Помяни в Писании Исма'иля. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком.
Сура 19 «Марьям», аят 54
Кроме того, Всевышний Аллах похвалил нашего Пророка Мухаммеда за его прекрасный нрав: Воистину, ты — великого нрава. Сура 68 «Письменная трость», аят 4
Всевышний не только сообщил нам о том, что нрав Посланника был великим, — Он ещё и использовал при этом усилительные частицы, которые употребляются для того, чтобы подтвердить и подчеркнуть сказанное. Среди присущих ему качеств, которыми наделил его Всевышний, — милосердие и сострадание: К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим. Сура 9 «Покаяние», аят 128
Его нрав сыграл немалую роль в выведении им людей на прямой путь и их воспитании. Сафван ибн Умайя говорит: «Посланник Аллаха дал мне то, что дал, и в то время он был для меня самым ненавистным из людей. И он не переставал наделять меня до тех пор, пока не стал для меня самым любимым из людей» [Муслим]. Однажды один человек попросил Посланника дать ему что-нибудь, и тот дал ему стадо овец, занимавшее пространство между двумя горами, и этот человек пришёл к своему народу и сказал: «Примите ислам, ибо, поистине, Мухаммад даёт как человек, который не опасается бедности!» [Муслим]. Если бы посланники не были наделены этим совершенством, люди не подчинились бы им, потому что люди не подчиняются
Глава 5. Качества посланников 87
добровольно и по собственному желанию тем, у кого много недостатков и мало достоинств. Посланники — люди самого благородного происхождения Посланники — люди благородного происхождения. Все посланники после Нуха — потомки Нуха, а все посланники после Ибрахима — потомки Ибрахима.
Всевышний сказал:
Мы уже отправили Нуха и Ибрахима и установили пророчество и Писание в их потомстве. Сура 57 «Железо», аят 26
Всевышний Аллах избирал в качестве посланников людей самого благородного происхождения из тех народов, к которым Он направлял этих посланников. Посланник сказал: «Я был направлен в качестве посланника в лучший из всех следовавших друг за другом веков, когда только жили люди, и появился в тот век, в котором живу» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 566]. Посланник также сказал: «Я — Мухаммад ибн 'Абд-аль-Мутталиб. Поистине, Всевышний Аллах сотворил Свои творения и причислил меня к лучшим из них. Потом Он разделил их на две группы и сделал так, чтобы я оказался в лучшей из них. Потом Он разделил их на племена и сделал так, чтобы я оказался в лучшем племени. Затем разделил Он их на семейства, и сделал так, чтобы я оказался в лучшем семействе. И я лучше вас семейством, и лучше вас душою своей» [Ахмад; Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 22]. А в другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах избрал Кинану из детей Исма'иля, и избрал Курайша из [потомков] Кинаны, и избрал бану Хашим из [потомков] Курайша» [Муслим; Насаи]. Все посланники были свободными К признакам совершенства посланников относится и то, что среди них не было рабов. Ас-Сафарини говорит: «Рабство — недоста-
ток, который не приличествует иметь пророку. Ведь пророк день и ночь призывает людей к религии Всевышнего, а у невольника нет такой возможности. Кроме того, люди считают рабство изъяном и обычно не желают следовать за рабом и внимать его призыву и не признают его в качестве предводителя и примера для себя. Оно — последствие неверия и не приличествует пророкам» [Ливами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 265]27. Способности и дарования Всевышний наделил пророков блестящим умом, проницательностью, красноречием, сообразительностью и так далее. Иначе говоря, Он даровал им все способности и качества, необходимые для того, чтобы они могли стать носителями Послания, а потом донести его до людей и направлять и воспитывать тех, кто последует за ними, и руководить ими.
Например, Посланник хранил в своей памяти всё ниспосланное ему Откровение, не забыв ни слова из него:
Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего. Сура 87 «Всевышний», аят 6
Они разъясняли религию тем, кто отказывался принимать её, вступали в дискуссии с такими людьми, приводили различные доводы и доказательства. Например, Ибрахим привёл такие доводы, что заставил своего оппонента замолчать: «И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство. Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (сура 2 «Корова», аят 258). А Всевышний Аллах сказал, комментируя дискуссию Ибрахима с его народом: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем» (сура 6 «Скот», аят 83).
27 Некоторые могут возразить, сказав, что посланника Аллаха Юсуфа люди, вытащившие его из колодца, продали в рабство. На это возражение можно ответить так: это рабство было испытанием, однако на самом деле он был свободным человеком, с которым поступили несправедливо. К тому же это рабство не продлилось долго: вскоре после этого Аллах возвысил его и сделал правителем. Глава 5. Качества посланников 89
А Муса так отвечал фараону, что в итоге тот, не зная, что возразить ему, был вынужден перейти к угрозам:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|