Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции и теоретические подходы исследования брачного выбора




В рамках нашей работы мы посчитали необходимым разграничить два лежащих в основе осуществления брачного выбора механизма, которые, как нам кажется, не следует смешивать. Первый – это мотивы брачного выбора, которые, как правило, носят концептуальный, обобщенный характер, действуют на бессознательном уровне. Они и будут рассмотрены в данном параграфе. Второй - так называемые мотивировки, то есть более или менее рациональные конкретные объяснения, которыми руководствуются молодые люди, осуществляя выбор брачного партнера. Эти мотивировки, в свою очередь, складываются в некие стратегии брачного выбора, о которых пойдет речь в следующем параграфе.

Итак, в исследовательских работах по проблемам выбора брачного партнера учеными предлагаются разнообразные концепции, каждая из которых предлагает собственные признаки, характеристики и психосоциальные механизмы, лежащие в основе мотивации осуществления брачного выбора. Рассмотрим основополагающие идеи таких теорий.

Наиболее глубоко и полно мотивация брачного выбора рассматривается в психодинамическом подходе. Важно отметить, что основная идея в данном подходе и других классических моделях заключается в том, что брачный выбор, совершаемый в настоящем, детерминируется прошлым опытом индивида. З. Фрейд был одним из первых, кто в рамках этого подхода попытался определить, на основании чего люди выбирают себе пару. По его мнению, чувство любви возникает как результат переноса, то есть выбор осуществляется «по образу и подобию» родителя противоположного пола. Впоследствии теория переноса немного видоизменилась, и брачный выбор трактовался как стремление воссоздать модель родительской семьи,сформировать отношения, подобные тем, которые существовали между родителями. Затем В. Томан предположил, что индивид пытается восстановить собственное положение таким, каким оно было среди братьев и сестер, которое он занимал в родительской семье. Так, например, мужчина, имевший старшую сестру, выбирает в жены женщину, с которой мог бы чувствовать себя как младший брат, – ждет от нее заботы и покровительственного отношения. Г. Дикс и Дж. Вили к основным движущим силам брачного выбора причисляли неудовлетворенные в детстве желания. Согласно их концепции, выбирается такой партнер, который сможет помочь человеку воссоздать его инфантильные ситуации, реализовать потребности, которые были актуальны в детстве. Таким образом, партнеры взаимодействуют, экспериментируя на себе, пытаясь взаимно отреагировать и разрешить свои невротические проблемы[125].

Что касается современных теорий, то они в большинстве своем пытаются объяснить мотивацию брачного выбора потребностями, которые есть у индивида в настоящем, и влиянием на него социальных условий, в которых он находится.

Наиболее известна теория комплементарных потребностей
Р. Уинча. Он считает, что выбор совершается на основе взаимодополнительности, когда удовлетворение потребностей одного партнера будет одновременно и удовлетворением потребностей другого[126]. Например, взаимодополнительными являются: потребность в доминировании у одного из партнеров и потребность в подчинении – у другого.

Другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория Р. Сентера[127]. Инструментальная теория
Р. Сентера исходила из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей. В отличие от Р. Уинча, Р. Сентер полагал, что одни потребности более значимы, а другие менее. Ценности (потребности), которые более типичны для мужчины, должны соответствовать потребностям, более типичным для женщины[128].

К комплексной теории, которая отражает и учитывает разнонаправленные факторы брачного выбора, можно отнести теорию В. Мурштейна. В соответствии с ней при выборе брачного партнера действуют три фактора: побуждение, достоинство, роль [129]. Данные факторы действуют последовательно в трех основных фазах.

В первой фазе существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения, то есть внешние, наиболее доступные наблюдению характеристики. Существенное значение имеет и то, как данные характеристики оцениваются окружающими. Если по данным параметрам партнеры устраивают друг друга, то наступает вторая фаза.

Во второй фазе акцент делается на сходстве интересов, точек зрения, ценностной совместимости партнеров. Если на данной стадии выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются каким-либо достоинствами, брачный выбор не состоится.

В третье фазе основной детерминантой брачного выбора является совместимость ролей. По содержанию данная стадия повторяет теорию комплементарности, то есть выбор осуществляется на основании взаимодополняемости ролей, которые будут осуществлять партнеры в брачном союзе. При этом оценивается как сходство характеров и наклонностей (например, экстравертивность или интравертивность, потребность в половых контактах и т. п.), так и противоположность взаимодополняющих черт (потребность в доминировании-подчинении, стремление одного заботиться о другом и др.).

Некоторые люди могут вступать в брак на основе одной или двух первых стадий. Однако большинство проходит и ролевую стадию. Для них сходство ценностей – необходимое, но не достаточное условие. Таковым условием для большинства является ролевая совместимость, сходство взаимных представлений о семейных (и внесемейных) ролях мужчин и женщин. Достижение ролевой совместимости – это, вероятно, бесконечный процесс, поскольку ролевая «притирка» происходит на всём протяжении существования брачного союза и никогда не завершается полностью.

Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теория обмена Дж. Хоманса[130]. Данная теория основана на модели социального взаимодействия, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе выступает взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными). Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен. Человек "обменивает" некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т. п. Хоманс говорит о том, что “все без исключения социальные взаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами”. Соответственно этому в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств возможного партнёра и оценивание того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, подлежащее обмену и имеющее определенную рыночную цену. Эти характеристики играют роль критериев для брачного выбора. К ним относятся:

· возраст;

· внешний облик, включающий в себя не только физическую внешность, но и манеры поведения, умение себя вести и
т. п.;

· статус, рассматриваемый как комбинация различных социально-экономических характеристик (благосостояние, происхождение, образование и т.д.);

· социально-психологические характеристики личности (эмоциональность, экспрессивность, способность к пониманию, сотрудничеству и т. д.);

· ценности, убеждения и т. д.[131]

Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнером и могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. Ценности, сильно отличающиеся друг от друга, могут стать непреодолимым препятствием для брачного выбора даже в случае сильной страсти.

Следующая теория – это треугольник из трех детерминирующих факторов, определяющих результат выбора брачного партнера, выделенных Р. Хиллом:

· общение и любой вид взаимодействий, обусловленные пространственно-временной близостью партнеров;

· сходство социальных и личностных характеристик партнеров;

· межличностная привлекательность как следствие сходства личностных характеристик, а также мнений, оценок и отношений[132].

Л. Каслер считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека выбрать (любить) другого. Это, во-первых, потребность в подтверждении своих установок и знаний о мире: любимый человек служит как бы источником валидизации. Во-вторых, только по любви можно регулярно удовлетворять сексуальную потребность, не испытывая при этом чувство дискомфорта, стыда.
В-третьих, любовь, по мнению Каслера, является конформной реакцией по отношению к нормам общества [133].

Таким образом, исходя из данных теорий, основным при осуществлении брачного выбора является принцип «соизмеримости обмена». Наиболее благоприятным считается вариант, когда брачный выбор основан на равноценном обмене партнеров, желающих создать брачно-семейные отношения.

Интересную теорию предложил И.В. Дорно, который в качестве основного назначения осуществления брачного выбора указал «достижение биологического и социального оптимума, как совершенной формы жизни»[134]. По его мнению, мотивация брачного выбора у мужчины и у женщины имеет под собой различные основания. Так, у мужчин доминирует биологическое начало, поэтому свой выбор мужчина бессознательно осуществляет таким образом, чтобы индивидуальные особенности каждого из супругов, будучи наследственным путем переданы ребенку, в комплексе выражали идею биологической гармонии. Вследствие этого достаточно важным критерием при выборе супруги у мужчин является внешность женщины. Что касается женщины, то социальная составляющая имеет значительно большее значение при осуществлении выбора брачного партнера, по сравнению с биологической. То есть основным критерием является социальный статус партнера, при этом автор отмечает, что в случае, если устойчивое социальное положение мужчиной еще не достигнуто, то женщина осуществляет свой выбор исходя из наибольшего потенциала. Таким образом, она ориентируется на совокупность положительных характеристик (сила характера, значимые личностные качества, предприимчивость), которые необходимы для достижения успеха в социальной сфере.

Обобщающий характер носит концепция С.И. Голода, который предлагает выделить пять разновидностей мотивов брачного выбора: создание семейно-брачных отношений «по любви, по духовной близости (общность интересов), по материальному расчету (материальная обеспеченность, наличие жилой площади у предполагаемого супруга и т.п.), по психологической адекватности (чувство одиночества), по моральным соображениям (вероятность скорого рождения ребенка, из чувства сострадания и т. п.)»[135].

Как можно видеть, мотивы брачного выбора являются генеральными движущими силами и лежат в основе формирования системы брачных предпочтений каждого конкретного человека. В следующем параграфе мы постараемся выявить конкретные критерии и параметры брачного партнера, которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения молодежи в современный период, раскрыть основные стратегии современного брачного выбора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...