Классический (традиционный) метод самопонимания европейской философской традиции
Традиционный подход к самопониманию, существующий в европейской философской традиции, утверждал «Я» («сознание») как незыблемое основание познания вообще и самопознания в частности. Например, в философской системе Р. Декарта (1596-1650) естественный свет разума рассматривался как обеспечивающий самоочевидность всего достоверного умозрительного знания. Разработанная Р. Декартом рационалистическая теория самосознания предполагала сведение сознания, прежде всего к мышлению. При этом «cogito», призванное демонстрировать субстанциальную разнородность ума и тела, закрепляло примат чистого «Я» над эмпирическим «Я», ставший основанием гносеологического эгоцентризма Р. Декарта. [11,с.89-105;17, с.10-25]. Неклассический метод самопонимания европейской философской традиции В рамках неклассического подхода к самопониманию «Я» трактуется в виде субъекта, с одной стороны, деятельно преобразующего мир, а с другой — детерминированного целым рядом факторов: социально-экономическими условиями (К. Маркс (1814-1881)), «бессознательным» (З. Фрейд (1856-1939)), языком (Л. Витгенштейн (1889-1951)). [16,с. 5-25]. Постмодернистская методология самопонимания Постмодернистский подход к самопониманию вовсе попытался ниспровергнуть «Я», понимая его как дискурсивный концепт (М. Фуко (1926-1984)) [14,с.69-129], как некий «привелигированный симптом» (Ж. Лакан (1901-1981)) [14,с.231-252]. Еще одним модусом проблемы самопознания является вопрос об основаниях этого процесса. Самопознание происходит благодаря рефлексии — обнаружению в поле внимания собственного бытия. Другими словами, рефлексия — основа самопознания, а изучение процесса самопознания есть введение в поле внимания самих рефлективных актов. Такая вторичная рефлексия, связанная с изучением процесса самопознания, может быть именована как «метарефлексия».
Понятие рефлексии активно начало использоваться в философии Нового времени (Р. Декарт (1596-1650), Дж. Локк (1632-1704), Д. Юм (1711-1776), затем в философской антропологии (Э. Кассирер (1874-1945), М. Шеллер (1874-1928), Х. Плеснер (1892-1985)) и феноменологии (Э. Гуссерль (1859-1938), Р. Ингарден (1893-1970), М. Мерло-Понти (1908-1961)). Рефлексия обычно понимается как противоположный «внешнему», «продуктивному», «трансцендентному» восприятию акт, в некоторой степени даже разрушающий осознаваемое переживание. Актуализация рефлексивной процедуры происходит благодаря присутствию «Другого». «Другой» — как конкретный или обобщенный представитель социального окружения — играет роль не только инициатора процесса самопознания, но и в дальнейшем принимает в нем активное участие в виде различных модусов: как иной человек, как иное «Я», как «Иное». Роль другого человека в самопознании была провозглашена еще Сократом. В XX в. эта тема была вновь поднята в работах М. Хайдеггера (1889-1976), Э. Левинаса (1906-1995), Ж.-П. Сартра (1905-1980), М. Бубера (1878-1965), М. М. Бахтина (1895-1975), М. Фуко (1926-1984) и др. Таким образом, мировая философия, включающая в себя различные подходы к самопониманию, может помочь человеку рассказать о себе, о своем психическом состоянии, о своей жизни и таким образом, внеся ясность и порядок в опыт переживания самобытия, будет способствовать достижению того уровня самопонимания, который необходим для комфортного существования. Вопросы для обсуждения 1. Дайте подробную характеристику идеи Сократа о самопознании как предварительном условии всякой добродетели. 2. Опишите процесс становления европейской рефлексивной культуры, сформулируйте особенности и функции рефлексивного текста на материале отрывков из классических текстов, посвящённых самопознанию («Исповедь» А. Августина [2], «История моих бедствий» П. Абеляра [1], «Самопознание» Н. Бердяева [7]).
3. Сформулируйте основные идеи картезианской концепции сознания. [11,с.89-105;17, с.10-25]. 4. Сформулируйте основные идеи концепции субъекта Л. Витгенштейна как существа, детерминированного языком. [16,с. 5-25].Как вы понимаете тезис Л. Витгенштейна «Границы моего языка суть границы моего мира»? 5. Сформулируйте основные идеи структурно-семиотической концепции субъективности Ж. Лакана. [14,с.231-252]. 6. На основании предложенной статьи сформулируйте основные этапы, стратегии и типы самопознания. Трунов Д.Г. Этапы и стратегии самопознания.// Развитие личности. 2009. № 1. с. 78-85 Самопознание — как попытка ответить на вопрос «Кто я?» — есть творение собственной идентичности. Самопознание — это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира. Этапы самопознания В процессе самопознания (становления идентичности) усматриваются ряд этапов. Первый этап — первичное самопознание — знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Это самопознание можно также назвать пассивным, рецептивным и конструирующим, поскольку здесь происходит «доверчивое» воспринимание мнения окружающих и создание «Я-концепции» [8], которая полностью формулируется окружающими. На пути первичного самопознания могут возникнуть «проблемы несоответствия», которые исходят как от самого человека, так и от определяющих его людей. Поэтому рано или поздно наступает второй этап — кризис первичного самопознания, связанный с тем, что появляются несогласованные мнения о человеке, исходящие от разных людей, с тем, что появляются внутренние изменения, которые не вписываются в привычный образ «Я» и т.д. — все это приводит к «когнитивному диссонансу» [35], требующему своего разрешения. Быть может, самопознание в полном смысле — как познание себя самим собой, а не Другим — начинается именно со встречи с опытом, который не умещается в привычную «Я-концепцию». Кризис самопознания приводит также к изменению роли Другого в самопознании. Человек уже не может опираться на Другого, на его определения, человек начинает переходит к само -определению.
Таким образом, кризис самопознания инициирует третий этап — вторичное самопознание — изменение представлений человека о самом себе. Это уже активное самопознание, поскольку теперь человек определяет себя сам. Другой в данном случае выступает в качестве образца, модели, он пассивен, он используется лишь как мерка, как эталон или как подтверждающий посредник. Это уже ре-конструирующее самопознание, поскольку мы имеем дело с переопределением «Я-концепции», которое может состояться только на базе имеющегося представления, когда человек подвергает сомнению истинность своей привычной конструкции. Тогда он переделывает себя в соответствии со своим собственным планом. Иными словами, самопознание происходит через преодоление конфликта, через переживание кризиса самопознания, или иначе «кризиса идентичности» [41], — это диалектический и драматический переход количества в качество, это противостояние себе с последующим обретением новой целостности. Исходная «Я-концепция» (набор знакомых и привычных представлений о себе) выступает в качестве тезиса, а антитезисом служит встреча с опытом, противоречащим данной «Я-концепции». К примеру, человек определял себя теми или иными терминами, затем он встречается с ситуацией, когда он поступает по-другому, не в соответствии с исходными определениями; в этом случае человеку стоит перед выбором: он может отказаться от нового опыта как чужеродного, «навязанного обстоятельствами» и т.д., он может отказаться от себя-прошлого — в некотором смысле изменить себе — ради себя-будущего. Встреча с самим собой может стать «пиковым переживанием» [21,с.102-138], а может переживаться к самоотчуждение, как невыносимая «гражданская война». Однако в любом случае это приводит к изменению взгляда на себя, то есть к синтезу, условием которого является принятие нового опыта и его интеграция, а результатом — новая «Я-концепция», самообновление, «второе рождение», обретение мира, устойчивости, ясности и спокойствия. Это, впрочем, не исключает последующих кризисов самопознания, а значит вернее говорить о своеобразных циклах самопознания, включающих накопление знаний о себе и их трансформацию: поступательность и скачок, непрерывность и переход, течение и преодоление, спокойствие и конфликт, повседневность и драматизм. С одной стороны, самоопределение неизбежно приводит к отчуждению себя (части себя); с другой стороны, именно это позволяет познать себя сначала в отчужденной форме, а затем принять эту отчужденную часть и стать другим, то есть изменить свое определение на другое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|