Брачно-семейные отношения в системе современных общественных ценностей
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека, но, тем не менее, с развитием семьи и изменением ее функций постепенно меняется и ценностное отношение к ней людей. В настоящее время авторы, исследующие проблемы семейно-брачных отношений, выделяют такие основные признаки трансформации семьи[92]: уменьшение численности браков, рост числа длительных добрачных отношений, пробных браков, падение рождаемости и ее старение (рождение первенцев в более позднем возрасте), преобладание малодетных семей, увеличение числа нерегистрируемых браков и увеличение числа внебрачных детей. Причины данных изменений трактуются исследователями неодинаково, однако все авторы признают, что распространение вышеназванных тенденций связано не только и не столько со спадом экономики и изменениями в финансовой сфере, сколько с изменением ценностных ориентаций [93]. Еще в середине 1980-х годов Дирк Ван де Каа и Рон Лестиг назвали смену установок брачности и рождаемости признаками второго демографического перехода и связали изменение оценки значимости семейно-брачных отношений с распространением в обществе идей индивидуализма и рационализма[94]. В самом общем смысле о важности семейно-брачных отношений в общественном сознании можно судить по тому, какое место отводится ей среди других важных для человека ценностей, таких как работа, друзья, свободное время, политика и религия. В 1978 году по инициативе ученых была сформирована группа Исследования европейских ценностей (ИЕЦ), целью которой было выявить, какие ценности доминируют среди граждан европейских стран [95]. Исследование проводилось несколько раз, но мы будем говорить о данных, полученных в 1999 году, поскольку в этом году в исследовании впервые принимала участие и Россия, наряду с другими 32 странами. Из приведенных на основании исследования данных видно, что оценку «очень важно» семье дают 84 % респондентов, «важно» – 13 % и «совсем не важно» всего 3 %. Хотя оценки респондентов в отдельных странах различаются. Так, оценку «очень важно» роли семьи в жизни человека дают 91-95 % респондентов Польши, Ирландии, Исландии и 67-72 % опрошенных в Литве, Эстонии и Латвии, 76 % – в России и Германии. Кластерный анализ позволяет учесть связь ценностей между собой и выделить группы стран по наибольшей близости этих связей, соответственно среди 32 стран Европы определяются три основные группы.
Первая группа – развитые западноевропейские страны (Голландия, Бельгия, Дания, Швеция, Франция, Великобритания и др.). Для респондентов из этих стран в большей степени доминируют ценности семьи, дружбы, работы и свободного времени (в порядке убывания значимости). Вторая группа – страны, в которых доминируют католические или иные религиозные традиции (Италия, Польша, Греция, Румыния и др.), в них соответственно наряду с семьей и работой высока ценность религии. В третью группу попала практически половина из всех участвующих в исследовании стран, среди них постсоциалистические (Россия, Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Болгария, Хорватия и др.), а также Германия и Испания. В странах третьей группы доминируют ценности семьи и работы. Следует отметить, что ценность семьи в странах относящихся к третьей группе, в том числе и в России отметили 80 % опрошенных, что на 10 % ниже, чем в странах первой и второй группы. Данное исследование позволяет примерно очертить исследуемое поле и определить место семейно-брачных отношений в системе основных общественных ценностных ориентации. Интересны также данные, раскрывающие отношение людей к созданию семьи и брака. В часности характерной чертой формирования семьи в течение последнего десятилетия является рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. По данным ИЕЦ, в двадцати европейских странах в 1990 году 14 % респондентов согласились с мнением, что брак стал пережитком. В 1999 году таких было уже 20 %. При этом отмечается, что взгляд на брак как на пережиток чаще встречается среди молодых людей, кроме того, среди мужчин данный процент больше, чем среди женщин.
Таким образом, усиливается тенденция, согласно которой современная семья утрачивает свои формальные институциональные признаки, ограничивает объем выполняемых ею функций, при одновременном усилении неформальных позиций. Л.В. Карцева считает, что данную трансформацию следует рассматривать как «стратегию негативной адаптации к условиям социальных реформ» [96]. При этом в настоящее время, по ее мнению, действует закон центробежной силы: чем выше уровень дестабилизации общества, чем активнее идет процесс дезорганизации социальных институтов, взаимосвязанных с институтом семьи, тем сильнее семья как социальная группа стремится освободиться от социального контроля и обрести неформальный статус. Л.В. Карцева полагает, что снижение ценности брака обусловлено сменой позиций во взаимодействии трех субъектов: общества, семьи, как малой группы, и индивида. Если ранее иерархия их взаимоотношений напоминала пирамиду, в основании которой находился индивид, а на вершине – общество, то сегодня позиции кардинально поменялись: индивид занял верхнюю, лидирующую позицию, тогда как общество оказалось в нижней, подчиненной. Семья же сохранила свое центральное в иерархии место, по-прежнему являясь каналом, связующим социум и индивида[97]. Однако теперь ценности индивида, его потребности и прочее доминируют над семейными ценностями. Таким образом, на основании всего вышесказанного можно отметить, что институты семьи и брака в настоящее время претерпели существенные изменения. Исследования свидетельствуют о девальвации традиционной формы совместной жизни – семьи, сформировавшейся на основе брака. При этом данная установка в большей степени присуща именно молодым людям, которые непосредственно находятся в том возрасте, когда проблемы брачного выбора являются наиболее актуальными. Вместе с тем на данный момент можно утверждать, что семейно-брачные отношения не утратили своего значения в системе общественных ценностей и семейная жизнь – во всех ее формах – остается наиболее распространенной формой совместной жизни мужчины и женщины. В результате того, что общественные условия меняются, а потребность, хотя и модифицированная, в создании семейно-брачных отношений сохраняется, особую актуальность приобретает проблема мотивации создания семьи, а также факторы, обусловливающие брачный выбор.
Основные тенденции в процессе формирования Молодой семьи С конца 1980-х годов в России происходят значительные перемены в процессе формирования семьи, в первую очередь, затрагивающие молодое поколение. Рассмотрим основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в современной России. Прежде всего, необходимо отметить изменения в нормах сексуального поведения. Согласно данным ВЦИОМ, уже к 1994 году возраст первого сексуального опыта молодых людей значительно снизился по сравнению с предыдущими десятилетиями: наиболее приемлемым на данный момент в обществе считается начало таких отношений в среднем по достижении 17,9 года. В то же время опросы петербуржских студентов, проведенные неоднократно за последние тридцать лет, показывают значительное увеличение доли молодых людей, имевших сексуальный дебют в еще более раннем возрасте (см. табл. 9)[98]. Таблица 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|