Основные принципы классической и неклассической философии.
Классическая философия: · классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности · классика описывает объективный мир в деятельности; отождествление деятельности и сознания · рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума · высшая абсолютная ценность – разум, свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость · стиль философствования характеризуется логичностью, строгостью, доказательностью; рационально-рассудительная схема рассуждения · глубокая уверенностьв естественной упорядоченности мироустройства, в котором царит порядок и гармония Неклассическая философия: · пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма, считающего, что разум не в состоянии охватить всё разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.) · в рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практические преобразующее природу и социум. · от монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект - субъектной стилистике
· неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного · в рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – переходе от философии сознания к философии языка Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон) · Космоцентризм (материально-чувственный и живой космос, поражающий своей гармонией, симметрией, ритмическим устроением, - основной предмет изучения) · Онтологизм (философы этого периода искали «причины и начала бытия»). Из чего всё? – основной вопрос · Человек и общество, с точки зрения досократиков, оказываются включенными в космические ритмы жизни. Человек – это Микрокосм. Выделяют 2 основных направления доклассической философии: 1) "ионийское" - Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит Эфесский. Характеризуется: • эмпиризмом • сенсуализмом (разновидность эмпиризма) • акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира 2) "италийское" (пифагореизм и элеаты - Пифагор, Парменид, Зенон). Характеризуется: • приоритетом рационально-логических начал • интересом к числовой и структурной ипостаси вещей Милетская школа: Фалес Фалес как ученый: 1. принес в Элладу из Египта геометрию(установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник) 2. ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев 3. объяснил причину солнечного затмения
Фалес как философ: Как устроен мир? Каковы первоначала, определяющие изменение действительности? – эти вопросы поставил Фалес. Фалес считал первоосновой воду (архэ) - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю, она буквально пребывает подо всем. С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Мир - изменяющееся целое, обусловленное различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, её «сгущением» или «разжижением» Первопричина мира – соотношение противоположностей. Анаксимандр Первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух. • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится «апейрон» содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Его нельзя увидеть, является вечным (не имеет ни начала, ни конца во времени) • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина) Анаксимен ü первопричиной всего сущего считал воздух Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную" ü выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.)
ü проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса" ü отождествлял божества с силами природы и небесными светилами Гераклит • первоначалом всего сущего считал огонь • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита) • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды", «всё течёт, всё изменяется») • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим) • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум • выступал за материальность человеческой и мировой души • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему" Парменид и Зенон Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. · Поставил вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. Принцип тождества бытия и мышления (мысль о бытие и само бытие – одно и то же) (Мысль и то, что я мысль – одно и то же) · Полностью исключает движение (По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было несущее, но, как вытекает из ранее сказанного, несущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие).
· В гносеологии проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение. В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. · Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. · Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием. · Из не подвижности рождается движение, движение возможно только в области чувственного познания · Апории Зенона – непреодолимые противоречия, возникающие при разрешении проблем · Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может закончиться, так как оно не может начаться · Второй - АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его. · Разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|