Специфика философского знания. Функции философии.
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Мировоззрение: сущность, структура, функции. Мировоззрение – система взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, с помощью которых человек оценивает мир и своё место в мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. Посвоей сущности мировоззрение - это такая форма общественного сознания, котораянеобходима индивиду для повседневной ориентации в жизнедеятельности. По характеру формирования и способу функционирования выделяют 2 уровнямировоззрения: 1. рационально-теоретический 2. жизненно-практический Если на жизненно-практическом уровне мировоззрение формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то нарационально-теоретическом оно складывается сознательно и целенаправленно. Структура мировоззрение включает 3 компонента: 1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственные составляющиемировоззрения) 2. Миропонимание (интеллектуальная составляющая мировоззрения, на уровнерационально-теоретического уровня представлено научными идеями) 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно историческиконкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых ииндивидуальных вариантов. Структура мировоззрения (по Кузнецовой): · Познавательный компонент – знания (совокупность знаний – бытовых, обыденных, профессиональных и т.п. · Эмоционально-волевой – личные взгляды и убеждения (убеждение – твердая уверенность человека в правоте и истинности)
· Ценностный – ценности, идеалы и нормы (ценность – свойство удовлетворять потребностям человека) · Практический – действия (реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах) Функции мировоззрения: 1. Познавательная (мировоззрение формирует знания человека о мире); 2. Ценностная (мировоззрение определяет ценности человека); 3. Социальная (мировоззрение помогает человеку ориентироваться в обществе). Мифология и религия – первые исторические формы мировоззренческого постижения мира (сходства и различия). Исторически первой формой мировоззрения была мифология. В первобытномобществе мифология - основной способ понимания и объяснения действительности, это -господствующее мировоззрение. Происхождение мира, Вселенной, человека, вопросысоциального устройства, отношения между людьми и другие проблемы миропонимания – вотхарактерный круг вопросов, которые находят свое специфическое отражение в мифах. Миф – особый вид мироощущения, образно-эмоциональное, синкретическое знание о мире и своём месте в этом мире. Особенности мифа: антропоморфизм (подобный человеку) – перенесение человеческих переживаний, эмоций на окр.мир.; миф всё отождествляет- синкретизм (предмет и образ предмета, естественное и сверхъестественное; предмет – объективное, существующее вне зависимости от нашего сознания, образ предмета - то, как предмет субъективно существует в нашем сознании) Положительные черты: · миф выдаёт желаемое за действительное · создает обнадёживающую картину мира, даёт надежду, учит преодолевать проблемы вместе · функция мифа – социализация – миф передает человеку знания о нормах, правилах, традициях, ценностях и идеалах, с помощью которых человек вписывается в коллектив. Недостатки: · Человек в мифе познает себя, а не мир
· Миф не критичен, он отождествляет субъективное и объективное · Миф обезличивает личность, требует, чтобы человек жил как все · Миф – повествование, не требует разрешения вопросов, аргументации ответов, постановки проблемы · В мифе воспроизводится статичная картина мира, которая требует полноты изложения, не терпит изменений. Миф построен по контрасту, существует бинарная позиция: «абсолютное добро» - «абсолютное зло» Религия – форма духовно-практического освоения человеком мира, в которой естественным (земным) силам придается статус сверхъестественных. Особенности:
· Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.В религии отсутствует размышлениечеловека над своими взглядами, психическими состояниями, отсутствует их оценка. (Есть представление о должном и егоследует придерживаться) · Четко делит мир на естественный и сверхъестественный, возможность обратной связи- культ (обряды, ритуалы, с помощью которых существует обратная связь) · Культ и вера – важнейшие атрибуты религии. Вера – способ осознания мира религиозным сознанием, убежденность человека в чём-либо, не требующая доказательств · Догматизм · Основные функции – иллюзорно-компенсаторная, воспитательная, нормативная · Возвращает нас к себе, напоминает о стыде, религия имеет этическую направленность. В религиозном мировоззрениибольшое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. Врелигиозном мировоззрениикультивируются чувства любви, терпимости, сострадания,совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
Специфика философского знания. Функции философии. На определенном этапе развития культуры, мифологическое и религиозное мировоззрения перестают соответствовать потребностям человека в объяснении мира. Формируется философский подход, который ориентирован на постановку и формулировку проблем. Формирует установку на человеческий разум, как единственное средство познания. Чем характеризовалось это мировоззрение, его основные черты:
1. Основано на знании, а не на вымысле. В отличие от мифологии и религии,которые характеризуются эмоционально-образным отношением к действительности,философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний. 2. Рефлексивно, то есть философское мировоззрение направлено не только наобъективный мир, но и на свое собственное содержание. 3. Логично, то есть имеет внутреннее единство и систему. 4. Опирается на четкие понятия и категории. В отличие от мифологии и религии, которые в решении мировоззренческих задачопираются на веру, философия есть отражение мира в теоретической, рационально-понятийной форме.Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются всоответствующей логически упорядоченной форме. Как мировоззрение философия представляет собой систему общих теоретическихвзглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Будучи рационально-теоретической формоймировоззрения и отражая мир в понятийной и категориальной форме, философия предстает и как форма знания. Предметом философского знания являются всеобщие свойства и связи действительности, которые касаются: –– основ бытия; –– назначения человека; –– возможностей человеческого познания и преобразования мира. Философия – учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека, о ценностных основаниях человеческого бытия. Философию интересуют всеобщие основы бытия, вопрос субстанции бытия. Субстанция – основа бытия, само себя обуславливающее. Вопросы философии – вопросы культуры (что я могу знать? что я должен знать? на что я могу надеяться? что такое человек?) – ввёл И.Кант Цель философии – выработка стратегий свободной человеческой жизнедеятельности. Философии как особой форме познания присущи следующие особенности: • Универсальность -философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принциповбытия и познания.
• Системность -философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире ичеловеке. • Плюралистичность -многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем. • Критичность -специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критическогоотношения к опыту предшественников. • Рациональность: философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальныхчеловеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагаетэти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребностичеловека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логическойаргументированности и обоснованности. • Персоналистичность: философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальностифилософа. • Рефлексивность -философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и напроцессы его изучения.
По своей цели философия есть знание свободное от утилитарных практическихинтересов. Полезность не есть цель философии. Аристотель отмечал, что к ней стремятся неради пользы «это наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя» Функции философии: · Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения · Гносеологическая (познавательная): философия - учение об общих законах, источниках и сущности познания, о его возможностях и границах · Методологическая – (философия помогает сформулировать наиболее общие методологические ориентации познавательной и продуктивной деятельности) · Критическая – философия берёт роль критической селекции, отражает присущий здравому смыслу дух сомнения, критического мышления · Благодаря этой функции и способности обозревать объекты, выходя за границы как во времени, так и в пространстве – философия выполняет функцию исторического напоминания · Духовно-гуманистическая – защита от потери смысла существования · Эвристически-прогностическая – философия обладает творческим потенциалом для формирования новых идей, способна помочь выбрать наиболее универсальный вариант решения проблемы. * Разделы философии · Онтология – учение о бытие · Гносеология – учение о познании · Логика – учение о законах, правилах, формах движения · Аксиология - учение о ценностях, иерархиях · Этика – учение о моральных ценностях · Эстетика – учение о прекрасном
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|