Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как побороть страх перед публичным выступлением




 

Автор книги принадлежит к немногим счастливчикам, которые искренне любят сцену и публичные выступления. Помню случай из детства, когда мне было около шести лет. Я училась в музыкальной школе по классу скрипки и, естественно, периодически выступала на сцене как во время экзаменов, так и во время концертов. Однажды, находясь перед выступлением в учительской, из которой был выход на сцену, в концертный зал, я услышала, как другие ученики обсуждали свою боязнь перед выступлением. Я удивилась тому, что не чувствую страха, мне это показалось странным и я искусственно старалась почувствовать испуг.

Однако у большинства людей все происходит с точностью наоборот. Мысль о выступлении перед камерной аудиторией (до 50 человек) уже неприятна, а перед стадионом в 200 человек вызывает панику и желание остаться дома.

Давайте разбираться по порядку. Страх – это физиологическая реакция, которая возникает под действием гормонов, выделяемых надпочечниками (адреналин и норадреналин), а также дофамином.

Сразу оговорюсь, что отношусь к тем людям, которые против медикаментозного решения проблемы. Воспоминаю один из экзаменов по вождению (да, их у меня было несколько, потому что талант водить автотранспортные средства отсутствует напрочь): мама однокурсника напоила сына «для смелости» современными успокоительными средствами. Молодой человек абсолютно спокойно выехал во время сдачи экзамена на встречную полосу и ехал по ней, улыбаясь объезжающим его водителям, чем ввел в ступор инструктора и инспектора ГИБДД.

К неадекватным реакциям на сцене также приводит употребление крепкого алкоголя перед выступлением. Реакции затормаживаются, лицо краснеет, и оратор выглядит нелицеприятно. Количество чисел Миллера (возможность контролировать несколько действий одновременно) также значительно сокращается, до одного.

В данной главе будут разобраны легкие для применения, безопасные для здоровья и эффективные методы налаживания взаимоотношений со своим страхом.

 

Якорь состояния спокойствия

 

Когда мы берем в руки свадебную фотографию и смотрим на свои улыбающиеся лица, то невольно к нам приходят позитивные чувства, которые мы испытывали на этом торжественном событии, только немного слабее оригинальных. Попробуйте надеть дома спортивную форму, в которой Вы занимаетесь в спортивном зале, - уровень активности тут же повышается, тело мгновенно вспоминает ощущения, которые испытывает, например, на беговой дорожке. Предметы, которые запускают комплекс чувств и воспоминаний, называются в психологии якорями. Вспомните ситуацию, в которой Вы чувствовали себя абсолютно спокойным и уравновешенным внутренне. Приведу свой пример. В 2007 году я отдыхала в Объединенных Арабских Эмиратах, в самой отдаленной их части – области Рас-Аль-Хайма. Отель, в котором протекал отдых, был одним из самых пустых, одиноко стоящих, поэтому утром в районе пяти часов, прогуливаясь по пляжу, я не встречала ни души. Это был один из немногих моих тихих отдыхов в абсолютно пустынном месте. Запомнилось то, что каждое утро из динамиков тихо играла песня Waiting for you. Сцепка между этой мелодией и состоянием тотального спокойствия, а также, психического равновесия оказалась настолько сильной, что я стала использовать ее в случаях напряжения. Стоит только вспомнить начало мелодии – уже приходит умиротворение и тихая радость.

Для того чтобы «запустить в работу» свой собственный якорь спокойствия, вспомните аналогичную ситуацию комфорта. Представьте ее картинкой, услышьте наполняющие ситуацию звуки, ощутите все чувства, которые испытывали (например, песок и камни под ногами). Несколько раз «запустите» ситуацию и подумайте, какая яркая составляющая присутствовала в ней. Это может быть песня, яркий предмет (цветок, игрушка), особенный запах или вкус. Во время нахождения на сцене, когда приходит волнение, вспоминайте триггер (песню, вкус, аромат, картинку) – мозг среагирует соответственно и выдаст другие гормоны тишины и спокойствия.

 

Проживание страха

 

Страх не бывает бесконечным, он длится какое-то время (обычно минут 20) и проходит, потому что организм не может долгое время беспрерывно выделять адреналин. Вывод следующий: нужно заставить надпочечники отдавать гормоны быстрее, в течение, например, одной минуты. Как это сделать? За кулисами или в гримерке (лучше это упражнение делать подальше от посторонних глаз, так как выглядит оно не очень эстетично) нужно «протрястись», утрированно испытать страх, прожить его всем своим телом. Нужно прыгать, трясти руками и ногами, имитируя, «проигрывая» страх. После такого упражнения Вы сразу почувствуете легкую усталость, замотанность – значит, все сделано правильно, организм отдал гормоны и немного утомился.

 

Точка спокойствия

 

Для применения этой техники необходим доступ в аудиторию до выступления. Заранее встаньте на то самое место на сцене, где будете выступать (или сядьте). Осмотрите внимательно зал, представьте, что зрительные места заняты. Что привлекает Ваше внимание над головами зрителей? В музыкальной школе, в которой я училась, со сцены концертного зала был виден небольшой христианский крест, нарисованный на стене с оригинала во время освещения здания. Играя, я часто смотрела на него, это помогало сконцентрировать внимание на эмоциях, которые необходимо было вложить в произведение. Найдите подобный предмет, за который «может зацепиться глаз». Смотрите в эту точку каждый раз, как только волнение будет захлестывать Вас. Фокусировка дает концентрацию внимания, спокойствие, возвращение к тексту, а не к эмоциям.

 


 

Экспромт

 

 

Экспромтом в риторике называется спонтанное публичное выступление. Мы часто попадаем в такие коммуникативные ситуации, когда нам нужно что-то сказать, однако заранее о выступлении не было известно. Например, произнести тост или поздравительную речь, ответить на вопрос преподавателя, который Вы не подготовили (техника, которая будет описана ниже, помогает студентам и школьникам в процессе сдачи устных экзаменов) и подобные этим ситуации.

Для того чтобы чувствовать себя в ситуации экспромта комфортно и максимально уверенно, нужно выучить схему построения данной речи – речевые паттерны.

 

Речевые паттерны для словесного экспромта:

 

Определение. Схема: Х – это ____ (гипероним), который (-ая, -ое, -ые) _____________.

Метафора. На что похоже Х?

Проблема. Как Х влияет на Y? Зачем Х нужен людям? (любой другой философский вопрос)

Исторический обзор Х, как развивался Х на протяжении времени.

Характеристики Х (отличительные черты Х) в настоящее время.

Интересный пример с Х 1

Интересный пример с Х 2

Мотивационный вывод (призыв делать Х/стремиться к Х)

 

Рассмотрим пример.

Коммуникативная ситуация: нужно сказать тост и поздравить кого-то с Днем рождения.

 

Определение: Счастье – это состояние души, которое наступает тогда, когда все необходимые «части» в жизни собраны вместе.

Метафора: Оно похоже на розу в садах Эдема, благоухающую, покрытую росой и не тронутую никакими тревогами.

Проблема: Что же такое счастье в жизни современного человека?

Исторический обзор: в Средневековье счастьем было время без чумы, в середине ХХ века - время без войны.

Характеристики: В ХХI веке счастье включает в себя следующие составляющие здоровье, свободное время, карьерный рост, умное окружение, возможность путешествовать, взаимопонимание в семье.

Интересный пример 1: Можно добавить, что сейчас счастьем также является жизнь в экологически чистых зонах, на такой планете, которая была, скажем, у Маленького Принца Экзюпери.

Мотивационный вывод: Так пусть же счастье во всем многообразии его проявлений будет у именинника в течение всей жизни! Поздравляю!

 

Точно так же можно построить высказывание на тему «Творчество А.С. Пушкина», «Вклад в физику Ньютона», «Теория эволюции видов Ч. Дарвина».

АНАЛИЗ ЗНАМЕНИТЫХ РЕЧЕЙ

 

Мы учимся, подражая. Мой совет тем, кто хочет научиться хорошо говорить: перед тем, как начать писать свои собственные речи - проанализируйте не менее 10 текстов, которые Вам нравятся, которые именно Вам запомнились, и попытайтесь ответить на вопрос: почему так произошло? Что «зацепило» Вас как слушателя в них? Умение видеть и слышать сильные места в чужих текстах поможет Вам развить свой собственный речевой талант. Точно так же мастерство игры в шахматы напрямую зависит от того, сколько партий Вы разобрали или выучили наизусть. Я до сих пор помню потрепанную книгу с разбором лучших шахматных партий, по которой я сама училась: мастерство растет в тот момент, когда ты уже сам можешь ответить на вопрос о том, почему игрок сделал именно такой ход. Слово – это меч, движения которого по умерщвлению тела (иного мнения) должны быть отточены, слажены и осознанны.

В этой главе я разберу прецедентные тексты, которые нравятся лично мне, и покажу, какие сильные места я в них вижу. Модели построения прецедентных тестов можно и нужно использовать для своих речей.

 

«Горе от ума» А.С. Грибоедова, монолог Чацкого

 

Чацкий

 

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы по одиночке!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! —

Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, —

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали!

 

 

Структура текста

 

1. Тема – судьи

2. Проблема: кто судит людей в современной Чацкому Москве? (вопрос к моральному и ментальному образу судей). Проблема сформулирована в виде риторического вопроса.

3. Далее приводится аргументация факто логическая: Чацкий называет пороки московских чиновников (взяточничество, плохое образование, нетерпимость свободы, пренебрежительное отношение к слугам и многое другое).

4. Прямой вывод о том, что чиновники должны быть другими не делается (по типу «Долой старых чиновников – да здравствуют новые чиновники!»), однако он очевиден.

 

Сильными сторонами текста является его эмоциональность (риторические восклицания и вопросы).

Однако даже хорошо построенный эмоциональный текст не смог донести своей мысли до Слушателя Чацкого – Фамусова, потому что глупость не могут победить даже боги. Вывод: как бы Вы хорошо не построили своей текст, но, если аудитория ментально не готова к такой информации, она ее не сможет понять. Правило хорошего оратора: необходимо спуститься до аудитории, говорить ее языком, а только потом постепенно поднимать до своего уровня.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...