Древнеиндийская философия: веды, упанишады, джайнизм и буддизм
Восточная мысль более эмоционально – этична, нежели рационально - логична, т.е. носит этико-практический характер. Индивид не полагает себя, как что-то самостоятельное, так как варны (сословия) – брахманы (жрецы - белый), кшатрии (воины - красный), вайшьи (земледельцы - желтый), шудры (слуги – рабы - черный) - передаются из поколения в поколение. Восточные деспотические государства с присущим им обожествлением правителей, культом жрецов и абсолютным бесправием других сословий не могли создать ни социально-исторических, ни интеллектуальных условий для возникновения философии как самостоятельной области знаний, не зависимой от религиозного мировоззрения. Философия Древней Индии: Замедленное развитие – традиции сохранялись долго, сельское хозяйство тесно связано с ремеслом. Религиозно-мифологическое мировоззрение. Отношения между людьми по принципу всеобщего рабства, бюрократия на плечах крестьян. • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпический период; • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр. ü Веда – «знание» - (состоит из гимнов, молитв) образно-символическая форма толкования мира, религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию племенами арийцев. Веды включали в себя: • "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников ("араньяки"); • философские комментарии к Ведам ("упанишады"). *До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа;Самаведа;Яджурведа;Атхарваведа. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
ü Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:буддизм;джайнизм;чарвана-лакаята.
ü Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.). Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: "пракрити" — материальное сознание;"пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);"майя" — сознание сновидения, мираж. Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. Джайнизм: джайнизм происходит от слова Джина («Победитель») — прозвища, полученного основателем религии.Основателем джайнизма является Махавира («Великий Герой»), Он был современником Будды, и его настоящее имя — Вардхамана («Процветающий»). Литература джайнов разделяется на две части в соответствии с двумя джайнскими традициями или «сектами»: Дигамбары («одетые небом», т.е. «обнаженные») и Шветамбары («одетые в белое»). Канонический свод Шветамбаров, разделенный на шесть частей, состоит из нескольких десятков трактатов, самые древние из которых написаны на пракрите (языке основателя), остальные — на санскрите. Учение реализуется в «Трех Жемчужинах» (Триратна): Правильного Видения, Правильного Знания, Правильного Поведения. Джайнское видение миразаключается в Великих Зароках монахов и в Малых Зароках мирян: ахимса (запрет на причинение вреда), сатья (честность), астейя (порядочность), брахма (воздержание: здесь — отказ от незаконных сексуальных сношений), апариграха (отказ от накопления богатств).
Джайнизм исходит из идеи реинкарнации живой части (джива) человеческого существа в любой одухотворенной среде: это происходит под влиянием «кармического тела», появившегося в результате предыдущих превращений. Достигший озарения джайна стремится замедлить этот естественный процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает ежесекундное соблюдение длиннейшего перечня духовных, словесных и телесных запретов, а также полное подчинение тяготам монашеской жизни. Только посредством сложной системы аскезы, принятой в монашеском сообществе можно достичь самвары. Когда же самвара монаха приводит к освобождению от уз кармы, он достигает степени идеального совершенства (сиддхи). Буддизм: Религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) Главная идея буддизма - "Срединный путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" "Срединный путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий - ИСТИНА О СТРАДАНИИ (дуккха) Три главных страдания: страдание от перемен; страдание, усугубляющее другие страдания; страдание, собирающее страдания 4 потока страдания: страдание рождения, старости, болезни и смерти • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни – ИСТИНА О ПРИЧИНЕ (о возникновении дуккха) – постоянное стремление удовлетворить свои потребности приводит к разочарованию, возникает карма – круговорот сансары.
• от страданий можно избавиться – ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ – состояние, в котором нет дуккха – устранение загрязнений ума • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана – ИСТИНА О ПУТИ – пути, ведущему к прекращению дуккха – истина о «Срединном пути». Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. *Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; • правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; • правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; • правильное умение — усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; • правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради;будь целомудренным;не лги;не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|