Понятие и виды информационной асимметрии. Рынок лимонов и персиков.
Информационная асимметрия (ИА) - разновидность неполноты информации; при заключении сделки стороны информированы в разной степени. Виды ИА: 1) один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой (одна сторона имеет информ. преимущество) 2) проблема царя Соломона: две стороны одинаково информированы относительно совершённой трансакции, но эту информацию сложно получить третьим лицам Рынок «лимонов» и «персиков» (рынок подержанных автомобилей) «Персики» - первая категория машин; «лимоны» - вторая категория машин. Продавец машины осведомлен о ее техническом состоянии, покупателю же сложно отличить одну категорию машины от другой => на рынке имеет место ИА Случай симметричной информации Фактически это два независимых рынка на разнокачественные товары => 1) 2 неодинаковые кривые спроса: кривая DP (на «персики») лежит правее кривой DL (на «лимоны»), т. к. по одной и той же цене покупатели захотят приобрести больше «персиков» 2) 2 кривые предложения: кривая SP лежит левее кривой SL, т. к. желающих предложить качественный товар за небольшие деньги меньше, чем готовых продать некачественную продукцию 3) как на одном, так и на другом рынке сущ-ют точки равновесия OP и OL, т. е. рынки товаров обоих уровней качества вполне жизнеспособны
Случай информационной асимметрии Из-за отсутствия возможности различить реальное качество предлагаемых автомобилей рынок станет единым. 1) кривые спроса DP и DL сольются в единую кривую спроса DT (т. к. среди покупателей есть те, кто хотел бы дешево купить «лимон», и те, кто согласен заплатить значительную сумму за «персик») Кривая спроса DT получена методом горизонт. суммирования кривых DP и DL
Она имеет вид ломаной кривой и показана на графике как жирная линия: - в высоком ценовом диапазоне спроса на «лимоны» нет (никто не будет платить большие деньги за «лимоны»), поэтому в этой части суммарная кривая спроса совпадает с кривой спроса на «персики»; - при более низких ценах к спросу на «персики» добавляется спрос на «лимоны» => у DT появл-ся излом 2) аналогично возникнет общая кривая предложения ST => появится точка равновесия ОТ (DТ= SТ): - спрос на подержанные машины состоит из желающих купить «персики», они заплатят приличные деньги за «лимоны», т. к. не смогут понять, что за товар им подсунули (кривая DT совпадает с кривой DP) => уйдут, когда убедятся в невозможности получить необходимое - спрос на «персики» прекратится и общая кривая спроса DТ станет тождественной кривой спроса на «лимоны» DL - новая точка равновесия совпадет с точкой равновесия рынка лимонов, т. к. будет определяться только спросом и предложением на «лимоны» - фактически остается рынок «лимонов» (никто не станет продавать еще приличные машины по низкой цене; а давать за них настоящую цену никто не будет, т. к. полагает, что ему подсунут «лимон») - рынок «персиков» исчезает из-за нехватки информации Последствие ИА - деградация рынка. Если способы снижения данного эффекта не будут найдены, то рынок исчезнет. Последствия монополистической конкуренции. Теорема «избыточной мощности», динамический аспект поведения и равновесия фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде. Объяснить и показать графически.
Последствия МК (из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат): 1) равновесная цена при МК в долгосрочном периоде превышает равновесную цену при СК (Р0 > PC) (стр-ра рынка МК заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние деньги»);
2) устанавливается меньший, чем при СК, объем выпуска продукции (Q1 < QС); 3) МК ведет к избытку мощностей по сравнению с объемом выпускаемой на них продукции.
Теорема «избыточной мощности» 1) Чем выше степень диффер-ции продукта, тем круче пройдет кривая спроса D на него. D3 - кривая спроса, проходящая через точку О D4 - кривая спроса, к-рая установилась бы в долгосрочном периоде при той же кривой издержек ATC на другую, сильнее диффер-ую разновидность предполагаемого товара 2) Кривая спроса D4 касается ATC в т. N, к-рая лежит дальше, чем т. О, от точки минимума издержек => для сильнее диффер-ого товара равновесная цена сильно завышена (PN > P0 > PC) Вывод Усиление диффер-ции продуктов => увеличение степени несовершенства конкуренции => отклонение используемых мощностей, объемов произ-ва и цен от наиб. эффективных
Поведение и равновесие фирмы-монополиста в краткосрочный и долгосрочный период 1. Кривая спроса D удовлетворяет критерию несоверш. конкуренции - спрос не явл-ся абсолютно эластичным (кривая не параллельна оси Q, а имеет отриц. наклон). Причина состоит в дифференциации продукта. Но благодаря диффер-ции на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому кривая спроса D приобретает отриц. наклон: рост объема реализации достижим лишь за счет снижения цен. 2. В условия монополистич. конкуренции (МК) фирма max π при таком объеме, при к-ром предельные издержки равны пред. доходу (МС=МR). То есть фирма наращивает произ-во до тех пор, пока доп. затраты для выпуска еще одной единицы товара не начнут превышать выручку от ее реализации. Точка пересечения МС и МR задает размер выпуска продукции Q0, продавая к-рый по цене Р, фирма max π (рис. а, D лежит выше min уровня АТС) или min убытки (рис. б, D лежит ниже min уровня АТС). Из графика видно: Q0 < Q1. Если рассмотреть ранок соверш. конкуренции (СК) при тех же MC и Р, то фирма выбрала бы объем продаж Q1 , определяемый пересечением МС и МR=D=Р. Вывод 1) При анализе поведения фирмы в краткосрочном периоде наиб. заметны «родовые» черты, сближающие МК с др. видами несоверш. конкуренции. 2) Есть количеств. различия: при МК кривая спроса D не идет круто вниз, как при монополии. Т. к. при МК есть вероятность переключения спроса на ближайший аналог, поэтому эластичность спроса при прочих равных условиях выше, чем при монополии.
Долгосрочный период Более отчетливо специфика МК как собого типа рынка проявл-ся в долгосрочном периоде. Допустим, что: 1) кривая затрат не меняется, 2) фирма получает изначально эконом. прибыдь (D1 лежит выше min уровня АТС). При МК вход на рынок свободен => много похожей продукции. Поэтому кривая спроса D1 у фирмы – старожилы снизится, т. к. часть клиентов уйдет к конкурентам. Этот процесс будет до тех пор, пока не исчезнет эконом. прибыдь и кривая спроса D1 не займет положение касательной D3 к кривой затрат ATC. 1. Т. О лежит на кривой АТС (MR=MC) => тенденция к получению фирмами нулевой эконом. прибыли. 2. Т. О, находясь на АТС, не может совпадать с минимумом ATC (кривая спроса D может быть касательной к кривой затрат ATC в точке минимума только тогда, когда кривая спроса D горизонтальна (характерно для СК)). Для МК: если кривая спроса проходит через точку минимума ATC под углом (D2), значит, есть эконом. прибыль. Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают 3 следствия: 1) равновесная цена при МК в долгосрочном периоде превышает равновесную цену при СК (Р0 > PC) (стр-ра рынка МК заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние деньги»); 2) устанавливается меньший, чем при СК, объем выпуска продукции (Q1 < QС); 3) МК ведет к избытку мощностей по сравнению с объемом выпускаемой на них продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|