Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы молодой семьи и стадии её развития




В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др.[54]. В качестве основания для классификации выступает и семейный стаж. Именно в зависимости от возраста супругов и от количества прожитых совместно лет принято выделять молодую семью, а также семью среднего супружеского возраста, семью старшего супружеского возраста и пожилые пары.

Современные молодые семьи также можно классифицировать, например, по структуре – полные и неполные семьи [55].

По мнению Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей[56].

Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.

Второй тип – супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Более содержательной классификацией, на наш взгляд, является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

Отдельно необходимо сказать о классификации внебрачных союзов молодых людей. Интересную классификацию предлагает М. Босанац:

1. По субъективным признакам партнеров:

· ни один из партнеров не состоит в браке;

· оба состоят в браке, но не друг с другом;

· один из партнеров состоит в браке с третьим лицом, а другой не состоит в браке (конкубинат);

Внебрачные союзы обусловлены диспропорцией полов, в ситуации, при которой женщин больше, чем мужчин, неминуемо остается значительное число женщин, лишенных возможности вступить в брак.

2. По признакам публичности:

· анонимные (внебрачные союзы, которые по разным причинам скрываются от общественной среды; чаще это касается тех партнеров, один или оба из которых состоят в браке; такие союзы носят, как правило, кратковременный характер);

· неанонимные (мужчина и женщина вступают в отношения, не скрывая их от общественности, но и не регистрируя в органах ЗАГСа; большей частью их образовывают молодые лица, еще не состоящие в браке, как предбрачную фазу отношений; такие союзы фактически представляют собой «гражданский брак» в его традиционном понимании; общество относится к ним терпимо).

3. По продолжительности существования:

· случайные внебрачные половые связи (с позиции гетеросексуального интереса не достигают цели обеспечения успешного отбора партнера; с социальной точки зрения – самые нежелательные);

· временные внебрачные союзы (обычно к ним относят отношения, имеющие характер «ухаживания», «обручения», «жениховства», то есть это фаза предбрачных отношений; могут ограничиваться обещанием брака или завершаются его заключением; следует отметить массовость данного типа брачно-семейных отношений);

· конкубинат (длительный внебрачный союз мужчины и женщины, которые не собираются формально закрепить брак, при этом один из партнеров или оба уже состоят в зарегистрированном браке) [57].

На наш взгляд, данная классификация может иметь практическую ценность для понимания разнообразия стилей семейного поведения, она показывает в известной степени размытость норм и «снисходительность» социального контроля в вопросах организации личной жизни и сексуального поведения молодых людей в современном обществе.

Весьма интересным и спорным представляется освещение в литературе вопроса об этапах, или стадиях, развития молодой семьи.

Например, по мнению Н. Акермана[58], молодая семья в своем развитии проходит три стадии. Первая стадия – стадия монады – описана в конце 1960-х годов на примере американской семьи, когда одинокий молодой человек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительской семьи, самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опыт самостоятельной жизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные в родительской семье. На этой стадии формируются осознанные и проверенные на практике правила собственного существования, очень важные для индивидуального психического развития и для развития будущей семьи.

В российских семьях стадия монады очень редка, ее отсутствие связано исключительно с невозможностью приобретения отдельного жилья для финансово зависимых молодых людей. Соответственно молодые люди не имеют возможности «посмотреть со стороны» на те семейные правила, которые существуют в их родительских семьях. В такой ситуации трудно выработать свой собственный взгляд на семейные установки. К правилам родительской семьи обычно существует отношение, которое укладывается в схему «нравится – не нравится». Молодые люди часто дают себе обещания: «никогда не буду как мама» или «никогда не буду как папа». Но четко осознанного «каким же я буду?» или хотя бы «как я хочу, чтобы было?» обычно нет. Именно взаимное разрешение этих вопросов и является основной задачей, которая должна быть решена в период диады.

Заметим, что стадию монады в современной России вынуждены проживать молодые люди, приезжающие из сельской местности в город для получения профессионального образования или устройства на работу, а также мигрирующие по иным причинам. Именно они получают возможность, в отрыве от родительской семьи, проверить на практике справедливость правил, усвоенных в родительской семье, практическую ценность семейных установок. Приобретение собственного опыта позволяет внести в свое поведение коррективы, иногда довольно существенные. В частности, появляется толерантность к иным, по сравнению с его собственными, формам бытового поведения, чужим привычкам и мнениям.

Диада – это поиск компромисса, когда молодожены устанавливают правила своей совместной жизни, проходят период адаптации, привыкают к новым семейным ролям. Стадия диады чрезвычайно трудна и важна для молодоженов, и от того, как и в какой обстановке будут выработаны правила совместного существования, будут ли эти правила действительно приняты супругами, или один из них будет доминировать, а другой просто подчинится навязанным ему правилам в силу более слабого характера или под влиянием каких-то других обстоятельств, зависит жизненный стиль развития семьи: будут ли там накапливаться проблемы или супруги с позиции сотрудничества будут решать проблемные ситуации на стадии их возникновения.

Со временем молодая семья, часто вне зависимости от того, насколько успешно она решила проблемы диады, вступает в следующую стадию жизненного цикла – триаду: у молодоженов рождается ребенок. Это время серьезного кризиса для любой семьи. Супруги думают, что с рождением ребенка все станет лучше, ведь традиционно принято идеализировать материнство. Существует чуть ли не заговор молчания относительно того, каким тяжелым оно в действительности является. Ш. Берн пишет по этому поводу: «Многие молодые мужчины и женщины с радостью ожидают появления ребенка, рисуя в своем воображении идиллическое время улыбок, забавного лепета и объятий. Предвидели ли вы бессонные ночи, представляли ли вы груду грязных пеленок, бесконечные детские болезни, капризы и скуку?» [59].

Действительно, отношения в молодой семье подвергаются серьезным испытаниям, например таким, как структурный кризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше друг от друга. К. Витакер так описывает период, связанный с ожиданием ребенка: «Первоначальное чувство мужской гордости при мысли о беременности жены, вскоре сменяется ощущением отдаленности, поскольку жена все больше погружается в свою связь с существом, живущим внутри ее утробы. Мужчине остается наблюдать со стороны за изменением жены. Она пытается вовлечь мужа в радость своей новой страсти, переживаемой при беременности, а это и восхищает мужа и в то же время парадоксальным образом причиняет ему боль. Чем более она делится с ним удивительным чудом своей внутренней жизни, тем острее он понимает, насколько постороннем является во всем этом» [60]. Описанные чувства, конечно же, нельзя отнести ко всем супружеским парам, но достаточно часто у супругов возникает ощущение, что они стали дальше друг от друга. В любом случае именно на эту стадию приходится пик мужских измен, который связан скорее с трудностью пересмотра семейных правил и обязанностей. Эти трудности являются главной причиной возможного эмоционального «развода», который может спровоцировать и настоящий развод. И то, как реально будет развиваться семья при появлении новорожденного, во многом будет зависеть от того, какую базу, не только эмоциональную, но и материальную, заложили супруги, понимая, какой трудный период им придется пережить. Понятно, что если никакой, то в первые же дни после рождения ребенка супругам придется обращаться не только за психологической поддержкой, но и за материальной помощью к своим родительским семьям, что неизбежно повлечет за собой какую-то потерю самостоятельности. В этом случае семья, хотя бы на время, становится дисфункциональной, потому что дисфункциональная семья – это семья, которая не справляется со своими задачами. По меткому замечанию А.Я. Варги, «любая дисфункция – это «хотим, но не можем» [61]. «Мы хотим сами воспитывать нашего ребенка, но не можем, потому что нам не хватает денег». Если папа не может полностью обеспечить семью в то время, пока мама не работает и занимается малышом, то часто бывает так, что молодые супруги приглашают бабушек. Мама и папа ищут возможность зарабатывать деньги, а бабушка, которая на пенсии и все равно не работает, воспитывает малыша. На этой стадии жизненного цикла вообще непонятно, чей это ребенок, потому что бабушка становится его функциональной матерью, а маму, особенно в присутствии бабушки (при совместном проживании молодой семьи в одной квартире с тещей или свекровью), можно считать его функциональной сестрой. От такой спутанности ролей начинаются нарушения материнского поведения, специфического контакта между матерью и ребенком. Как следствие – семья не справляется с важнейшей воспитательной функцией. Иногда за одним ребенком присматривают обе бабушки по очереди. В этом случае возможны конкурентные отношения между женщинами, возникает риск, что ребенок станет объектом манипуляций не только между свекровью и невесткой, но и между тещей и свекровью. Ребенок оказывается втянутым в какие-то специфические для каждой семьи коалиции, сам становится маленьким манипулятором, что, конечно, не пойдет на пользу ни его психическому здоровью, ни эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Необходимо напомнить и о роли отца в воспитании ребенка. В нашей стране существует общепринятый стереотип, что воспитание детей – по большей части забота матери. Скорее всего, некоторые мужчины были бы не против побольше заниматься с ребенком. Но в ситуации совместного проживания с родителями у молодого папы совсем мало возможностей реализовать это естественное желание, потому что две женщины (мать и теща или мать и свекровь) ­– вроде бы вполне достаточно для одного малыша. Вечером, вернувшись с работы, молодой папа просто не имеет возможности поучаствовать в уходе за ребенком: «ой, ты не умеешь», «дай, я лучше сама его перепеленаю», «отдай маме, ты совсем не умеешь его держать» и так далее. Постепенно неучастие отца в уходе за малышом становится негласным правилом, отец уже и не пытается этого делать, невольно устраняясь от выполнения воспитательной функции. И если во время беременности и после рождения малыша в большинстве семей взаимоотношения становятся хотя бы на какое-то время отдаленными, то при неучастии отца в воспитании ребенка эмоциональный контакт еще более нарушается. Семья становится дисфункциональной, и в конфликтной ситуации папа обязательно получает упрек: «Ты с самого рождения не занимался ребенком, все я да мама…». У папы было бы больше желания и возможностей помогать жене в уходе за ребенком, если бы семья нашла материальную возможность жить отдельно от родителей. В силу того, что мама просто физически не смогла бы полностью взять на себя воспитательную функцию, ответственность за ее выполнение нужно было бы поделить, оба родителя приняли бы участие в воспитании ребенка, это бы их сблизило и эмоционально, и духовно. Более активно стало бы взаимодействие и взаимопонимание, даже вопрос совместного досуга решался бы проще: бабушки с удовольствием бы использовали возможность побыть с внучком или внучкой, пока мама с папой отправились бы на концерт или просто к друзьям.

В современной России рождение ребенка откладывается на более долгий срок (более трёх лет с момента заключения брака). Соответственно и возраст молодых родителей оказывается большим, чем 30 лет. По этой причине многие молодые семьи не успевают дойти до стадии триады в срок, когда они юридически считаются молодой семьёй. Необходимо напомнить также, что эта трехстадийная модель
Н. Акермана построена на основе исследования американских молодых семей. Нам она представляется интересной, однако специфика российской ситуации требует, на наш взгляд, иного подхода к выделению этапов развития молодой семьи.

При создании альтернативной классификации во главу угла необходимо поставить содержательные аспекты межличностных отношений. Динамика развития этих глубоко личностных, интимных отношений молодой пары предполагает обычно этапность, с постепенным переходом от одного этапа к другому. Мы предлагаем выделять в развитии молодой семьи следующие этапы:

1. Этап взаимного интереса, возникающего как при первом знакомстве, так и в ситуациях, когда уже знакомые прежде люди попадают в обстоятельства, предполагающие более тесный личный контакт. На этом этапе отношения характеризуются возникновением взаимной симпатии, интереса.

2. Этап пробы, когда личные контакты становятся более глубокими и постоянными. Молодая пара переходит к пробе отношений (исследованию совпадений вкусов, пристрастий, мнений). На этой стадии развития отношений происходят обыкновенно и первые сексуальные контакты, которые тоже являются специфической пробой, тем более важной, если молодые люди уже имеют сексуальный опыт. На этих стадиях формирование отношений происходит обычно без их афиширования, напротив, иногда предпринимаются меры для того, чтобы скрыть факт их существования.

3. Этап публичных отношений, когда пара демонстрирует отношения окружающим людям. Наступает период более продолжительных контактов (в том числе и сексуальных), которые происходят, так сказать, «на разных территориях»: молодые люди встречаются, а иногда непродолжительное время вместе живут то в квартирах родителей или знакомых, то в комнатах общежитий, то в гостиницах (например, в туристических поездках). Однако на этом этапе развития отношений денежные средства у каждого свои, нет, так сказать, «общей кассы». Этот период отношений характеризуется тем, что молодых людей знакомые и родственники воспринимают как устойчивую пару. В прежние времена этому периоду соответствовало время от помолвки до свадьбы, с поправкой, конечно, на строгость нравов. Для молодых людей важно то, как их отношения «вписываются» у каждого в систему уже существующих отношений и связей. Например, на этой стадии происходит знакомство с родителями и родственниками, с друзьями. В связи с этим особую роль играют те оценки, которые дают окружающие. Эти оценки становятся индикаторами потенциала развития отношений.

4. Этап гражданского брака – не является обязательным, поскольку предполагает в обязательном порядке экономическую независимость молодых или хотя бы их «территориальную автономию» – проживание отдельно от родителей. Гражданский брак, предполагающий совместное ведение хозяйства и совместное проживание, – это следующая стадия развития молодой семьи, которая становится возможной в связи и в зависимости от экономической самостоятельности молодых.

5. Этап официального, зарегистрированного брака – стадия, на которой отношения оформляются для придания им значимого с точки зрения правовых последствий статуса. Момент регистрации брака можно считать днем официального рождения молодой семьи. Однако необходимо учитывать тот факт, что семьей молодая пара может считать себя и на более ранних стадиях развития отношений. Речь в этом случае может идти о существовании семьи в социологическом смысле.

Необходимо заметить, что такое последовательное, поэтапное развитие отношений – это теоретическая модель. В реальности отношения на любом этапе могут быть прерваны, возможна и регрессия отношений, с возвращением их на более ранние стадии развития.


 

Функции молодой семьи

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которых являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая и хозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая[62].

Генеративная (репродуктивная) функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые семьи. И для них эта функция может быть признана приоритетной.

В то же время семья заинтересована в детях, причем сегодня это скорее не экономическая (дети – гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей в некотором роде неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Между тем в последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек, почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем – те, кто их не имел и обзаводиться детьми не собирался. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется – она распространяется среди супругов детородного возраста, в первую очередь – в молодых семьях. Это вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка «в предмет социальной роскоши», с другой – по высказываниям наших респондентов – нежеланием потенциальных родителей ограничивать свою свободу: в образовании, работе, повышении квалификации, провождении свободного времени, реализации своих способностей, и, наконец, духовным и морально-нравственным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого – престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку. Молодые семьи по этой причине откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьего ребенка, иногда не планируют вообще.

Кроме того, на выполнение семей своей генеративной функции оказывает влияние и качество здоровья населения. По оценке экспертов, 10-15 % взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и так далее [63]. Некоторым из них способна помочь современная медицина, но стоимость подобного лечения далеко не всем по карману.

Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологических аспектах функционирования семьи, она предстает не столько как институт, сколько как малая группа с характерными для этого образования особенностями группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи.

Для молодых семей психологическая функция семьи состоит в превращении влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта. Семья для молодых людей становится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи.

Во многих зарубежных работах психологическая функция семьи обозначается как «функция психотерапии»[64]. Семья способна одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности («убежище»), принадлежности к группе, эмоциональные связи, возможность самоутверждения, то есть в конечном счете создать базу для развития высшего типа потребностей (по Маслоу) в самоактуализации и реализации творческого потенциала[65]. Представляется, что реализация этого психотерапевтического аспекта психологической функции для молодых семей затруднительна в силу недостаточности жизненного опыта, терпения и «житейской мудрости», а также избыточных индивидуалистических установок. Молодой семье ещё только предстоит сформировать совместность как основу приоритетности: «мне хорошо только тогда, когда хорошо тебе».

Психологическая функция семьи осуществляется через межличностные отношения. В современных социально-психологических исследованиях семьи (А.И. Антонова, А.В. Артюхова, И.В. Бестужева-Лада)[66] вычленяются три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Разные элементы психологической солидарности имеют различный «удельный вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачный период и до рождения первого ребенка наибольшее значение имеет интимность. После рождения первого ребенка решающую роль начинает играть степень и характер кооперации: этим можно отчасти объяснить замеченную в исследованиях «традиционализацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становится основным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает весь характер семейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад в психологическую солидарность когнитивного согласия.

По мнению М.А. Галагузовой, смысл психологической (психотерапевтической, рекреационной) функции заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение.

Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо иллюстрирует ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые авторы (например, М.А. Галагузова [67]) выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, которые определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Социализация включает в себя задачу воспитания (некоторые авторы воспитательную функцию также выделяют отдельно), но не ограничивается ею. Таким образом, по аналогии с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и культурные базовые ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть[68].

Воспитание ребенка в семье включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношения родителей и детей.

Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям.

Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой.

Экономическая функция – одна из основных функций семьи. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. В рыночной экономике не просто семья, но домашнее хозяйство представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, определяет себя собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы)[69]. На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой – субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.

Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.

В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока[70]:

· участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов;

· распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организации процесса потребления.

В современной российской жизни образование, медицинское и культурно-досуговое обслуживание становятся платными и тем самым тяжёлыми для семейного бюджета. Всё большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи.

Для молодой семьи реализация экономической функции является достаточно проблемной. Но не более проблематичной, чем для представителей более старших поколений, поскольку в психологическом плане современные молодые люди уже хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, в значительной степени ориентированы на создание собственного бизнеса, понимают необходимость материальной базы для создания семьи.

Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно молодым и пожилым людям). Проблемой для семьи является то, что её члены либо просто не общаются, ограничиваясь короткими фразами по поводу каких-либо бытовых вопросов, либо общаются крайне мало. Предметом обсуждения становятся события, но не чувства и мысли друг друга.

В молодой семье общение оказывается гораздо более интенсивным. При этом оно имеет не только количественные, но и качественные особенности: молодые супруги много говорят о чувствах, эмоциях, и значительную роль играет невербальный компонент (интонация, взгляды, прикосновения).

Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чем нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Полное взаимопонимание проявляется во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга; понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг, супруга или ребенок[71]. Однако понимание в молодой семье проблематично в силу недостатка толерантности, неготовности принять позицию другого, отличную от своей собственной.

Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и так далее. В течение многих столетий репрессивная церковная и светская мораль осуждающе и запрещающе относились к физической любви, признавая её как уступку греховной человеческой природе, но отказывались ценить её как источник плотского и духовного наслаждения. Сегодня уже общепризнано, что удовлетворение сексуальной потребности занимает свое законное и немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребности приводит к тяжелым искажениям личности, серьезным психическим и психосоматическим расстройствам. Возможность жить нормальной половой жизнью, иметь регулярные половые отношения признается одной из предпосылок здорового образа жизни[72]. Излишне говорить, что эта функция для молодой семьи исключительно значима. Следует заметить также, что даже простое общение доставляет огромное удовольствие, радость узнавания, ощущение себя любимым, физически привлекательным.

Конечно, в современном обществе то, что дает человеку семья, с большим или меньшим успехом можно получить и вне семьи. Так, для обеспечения экономической стороны своего существования современному молодому человеку совсем не обязательно вступать в брак, создавать свою семью, как это было в доиндустриальном обществе, когда именно кооперация экономических усилий нескольких человек (причем разного пола и возраста) помогала выжить каждому из них. Рост личных доходов привёл к уменьшению семейной взаимозависимости. В экономическом плане в условиях постиндустриального общества одиночке (конечно, при наличии работы) выжить даже проще.

Гедонистическую функцию (в том числе и сексуальную) можно восполнить без особых проблем в связи с возросшей толерантностью общества к до- и внебрачным связям.

Эффект психологической (психотерапевтической, рекреационной) функции способны обеспечить работа и коллеги по работе, развлекательные центры и мероприятия, друзья и профессиональные психотерапевты, психологи, социальные работники и другие специалисты.

Именно поэтому в современном обществе создание семьи не является необходимостью. Но, тем не менее, в своей совокупности именно в семье названные функции реализуются наилучшим образом, поскольку, во-первых, не требуют усилий на поиск места, где их можно удовлетворить (кафе, кабинет психотерапевта, досуговое учреждение); а во-вторых, обеспечивают индивидуальность и адресный подход (поскольку ты – не один из многих клиентов, а единственный и неповторимый, которого ждут и любят, готовы учитывать твои вкусы и интересы); в-третьих, наконец, удовлетворение самых важных потребностей происходит быстро и как бы «само собой», как результат повседневной заботы друг о друге членов семьи.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...