Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ или где взять время на изучение риторики




Вступление

 

 

Посвящается моим родителям (Отрубейникову Сергею Анатольевичу

И Отрубейниковой Татьяне Васильевне), которые дали мне

филологическое образование

 

Также посвящается моему мужу Грибанову Евгению,

талантливому адвокату и экспрессивному оратору

 

 

Еще одна книга по риторике?! - спросите Вы. Чем Вы меня удивите и чему научите?

Оговорюсь сразу, что научиться красноречию и публичному выступлению, прочитав лишь одну эту книгу, невозможно. Данное эпистолярное сочинение – это, скорее, костыли, которые помогут Вам освоить ораторское искусство. Красивая и эффективная речь – это мастерство, которое вырабатывается опытным путем. Запомните – речевая практика обязательна и необходима для каждого из Вас.

Чем интересна и полезна для Вас может быть эта книга? Во-первых, она родилась из практики, но основана на классических законах риторики. Во-вторых, описывает современную речевую парадигму: в частности, дается анализ таких жанров устной речи как elevator pitch/speech (самопрезентация или презентация идеи/бизнес-проекта), планерка, отчет, совещание и другие.

Эта книга ориентирована на очень широкий круг читателей: руководителей малого или среднего бизнеса, людей, которым приходится выступать публично, студентов, преподавателей, родителей, школьников старшего звена и всех, кто просто интересуется риторикой. Для занимающихся наукой людей эта работа будет «слабовата», о чем я открыто заявляю во вступлении.

Жанр этой книги можно определить, как учебник или методическое пособие, написанное в свободной, неканонической форме. В ней много лирических отступлений на психологические и философские проблемы, полезных советов, списков и интересных ссылок.

Итак, перед тем, как начать чтение, рекомендую вооружиться карандашом, маркером, липкими закладками и цветными ручками. В этой книге не только можно, но и нужно делать пометки, выделять что- то для себя и делать маргинальные записи (пометки на полях).

По запросу на электронную почту rasshakespeare@gmail.com, покупателям этой Книги высылается комплект презентаций Power Point, который содержит слайды для воспроизведения данной информации в аудитории, потому что текст, который находится перед Вами создан на материале и «по мотивам» лекций, мастер-классов, спецкурсов по риторике автора.


 

Вступление2. Кому и зачем сегодня нужна риторика?

 

Лучший способ передачи информации – аудиальный канал и оппозиция Слушающий-Говорящий. Следовательно, если Вы передаете людям какую-либо информацию, учите, внушаете идеи, мотивируете их на какие-либо действия, Вам было бы желательно основываться не только на своем природном речевом таланте, но и на определенных теоретических знаниях.

Можно выделить ряд профессий, успех в которых напрямую основан на способности говорить: юристы, адвокаты, преподаватели (в широком смысле – любые родители, кто воспитывает ребенка словом, а не тапком), актеры, руководители (от менеджера среднего звена до генерального директора, проповедники (в том числе священники). Даже если у Вас в подчинении есть хоть один человек, поздравляю, Вы уже руководитель. В целом наша жизнь – это общение с окружающими нас людьми и с самим собой, так называемый внутренний диалог. Разговоры, переговоры, внутренние мысли занимают до 80 % существования человека.

Сила слова неоспорима. Вспомним древнегреческую легенду о правителе, который призвал к себе повара и сказал: «Сегодня на ужин приготовь мне самое лучшее, что есть в этом мире», - и он приготовил ему язык. На следующий день царь задал противоположный вопрос: «Сегодня на ужин приготовь мне самое плохое, что есть в этом мире». Уже догадались, что он приготовил, не так ли? Словом можно убить (например, сказать матери, что ее ребенок умер) или воскресить (например, сказать больному раком, что он вылечился).

В широком смысле слова у риторики есть еще одно значение (помимо ораторского искусства) – это теория и практика прозаической речи, то есть правила создания прозаического текста. Персонаж Мольера, прожив большую часть своей жизни, вдруг осознает, что все время говорил прозой. Действительно, большую часть своей жизни мы говорим именно так. Так ли важно ли знать, как должен строиться прозаический текст? Вопрос риторический.

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ или где взять время на изучение риторики

 

Время не любит, когда его тратят впустую.

Генри Форд

 

Успех – значит успеть.

Лондонская биржа

 

Каждый момент в жизни – последний. И это, действительно, так. Первая проблема, с которой Вы столкнетесь, когда начнете изучать риторику – это время. Для освоения новых знаний, времени в Вашем расписании должно быть достаточно.

Я очень люблю проводить тренинги по тайм-менеджменту, потому что люблю «будить» людей, большинство из которых живет в состоянии сна или автопилота. Типичный день среднего статистического взрослого человека выглядит так: проснулся – собрался на работу и собрал детей – отвез детей в сад или школу – приехал на работу – ответил на письма в корпоративной почте – послушал призывы начальника на совещании работать лучше – обед – поработал – уехал с работы – забрал детей/сходил в магазин – дом и домашние дела – зашел в соцсети, прочитал все новостные ленты или посмотрел сериалы – лег спать. Выходной день: проснулся как можно позже (нужно же выспаться хорошенько перед рабочей неделей) – завтрак, плавно переходящий в обед – компьютер/телик – вечер с друзьями – сон. И так 365 дней в году, которые проходят по одному или другому сценарию.

Это очень хорошо иллюстрирует реклама шоколадки «Сникерс» с белками, может быть, Вы ее видели. Сюжет: офис, в котором много белок бегают в колесе. Вдруг одна из белок падает от усталости, ей, естественно, предлагают съесть «Сникерс», и животное снова в строю, снова крутит педали. Эта реклама особенно страшна своей идеей: вымотала работа – прими допинг и продолжай в том же духе.

Все виды деятельности можно разделить на две большие группы: отупляющие и развивающие.

К отупляющей деятельности я отношу компьютерные игры, интернет-серфинг, просмотр сериалов, домашнюю работу, шоппинг. От того что Вы помыли посуду, ничего нового не добавилось в Вашу голову. Вся эта деятельность – регресс. Одним из немногих примеров домохозяйки, которая во время мытья делала что-то полезное, является Агата Кристи. Она настолько ненавидела домашнюю работу и осознавала всю бессмысленность такой деятельности, что в это время придумывала в голове сюжеты своих знаменитых детективных романов. Возникает очень хороший вопрос: что же делать с отупляющей деятельностью, отравляющей наше бытие?

Есть всего два выхода: делегировать ее выполнение или отказаться вовсе. Кому делегировать? Мое любимое выражение – есть специально обученные люди, умеющие лучше, чем Вы, убирать дом, мыть посуду, гладить рубахи, стирать, забивать гвозди, менять лампочки. Освободите это время для более полезных дел. Федор Михайлович Достоевский для того, чтобы не тратить время на набор текстов своих романов, привлекал к этой деятельности жен, одна из которых была профессиональной машинисткой (хорошо и быстро умела печатать).

Второй выход – отказаться от отупляющей деятельности совсем. В США уже выпустили компьютерную мышь, которую можно настроить таким образом, что она бьет током хозяина, который заходит в социальные сети.

К развивающей деятельности относится изучение новой полезной информации, приобретение нужных навыков. Например, изучение риторики, иностранных языков, игры на музыкальных инструментах, шахмат, чтение книг, просмотр документальных или исторических фильмов. Данная деятельность должна ежедневно присутствовать в рационе питания Вашего мозга, потому что мозг – это мышца, которую нужно тренировать. Количество подобной активности нужно наращивать, увеличивать, как и любые спортивные тренировки. Именно здесь скрыты Ваши потенциалы, которые приводят к прогрессу.

Классикой тайм-менеджмента считается квадрат Эйзенхауэра.

 

 

Рекомендуется составлять такой квадрат дел на день, на неделю, на месяц, на квартал, на полгода, на год, на 5 лет и так далее на каждую пятилетку.

Что такое срочные и важные дела? Ответить на письма начальника в почте, потому что за пренебрежение своими должностными обязанностями Вас могут уволить. Сходить в магазин за продуктами, потому что Ваша семья должна кушать. Заменить лампочку в кухне, потому что без света жить нельзя. Починить кран в ванной комнате, иначе затопите соседей. Вылечить зуб, потому что с болью нельзя жить и работать.

Не срочные и важные дела. Это, как раз, изучение риторики, иностранных языков, игра на музыкальных инструментах, шахматы, чтение книг, просмотр документальных или исторических фильмов, то есть Вы можете прожить без этих дел (или думаете, что можете прожить), но именно эти дела помогают поставить Вас на ступень выше, открывают потенциал, развивают способности и таланты. Последние, кстати, есть у каждого человека. Не бывает бесталанных людей. Риторика связана с речевым талантом и необходима всем людям, в жизни которых есть какая-либо речевая деятельность. Базовый список срочных и важных дел следующий: написать книгу, выпустить новый диск, написать картину, выпустить сборник стихотворений, научиться искусству фотографии, выучить иностранный язык, научиться играть на музыкальном инструменте или в шахматы, научиться кататься на лошадях, путешествовать, научиться говорить публично и т.д.

Про третью и четвертые группы говорить подробно не будем, так как с ними все должно быть ясно – удалить из списка дел.

Расписание на день надо составлять в своей голове, а не в ежедневнике (записал – значит забыл. Запоминать расписание на день можно по принципу «Римской комнаты» (описание дается в главе «Речевой канон Аристотеля», часть Memorio) или другим мнемоническим техникам (глава о развитии памяти и интеллекта). Список дел, хранящийся в голове, постоянно дает о себе знать, включается внутренняя мотивация на их выполнение, что нельзя сказать о ежедневнике, пылящемся на рабочем столе. Могу заметить на личном опыте: чем толще ежедневник, тем меньше делается.

Любая деятельность подразумевает под собой цель. Все цели можно разделить на краткосрочные (близлежащие): на один день, на одну неделю, на две недели и долгосрочные (далеко идущие): цель на три месяца, на полгода, на год, на пять лет, на жизнь в целом. Для каждого можно построить его собственную пирамиду целей, вершиной которой будет цель жизни. Соответственно, все люди делятся на «наркоманов», живущих одним днем, тех, кто ставят цель только на ближайшие 24 часа (например, получить дозу) и «Петров Первых», кто мыслит категориями на 5 лет вперед. Недаром, в СССР ставились задачи на так называемые «пятилетки», потому что политическое планирование жизни и развития государства должно быть масштабным, с размахом.

По направленности можно выделить цели личного плана, удовлетворяющие потребности нашего эго: заработать первый миллион, открыть свою фирму, стать генеральным директором, покорить Эверест, выиграть бой, получить золотую медаль. Социально-значимые цели: благотворительность, защита окружающей среды, написание общественно значимой книги, разработка лекарства от рака, чтение бесплатных лекций и т.д. Социально-значимые цели связаны с жертвенностью и пожертвованиями, которые личность дает обществу. Существует три типа жертвенности: знания (Вы отдаете знания людям бесплатно), еда (кормите голодающих бесплатно) и деньги (отдаете деньги безвозмездно, дарите деньги). Их значимость и важность распределяется именно таким образом: от самого главного к незначительному. И последние – цели, направленные на развитие личности, - это обучение быстрому чтению, языкам, математике и прочее.

Как ставить цели, чтобы увеличить возможность их исполнения? Во-первых, социально-значимые цели исполняются с большей вероятностью, чем цели личного плана, потому что если ты заботишься о вселенной, то вселенная заботится о тебе, помогая в благих делах.

Цель должна быть максимально детализирована: хотите открыть приют для бродячих животных – опишите во всех подробностях, сколько животных он сможет принять, где будет находиться, какие услуги Вы будете оказывать в нем (кормление, стерилизация, прививки, поиск новых хозяев) – все в плоть до интерьера и количества персонала.

Цель также должна быть описана во всех репрезентативных системах: визуальной – картинка, желательно с движением, аудиальной – подберите к мечте подходящую мелодию, услышьте, как разговаривают люди на Вашем предприятии, кинестетической – ощупайте каждый предмет, поймите, из какого он материала сделан, какой на ощупь, дегитальной – посчитайте все ступеньки на крыльце, количество окон, олфакторной – ощутите запахи в помещении, густаторной – попробуйте что-то на вкус.

У любой цели для ее исполнения должна быть дельта: минимальное и максимальное значение исполнения, на которое Вы согласны. Например, за следующий год Вы хотите написать от 3 до 5 книг. Скорее всего, цель в 5 книг станет недостижимой, потому что наш мозг боится верхних границ, за которыми неизвестность. Вероятно, что желание исполнится в своем среднем значении.

Еще одно правило постановки целей – называется оно плюс пятнадцать процентов. Работа мозга основывается на опыте. Если Ваши ежемесячные доходы равны 1 000 долларов, то вероятность получить в следующем месяце 1200 долларов намного выше, чем 5 000 долларов, особенно если подобную сумму Вы никогда не держали в руках, то есть мозг в реальности не знает, что это такое. Обратите внимание на то, как тренируют профессиональных спортсменов: первый соперник Васи на ринге будет Петя, который немного слабее, после победы уверенность в себе Васи возрастет, далее – ему поставят более сильного соперника. Эти шаги также измеряются в 15 %.

Цель желательно разбить на подцели и составить конкретный план ее достижения, со сроками, дедлайнами и критериями проверки достижения цели. Например, цель – пройти курс риторики. Ставим конкретный срок – 1 год, разбиваем год на 12 месяцев, по 2 занятия в месяц (через неделю), получается 24 занятия, определяем время, которое хотим выделить, пусть 1 занятие состоит из двух частей по 1,5 часа (теория – перерыв – практика), ставим микро-цели – изучить на первом занятии elevator pitch, на втором – речевой канон Аристотеля и так далее. Для подъема мотивации – оплатить весь курс сразу, чтобы желание прервать обучение не было хотя бы потому, что жалко деньги. Критерии достижения цели на первом занятии – написание и применение минимум трех elevator pitch. Возьмем другой пример: хотим изучить английский язык. Среднее время достижения результата – свободное владение разговорной речью – 6 лет. Результат по каждому году – новая ступень (level A 1-2, B 1-2, C 1 -2) по Кембриджской системе. Разбиваем каждый год на месяцы и занятия (минимум 2 раза в неделю = 8 занятий в месяц), ставим критерии достижения целей – ежемесячный кембриджский тест и вилку – от 80 до 90 % эффективности. С бизнес-планами то же самое.

Цель должна быть сформулирована позитивно. Например, ставить цель – бросить курить неэффективно, намного лучше переформулировать цель – вести здоровый образ жизни. Мозг не воспринимает частицу «не». Приведу пример. Ни в коем случае не думайте сейчас о маленькой белой собачке. О чем Вы только что подумали? Правильно, о маленькой белой собачке. Именно поэтому неэффективно детям ставить цели по типу «Не трогай этот шкаф», именно туда он и пойдет. Лучше переключить внимание и показать, что же он может трогать: «Возьми эту игрушку».

Цель должна быть экологична, то есть безопасна для Вас и окружающего мира, а также, нетравматична. Да, я пацифист до мозга костей и считаю, что ставить разрушающие цели нельзя: худеть до 39 кг, мстить, обманывать, манипулировать. «Светлое пятно» должно присутствовать в каждом Вашем действии, в каждой мысли – только находясь на стороне света можно достичь счастья. Да, это убеждение, которым будет пропитана вся книга.

По критерию «истинность» все цели можно разделить на «свои» и «чужие». «Свои» цели всегда основаны на таланте, способности, мечте и связаны с их развитием. «Чужие» цели поставлены не Вами. Например, родителями. Думаю, знаете семьи-династии врачей (особенно патологоанатомов), юристов, нотариусов, главных бухгалтеров. То есть если в семье-династии юристов родился мальчик, то с самого раннего детства вместо того, чтобы открыть и развить его истинные способности, родители вбивают ему в голову мысль о том, что он должен быть замечательным юристом, как хорошо быть юристом, какие папа-дедушка-дядюшка юрист хорошие и счастливые люди. Это мне напоминает фрагмент романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» про белого медведя:

 

- Белый медведь? Превосходно. Видел ли я когда-нибудь белого медведя? Мог ли я когда-нибудь его видеть? Предстоит ли мне когда-нибудь его увидеть? Должен ли я когда-нибудь его увидеть? Или могу ли я когда-нибудь его увидеть?

- Хотел бы я увидеть белого медведя! (Иначе как я могу себе его представить?)

- Если бы мне пришлось увидеть белого медведя, что бы я сказал? Если бы мне никогда не пришлось увидеть белого медведя, что тогда?

- Если я никогда не видел, не могу увидеть, не должен увидеть и не увижу живого белого медведя, то видел ли я когда-нибудь его шкуру? Видел ли я когда-нибудь его изображение? - Или описание? Не видел ли я когда-нибудь белого медведя во сне?

- Видели ли когда-нибудь белого медведя мой отец, мать, дядя, братья или сестры? Что бы они за это дали? Как бы они себя вели? Как бы вел себя белый медведь? Дикий ли он? Ручной? Страшный? Косматый? Гладкий?

- Стоит ли белый медведь того, чтобы его увидеть? -

- Нет ли в этом греха? -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...