Оценка деятельности предприятия.
Эффективное функционирование предприятия достиг за счёт рациональной орг-ции текущей производств, коммерч, фин дея-ти. Степень же этой эф-ти выражается в соотв показатлях оценивающ различн стороны результативности этих видов дея-ти. Для хар-ки рез-тов текущ. производ дея-ти применяются след пок-ли:1. Объём тов прод; 2.Ур-нь издержек про-ва; 3.Кач-во продукции; 4. Производит труда. Объём тов прод хар-ет масштабы производств дея-ти, её возможностей и опред, как произвед цены ед прод-ции на кол –во ед гот прод-ии. Уровень изд пр-ва – опред степенью использ производств базы, уравнем прогрессивности ор-ции про-ва и труда, его технич оснощен. Снижение уровня изд про-ва явл важн условием повыш конкурентоспособности прод-ции и получ большей прибыли. Важными пок-ми эф-ти работы производ служб явл кач-во выпуск прод-ции. Ведь рост кач-ва прод-ции одно из условий повыш цены изделия, что ведёт к увелич дохода и повыш конкурентоспособности прод-ции. Важным пок-лем явл производительность труда увелич кот ведёт к снижению издержек про-ва, а гл способствует достиж запланир выпуска прод-ции при минимуме завтрат на про-во. В текущ производ дея-ти значит роль принадлежит и большой группе технико –экономических пок-лей, кот хар-ют технико – эконом и организац состоян про-ва на опред момент времени. Основным показателем оценки р-тов коммерч дея-ти явл объём продаж, кот опред по формуле: Qn=Z*N; Z – цена рыночная за ед; N – кол-во реализ прод-ции; Qn – объём продаж. Ещё один пок-ль рентабельность продаж: Rпрод=Пr\Qn*100%; Пr – чистая прибыль. Рентабельность продаж, кот хар-ет велич прибыли приносимую кажд рублём получ от продажи продукции отражает эф-ть работы коммерч служб. В оценке результативности коммерч дея-ти, так же как и производствен использ группа доп пок-лей позволяющ судить об эф-ти различн её сторон: 1.Доля на рынке товаров и продукции производ предпр; 2.Объем товаров продаваемых в кредит; 3. Процент возврата товаров; 4. Затраты на ед реализ товаров.
В задачу финн службы входят выполнение всех видов движения ср-в в кол-ве и сроке кот обеспеч непрерывность про-ва прод-ции и её реализ. Финн слжбы вып и самост задачу – работают на рынке цен бум, поэтому пок –ли оценки результативности фин дея-ти вход в общую оценку работы всего предприятия, его финн состояния. Это показ. структуры прибыли и затрат, рентабельн кап-ла, прибыльн и рентабельн оборота, финн устойчивость предприятия. Оценка финн сост предприятия обусловл переходом эк-ки на рыночн отнош. В совр условиях правильное опред реальн финн сост иеет огромное знач не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисл акционеров и потенциальн инвесторов. Фин сост может быть хорошим, ср или плохим. Для хар-ки финн сост применяются такие критерии, как финансовая устойчивость платежеспособность (ликвидность) кредито – способность, рентабельность (прибыльность). Финн устойчивость предприятия – это такое сост его финн ресурсов, их распред и использ, кот обеспеч развит предприят на основе роста прибыли и капитала при сохр платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Под общей устойчивостью предприят можно понимать и такое его сост, когда предприятие стабильно на протяжении достаточно длит периода вр выпускает и реализ конкурентоспособную прод-цию, получ читс прибыль достаточнуб для производств и соц развит предприятия и явл ликвидным и кредитоспособным. Платежёспособность (ликвидность) – это воз-ть предприятия вовремя и в полном объёме расплачиваться по свом обязательствам. При хорошем фин сост предприятия устойчиво платежеспособно, при плохом периодич или пост неплатежеспособно. Самый лучший вар-т, когда у предприят всегда имеются свободные ср-ва достаточные для погашения имеющ обязательств. Но предприятие явл платежеспособным и в том случае, когда свободных ден ср-в у него не достаточно или они вовсе отсутсвуют, но предприятие способно быстро реализ свои активы и расплатиться с кредиторами. Выжными критериями хар-ми финн состояние явл его кредитоспособность и рентабельность. Под кредитоспосбностью предприятия поним его возможности в получении кредита и способности его своевременного погашения за счёт собств ср-в и др финн рес-ов. Для достиж и поддерж финн устойчивости предприятия важна не только абс велич прибыли, но и её уровень относительно вложен кап-ла или затрат предприятия, т.е. рентабельность. Т.О. финн сост зависти от многих факторов, кот можно классифицир, как зависящ от дея-ти предприятия (внутр) и не завис от дея-ти самого предприятия (внешн). К внутр (субъект.) факторам относ способность руководит предприят и его менеджеров эффект-но управлять предприятием, т.е. рационально использ все ресурсы, выпускать конкурентоспособн прод-цию, получ прибыль. На этой основе финн сост предприят будет устойчивое. Внешние (объективн) факторы зависят в основном от проводимой эконом полит гос-ва: 1.Финансово-крдитный; 2.Налоговый; 3.Амортизацион; 4. Внешнеэкономич., кот в конечном итоге созд благоприятн или неблагоприятн эк условия хозяйствования. Высшие формы финн устойчивости предприят явл его способность развиваться в условиях изменяющ и не всегда благопрятной внутр и внешн среды.
Для общей хар-ки дея-ти предприят применяется ряд пок-лей.1) Абс пок-ли, кот могут быть стоимостными и натуральными. В условиях рыночн отнош первостепен знач предается стоимостным, что обусл сущ-ть тов –ден отнош. Абс пок-лим отраж ур-нь развит предприят достигнут за опред период вр. Такими пок-ми явл: оборот(объём продаж); валовая выручка; валовая прибыль; велич дивидендов; ур-нь издержек про-ва и реализ прод-ции; осн и оборот производ фонды предприят; уставный фонд; задолжен. 2) Относит пок-ли выделяются как отнош абс пок-лей хар-щие долю одногопок-ля в др или как отнош разнород пок-лей. К ним относятся: производ труда; фондовооруж; фондоёмк; фондоотдача; рентабельность и т.д.
3) Структурные пок-ли: по расходам, капиталу, доходам. Они хар –ют долю тдельн элементов в итоговой сумме. 4) Приростные пок –ли, кот отраж своё изменение за опред период вр. Они могут быть даны в относит или абс выражен. Такими пок-ми, напр, явл изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д. 5) В словиях рынка сущ ещё контролируемые пок-ли, в число кот входят: выручка от реализ; объём продаж; размер кап-ла; сумма чист прибыли; велич активов; число акционеров; велич выплач дивидендов; доля экспорта в обороте. В условиях рынка каждый рубль влож в про-во должен приносить прибыль. А для этого хозяйствующ субъект(предприятие) должен пост держать в поле зрения все производ ресурсы и наход резервы для лучшего их использ. Этому помагает с-ма показат оценив дея-ть предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|