Материалистическое понимание истории
В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка - это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства + люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно- экономических формаций: · первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил · рабовладельческая - экономика основана на рабстве · феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян · капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих · коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Диалектика в марксизме: Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Теория познания в марксизме: В послегегелевской философии вопросам познавательной деятельности субъекта уделялось много внимания, особенно в марксистской философии. На основе диалектики марксизм связывает воедино диалектику, логику и теорию познания. Вопросы познавательной деятельности рассматриваются Марксом и Энгельсом в неразрывной связи с предметно-практической деятельностью людей. Она, по мнению Маркса, является подлинной сущностью общественного человека. Исходя из формулы "бытие определяет сознание" Маркс уверен, что субъект познания есть производное от субъекта практики, что познание не исходное и не единственное отношение человека к миру. Человек, как индивид, становится личностью только в совместной общественной жизни с другими индивидами, используя общественно отработанные формы познавательной деятельности, в частности язык, категории логики и др. Недостатком предшествующей марксизму философии Ф. Энгельс считал созерцательность, то есть роль наблюдателя, которую занимал субъект в познании. Конечно, это резкое утверждение нельзя воспринимать как абсолютное, поскольку история философии показала примеры активности субъекта, особенно когда речь шла о самопознании. Но вклад марксизма в теорию познания состоит в том, что он показал, – материальное бытие, объективная реальность осознаются познающим субъектом постольку, поскольку он усваивает их в формах своей практической познавательной деятельности. Марксистская теория познания исходит из того, что знание есть не какой-то самостоятельный предмет, вклинивающийся между субъектом и объектом, а форма кристаллизации осуществившейся познавательной деятельности и форма возможного ее будущего протекания.
24. Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи. Отличительной чертой постклассических философских теорий является их стремление решить классические философские проблемы " неклассическим " образом. Эта " неклассичность " заключается прежде всего в осторожном отношении к фундаментальной мировоззренческой и культурной ценности Запада - рациональности. Она перестает быть безусловным идеалом и средством построения философских концепций. Действительность усложнилась настолько, что возможностей рационального дискурса становится уже недостаточно для её понимания и описания. Основные философские направления Запада, с середины XIX по конец ХХ века отличались друг от друга, главным образом, именно по отношению к классической рационалистической философской парадигме. ü Критическое отношение к классической философской традиции. ü Стремление развести философию и науку, проявившееся или в их противопоставлении или во включении философии в науку. ü Попытка включения в число методов, применяемых философией, художественного метода, а также познавательных практик нерациональных способов познания, в том числе характерных для восточной и русской философии. Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.
ü Желание каждого направления, школы или персоналии представить свой философский проект в качестве универсальной философской системы, способной поставить и решить классические философские проблемы. Внутри постклассической философии можно выделить ряд направлений, не связанных между собой генетически, сосуществующих одновременно, и в своей совокупности составляющих философскую палитру современности. Наиболее значительными из них являются: - Позитивизм и его исторические формы. - Герменевтика. - Экзистенциализм. - Постмодернизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|