Концепция семейной политики в Красноярском крае
Необходимо заметить, что эффективность законотворческой и практической социальной деятельности органов и учреждений субъекта Федерации по решению проблем семьи зависит от полного и точного представления о ситуации в социальной сфере, о наиболее выраженных «болевых точках», а следовательно, о приоритетах в семейной политике в регионе. Таким образом, речь идет о необходимости формирования концепции семейной политики как отправной точке в организации и осуществлении социальной поддержки семей. В Красноярском крае концепция семейной политики формируется и утверждается через принятие Законодательным Собранием края специального нормативного акта, поскольку относится к числу важнейших документов, определяющих положение семьи в крае. Первая Концепция семейной политики в Красноярском крае была принята постановлением Законодательного Собрания края 6 октября 1994 года. В ней были представлены основные проблемы современной семьи, сформулированы основные принципы и цели семейной политики, определены основные направления реализации краевой семейной политики. Серьезные изменения, произошедшие в стране и в крае, послужили причиной того, что в июне 2001 года была разработана и утверждена Законодательным Собранием новая Концепция семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001-2005 годы[18]. Был подведен итог деятельности по реализации предыдущей концепции, дан анализ проблем семейной политики, к числу которых были отнесены преимущественная ориентация семейной политики на иждивенческую позицию семьи по отношению к государству, несовершенство законодательства, регулирующего вопросы социально-экономической поддержки семьи, низкая эффективность экономических и социальных мер, направленных на ее поддержку, а также отсутствие координации в деятельности ведомств социальной сферы, осуществляющих мероприятия по социальной поддержке семьи.
В краевой концепции семейной политики 2001 года было закреплено важное положение, согласно которому государственная политика в отношении семьи, защиты прав и интересов детей, поддержки детства – это деятельность государственных органов и учреждений, реализующих целостную систему мер экономического, правового, социального, медицинского, информационного, образовательного, культурного и организационного характера, направленных на стабилизацию и последовательное улучшение ситуации в сфере семьи, материнства, отцовства, детства и защиты прав и законных интересов детей. Эта новая концепция обеспечила более широкий подход к проблемам семьи, поскольку в числе принципов семейной политики было закреплено признание партнерских отношений между государством и семьей, а также признание государством самостоятельности и автономности семьи как важнейшего социального института. В соответствии с этим были определены и новые направления государственной семейной политики, например, поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства. Среди механизмов реализации государственной семейной политики в крае на первое место были поставлены принятие и совершенствование законодательных и иных нормативных актов, внесение в порядке законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также разработка и реализация краевых целевых программ, обеспечивающих финансирование из краевого бюджета и бюджетов органов местного самоуправления реализации государственной семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.
Следует констатировать, что в этой части краевая концепция семейной политики на 2001-2005 годы была реализована. Законодательная база Красноярского края в области социальной поддержки семей в сравнении со многими другими субъектами Российской Федерации сформирована достаточно полно, что позволяет развивать практическую деятельность органов и учреждений социальной сферы в работе с семьями. Различные нормы поддержки семей с детьми установлены краевыми законами, постановлениями Законодательного Собрания и Совета администрации края, а также указами губернатора. Только за 2003-2005 годы принято 15 законов Красноярского края (о ежемесячном пособии на ребенка, о социальном обслуживании населения, о социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг и др.), ряд указов губернатора (например, о назначении губернаторских стипендий, о компенсации расходов на проезд в междугородном транспорте детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении) и постановлений Совета администрации края (прежде всего в сфере социального обслуживания населения), распоряжений Совета администрации края, регулирующих различные аспекты семейной политики в крае. Приняты краевые целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации», «Старшее поколение», «Дети-инвалиды» и ряд других. Так, в краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, на 2000-2002 годы» в качестве целей и задач полагалось адресное предоставление нуждающимся, имеющим среднедушевой доход ниже уровня малообеспеченности, материальной помощи и социальных услуг, организация срочной социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и лицам без определенного места жительства, укрепление материально-технической базы социальных учреждений, обслуживающих население, находящееся в трудной жизненной ситуации, формирование условий для поддержания уровня жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и т.п. В качестве ожидаемых результатов этой программы предполагалось оказание различных видов социальной помощи за счет средств краевого бюджета 475 тыс. человек из числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Краевая целевая программа «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2005 год в качестве основной задачи определяет предоставление адресной единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Инновационным элементом программы следует признать введение встречных обязательств ее получателей, например, по трудоустройству. Это ориентирует граждан и семьи, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, на поиск и использование всех возможностей для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации. Наиболее распространенные формы оказания социальной помощи нуждающимся – это предоставление натуральной помощи в виде бесплатных обедов, продуктовых наборов, одежды и обуви, субсидий на оплату жилья, льгот на оплату товаров и услуг. Единовременная адресная материальная помощь в денежном выражении будет оказана примерно 1 % от числа малоимущих в Красноярском крае. Реализация данной краевой целевой программы позволит экономично распределять денежные средства краевого бюджета с учетом индивидуальной оценки трудной жизненной ситуации в каждом случае, что, в свою очередь, обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора. Реализация краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» призвана в известной степени снизить социальную напряженность, хотя, конечно, не позволит решить радикально ни одной серьезной проблемы в сфере семейной политики. Краевая целевая программа на 2003-2005 годы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предполагает повышение эффективности работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание единого краевого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении; создание мобильных групп по социальной работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении; организацию досуга и летней занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; внедрение современных методик работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении; повышение квалификации специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и выделение соответствующих средств для решения поставленных задач. Эта программа обеспечивает преемственность социальной политики в крае в части профилактики семейного неблагополучия, являющегося в конечном счете причиной как безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и грозного и масштабного социального явления – социального сиротства. При этом следует заметить, что концептуальный подход к решению указанных проблем предполагает смещение акцента в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на раннюю профилактику семейного неблагополучия. Это, в свою очередь, требует своевременного оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с тем, чтобы не допустить деградации семьи и неспособности ее к выполнению своих основных функций.
При этом нельзя не отметить, что большинство разрабатываемых и реализуемых программ носят скорее констатирующий характер, направлены на поддержание минимального уровня жизни семей, а не на развитие их собственного потенциала. Мониторинговое исследование «Семья Красноярского края» показало, что вполне удовлетворенными своим материальным положением являются 13 % опрошенных семей, Недостаточным является и инновационный элемент в предлагаемом целевыми программами подходе к решению проблем семьи. В то же время анализ ситуации показывает, что многие традиционные формы социальной работы с семьей исчерпали себя. Новый концептуальный подход предполагает, прежде всего, создание условий, в которых нормальная, здоровая семья смогла бы самостоятельно решать свои проблемы, выполнять свои важнейшие социальные функции.
На сегодня, по предварительным данным, в крае 20 тыс. семей относятся к категории группы риска, где родители злостно уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Предлагаемые действующим законодательством меры воздействия оказываются неэффективными. Это приводит к росту числа детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот), распространению детской безнадзорности и беспризорности, наркомании и алкоголизма в детско-подростковой среде. Количество детей-сирот за пять лет в крае увеличилось почти на треть. Другая острая проблема, которая должна найти свое отражение в концепции семейной политики, – насилие в семье. Очевидно, что в первую очередь речь здесь идет о защите интересов детей, однако в такой защите часто нуждаются и престарелые, немощные люди. Согласно статистике, значительное число женщин также становятся жертвами насилия в семье. К сожалению, в настоящее время профилактику насилия в семье и реагирование государственных органов на факты его проявления нельзя признать удовлетворительными. Острота накопившихся проблем, связанных с насилием в семье, такова, что требует немедленного их обсуждения и разработки системы адекватных мер. Об этом свидетельствуют и результаты мониторингового исследования – в 25,84 % семей практикуются физические наказания детей, а это значит, что детей в этих семьях бьют. Важно подчеркнуть, что анкетный опрос позволяет увидеть только «поверхностный срез» проблемы, оставляя скрытым тяжесть и частоту применяемого насилия и отражая лишь отношение четверти опрошенных к насилию по отношению к детям как к норме. Еще одной значимой для семьи проблемой можно назвать проблему жилищную. Так, по данным опроса только четверть семей с низким уровнем дохода имеет отдельную благоустроенную квартиру. Четверть же таких семей проживает в общежитиях, снимает жилье, имеет комнату в коммунальной квартире. При этом правовые механизмы, призванные обеспечить реализацию права каждого гражданина на достойное и благоустроенное жилье, не работают: разрыв между возможностью реализовать право на получение социального жилья и возможностью самостоятельно улучшить жилищные условия оказывается очень значительным. Правовые нормы, регулирующие возможность получения ипотечного кредита, по существу отсекают большинство малоимущих семей от участия в этой программе. Таким образом, проведенное мониторинговое исследование дало возможность выявить основные проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики на уровне края: · недостаточная четкость в законодательном определении функций органов и учреждений в сфере семейной политики; · отсутствие координации краевого и муниципального уровней управления в реализации задач семейной политики; · отсутствие необходимой дифференциации в социальной поддержке семей, недостаточно выраженный профилактический характер мер социальной политики; · отсутствие инновационных подходов в решении проблем семьи в краевых целевых программах; · несовершенство правовых механизмов, обеспечивающих социальную поддержку семьи; · несовершенство законодательства, определяющего возможность улучшения жилищных условий семей с детьми; · недостаточность законодательных мер по профилактике семейного насилия; · отсутствие законодательных мер для закрепления в социальных учреждениях дипломированных специалистов по социальной работе и социальной педагогике, а также психологов для работы в службах социальной поддержки семей с детьми, особенно на селе, при достаточно большом общем выпуске таких специалистов вузами Таким образом, нормативные основы социальной поддержки семьи в Красноярском крае нуждаются в совершенствовании для выработки новой активной семейной политики, направленной на поддержание здоровой семьи, создание условий для развития их собственного потенциала, а также на раннюю профилактику семейного неблагополучия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|