению цен на основе уровня текущих цен.
В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объем продукции, у него нет резона снижать цену. Это значит, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что изображена на рис.7..1, а. Рыночный спрос представлен на рис. 7.1, б.

При несовершенной же конкуренции влияние на формирование цены могут оказывать различные крупные рыночные структуры. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. В отличии от совершенной конкуренции, фирма будет стремиться к равенству предельного дохода и предельных издержек (МС=МR).
58. Статический аспект поведения и равновесия фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде. Построить графики и объяснить.

Выбор оптимального объема производства при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде фирмой, а) максимизирующей свою прибыль, б) минимизирующей убытки
При монополистической конкуренции в краткосрочном периоде кривая спроса имеет отрицательный наклон, но не такой, как при монополии. Это объясняется тем, что при монополистической конкуренции есть большое количество похожих товаров, на которые может переключиться покупатель, соотвественно, спрос будет эластичнее.
При монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу, то есть при МС=MR. Согласно графику, фирма должна выпускать продукцию в количестве Q1 по цене Р0, чтобы рис. А) максимизировать прибыль или рис. Б) минимизировать убытки. Теперь рассмотрим долгосрочный период.

В долгосрочном периоде вход на рынок при мон. Конкуренции сравнительно свободен. Поэтому на него проникнут привлеченные экономической прибылью фирмы. В результате чего кривая спроса займет касательное положение относительно кривой затрат. Что будет означать полное исчезновение экономической прибыли.
Если же кривая спроса не касательна к АТС и проходит ее под некоторым углом, то это значит, что какая-то ее часть, находящаяся над кривой АТС, будет являться зоной экономической прибыли. В таком случае сохранится приток новых фирм в данную нишу до тех пор пока кривая спроса не станет касательной к АТС и наступит нулевая экономическая прибыль.
Помимо этого в долгосрочном периоде устанавливается равновесная цена выше, чем при совершенной конкуренции и выпуск продукции оказывается ниже, чем при совершенной конкуренции. А также монополистическая конкуренция ведет к избытку мощностей по сравнению с объемом выпускаемой на них продукции.
58.
Особенность ценообразования фирмы в условиях монополистической конкуренции состоит в том, что она сталкивается с разными условиями ценообразования в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В краткосрочном периоде фирма имеет возможность пользоваться преимуществом монополиста, а в долгосрочном периоде она эту привилегию теряет. Это означает, что формула поведения монополистического конкурента в краткосрочном периоде аналогична рынку чистой монополии, а именно: Р > MR; МС < АС.

В течение краткосрочного периода в условиях монополистической конкуренции фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки, но в конечном счете убытки заставляют уйти с рынка, а полученные прибыли приводят в отрасль новые фирмы. В результате в долгосрочном периоде создается ситуация, близкая к позициям совершенной конкуренции, при которой фирма получает нормальную прибыль, не возникает ни экономической, т.е. избыточной, монополистической прибыли, ни убытков, и цена продукта равна средним издержкам Р = АС.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой цена равна минимально возможным средним издержкам (точка М), в условиях монополистической конкуренции средние издержки больше минимально возможных АС > min АС и цена соответственно больше минимальных средних издержек Р > min АС (точка N). Это связано прежде всего с дифференциацией продукции. Ведь для того чтобы наделить выпускаемую продукцию специфическими, отличающими ее от продукции других фирм качествами (будь то яркая обложка, стильный дизайн или дополнительные потребительские функции), должны быть произведены дополнительные затраты. Следовательно, издержки при монополистической конкуренции на производство дифференцированных товаров превышают издержки совершенной конкуренции на производство однородных товаров.

Увеличение издержек является платой за дифференциацию продукции. Ведь на интересный дизайн, красочную упаковку и рекламу товара требуются дополнительные затраты. Потребитель вынужден оплачивать такие издержки, поскольку они включаются в цену. Но потеря дохода компенсируется у покупателя дополнительной потребительской выгодой. Чем больше дифференциация экономических благ, тем в большей мере удовлетворяются разнообразные потребности покупателей. На рынке монополистической конкуренции фирмы становятся монополистами по дифференцированному продукту. Стараясь выделить собственную продукцию среди множества аналогичных товаров, фирмы стремятся постоянно улучшать качество товаров, поддерживать имидж компании.

В условиях монополистической конкуренции большое значение приобретают неценовые факторы конкуренции. На то имеются серьезные причины. В долгосрочном периоде вследствие прихода на рынок новых конкурентов экономическая прибыль снижается и исчезает. В этих условиях фирма скорее всего попытается сохранить свои преимущества перед конкурентами благодаря усовершенствованию качества товара, предоставлению покупателям дополнительных услуг (например, гарантийного обслуживания товаров), рекламе.

Постоянная погоня за улучшением качества товара способствует не только удовлетворению существующих потребностей, но и созданию новых потребностей потребителей. Фирма начинает предугадывать возможные потребности, которые смогут реализоваться при появлении нового товара. Так, пока на нашем рынке не появились йогурты, многие их потенциальные покупатели не подозревали о потребности в их приобретении.


На рисунке показаны параметры рынков при совершенной и монополистической конкуренции.
59. Стратегии поведения фирмы в краткосрочной перспективе.
Фирма перед тем, как начать производить продукцию должна решить, целесообразно ли это. Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является непревышение
убытками размеров постоянных издержек (Пи> TFC
)
В краткосрочной перспективе возможны три принципиальных варианта поведения фирмы:
1) Производство ради максимизации прибыли
2)Производство ради минимизации убытков
3)Прекращение производства


1) Фирма занимается максимизацией производства только при цене, превышающей средние общие издержки (P>ATC).
Прибыль находится по формуле Пи=(P-ATC)*Q

2)Минимизация убытков
Минимизация убытков происходит, когда ATC>P>AVC

Если фирма прекратит производство, то ей придется все равно оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо доходов. В таком случае все убытки станут равны постоянным издержкам и превысят величину, которую они имели бы при сохранении производства. Поэтому фирма не останавливает производство, а лишь минимизирует убытки. Формула нахождения убытков: (ATC-P)*Q
3)Прекращение производства


Тут все ясно. Цена Р ниже AVC. Прекращение производства в краткосрочном периоде не означает отказа от производства.
60.Управление рисков.
Проблема управления риском- важнейшая сторона деятельности любой фирмы во всех сферах хозяйственной жизни.
Предпринимательская деятельность тесно связана с понятием риск. Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. Поэтому необходимо правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке. Основные понятие:
Риск (risk) - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском. Информация собранная на данном сайте поможет вам построить эффективную систему управления рисками на предприятии, последовательно изучая материал по риск-менджменту, представленный в следующих разделах сайта:

•теория, понятие и cущность риска;

•характеристики риска;

•расчет и анализ рисков;

•виды и классификация рисков по различным признакам, в том числе и классификация предпринимательских, финансовых, экономических, банковских, кредитных и инвестиционных рисков;

•процедура проведения оценки рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков;

•страхование рисков;

•управление рисками, риск-менеджмент (risk managment);

•методы управления рисками;

•построение комплексной системы управления рисками предприятия.
61. Трансакционные издержки
В ходе производственной деятельности фирма несет производственные и непроизводственные затраты. Последние включают в себя затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Эти затраты получили название трансакционных издержек.

Для того, чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

1. выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения;

2. убедить их в выгодности совершения сделки (это целый комплекс маркетинговых и рекламных услуг);

3. провести переговоры, составить договор;

4. обеспечить гарантии выполнения соглашения.

Трансакционные издержки составляют значительные суммы.

В США и странах Западной Европы на их покрытие уходит до 50% стоимости производимых товаров и услуг. Подсчетов по России, к сожалению, не ведется. Но в условиях плохо организованного рынка, низкой договорной дисциплины, дефицита коммерческой информации, слабого правового обеспечения они должны быть очень велики.
Трансакции бывают внутрифирменные и рыночные. Рыночные трансакции представляют собой сделки, в ходе которых право собственности на экономическое благо меняет хозяина. При внутрифирменных трансакциях благо не меняет верховного хозяина(им остается фирма), но тем не менее оно переходит из рук в руки.

62. Фактор «Труд». Виды заработной платы.Виды систем оплаты труда. Управление персоналом.
Труд- деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды. Носителями данного фактора производства являются все трудоспособные человеки. Человек, предлагающий свои трудовые услуги- продавец, создает предложение на этот фактор производства. Работодатель же является стороной спроса.
Заработная плата- это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.
Зарплата бывает двух видов: реальная и номинальная. Номинальная зарплата представляет собой сумму денег, полученную за выполнение некоторой работы. А Реальная зарплата- количество товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную зарплату.
Есть две формы оплаты труда: сдельная и повременная.
Повременная зарплата
- денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного времени.
Сдельная зарплата -форма оплаты труда, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.
Система заработной платы-совокупность правил и принципов оплаты наемного труда, которая позволяет увязать возрастание получаемого работником денежного вознаграждения с комплексом параметров процессов и результатов труда.
Главная цель установления системы зарплаты-
заинтересовать работника в интенсивном и качественном труде.
Бывают однофакторные и многофакторные системы оплаты труда.
Однофакторные системы зарплаты характеризуются тем, что уровень оплаты труда ставится здесь в прямую или косвенную зависимость от какого-то одного фактора.
Многофакторные системы оплаты труда характеризуются, тем что размер оплаты труда зависит не только от выработки, но и от других количественных и качественных показателей, связанных с условиями труда, экономией материалов, рациональным использованием времени и т.д.
Управление персоналом необходимо для того, чтобы стимулировать работников к наиболее эффективной деятельности.
Руководитель мотивирует работников следующими преференциями:
1)бонусы
2)помощь на оплату лечения и образования
3)предоставление полного социального пакета
4)скидки на покупку товаров фирмы
63.Формы объединения предприятий: холдинг, группа компаний, объединение компаний, франчайзинг, ФПГ.
Холдинг - единая фирма, состоящая из нескольких юридически независимых предприятий.
Холдинг
состоит из материнской компании, владеющей контрольными пакетами акций и подчиненных ей дочерних обществ.
Объединение компаний представляет собой группу предприятий, внутри каждого из которых действует принцип иерархии.
Взаимодействия между компаниями группы полностью или частично осуществляется через рынок, но в рамках общей стратегии. Данная структура позволяет фирмам сокращать внешние (рыночные) трансакционные издержки.
Своего рода симбиозом крупного и малого бизнеса является система франчайзинга.
Франчайзинг ( коммерческая концессия) — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франча́йзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга: франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака; франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы; франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.
Группа компаний (ГК) представляет собой объединение фирм, находящихся в собственности одного и того же владельца (или нескольких), единство управления которыми обеспечивается неформальными методами. В итоге складывается непрозрачная структура, позволяющая ГК в случае надобности выступать как единое целое, при необходимости же иметь возможность юридически обосновано отрицать наличие каких-либо связей между фирмами.
Наиболее масштабной формой объединения компаний являются финансово-промышленные группы (ФГП), то есть «переплетение» банковских структур и промышленных фирм.
ФПГ имеет рад неоспоримых преимуществ:
1)аккумуляция финансовых ресурсов
2)благприятные условия для инвест. Деятельности
3)межотраслевое перераспределение ресурсов
64. Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция в теории и на практике.
Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.
Основные черты монополистической конкуренции:
•наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
•свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
•разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая
конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
•совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
•влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек (AC), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...