Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: • восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира; • понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; • восприятие человека, природы и космоса как единого целого; • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством; • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей - действительности); • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов"). Конфуцианство: Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; • быть человечным. Для конфуцианцев Путь означает - следовать «воле Неба», воплощать в каждомотдельном человеке и в обществе в целом определенные морально-нравственные исоциальные нормы в их неразрывном единстве, исполнение социальных обязанностей мыслится некак невольное повиновение внешнемупринуждению, а осознанное исполнение своего морального долга.
Человек должен найти свое место в этой мировой гармонии. А для этого он должен стремиться ксовершенству. И Конфуций формирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом. В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал — «мудрец» — «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина.
Большое значение Конфуций придавал ритуалу. В ритуале он видит главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию человеко-космического сообщества. Через внешние формы, обряды и церемонии, доносились ценности гармонического общения на доступном для каждого человека уровне, приобщая его к добродетели. В конфуцианстве ритуал является центральной частью социального взаимодействия и выступает в то же время как важнейшая форма религиозного культового действия. Даосизм: Даосизм возникает в Китае в VII веке до н. э. и складывается в развитую религиозно-культовую систему. Основателем даосизма называется легендарный мыслитель Лао-Цзы. 2 основных понятия – Дао и Дэ · «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир · «Дао» — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира, некий божественный Абсолют Имеет 2 значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту
· Великого Дао никто не создал, но все происходит из него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться · Дао не только первопричина всего сущего, но и его конечная цель, завершение бытия. · Его невозможно воспринять чувствами и выразить словами. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни; Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Основные идеи даосизма: • все в мире взаимосвязано • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе (сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы) • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй") • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей • необходимо во всем уступать друг другу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|