Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бояться – это значит испытывать холод внутри себя, возможно, подобно холоду, который испытывали дантовские грешники в последнем круге ада – озере Коцит.




Тема страха, о который мы сейчас будем говорить, сопровождала человека с момента появления его на Земле, но мы обратимся к времени, когда homo sapiens еще не появился, к самому началу Ледникового периода.

Процесс компиляции предполагает редактирование текста (видите, последнее предложение было немного модифицировано).

Ваш вариант:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 


 

Dispositio («Диспозицио»)

 

Второй этап написания речи заключается в том, чтобы «разложить» свою идею, свой замысел на определенные этапы, так называемый план, композицию текста. В кулинарии это тоже второй этап приготовления пиццы (да и любого блюда в целом): шинкование овощей, замешивание теста.

Есть два базовых способа диспозиции текста: дедукция и индукция.

Нет-нет-нет, не правильно, если при слове дедукция перед Вашими глазами появляется сыщик в клетчатой кепке с лупой - Шерлок Холмс, который, анализируя детали, приходит к общим выводам о том, кто же был убийцей. Намеренно или по не знанию, но Артур Конан Дойл перепутал два метода. Дедукция – это, наоборот, построение текста от общего к частному. Сначала мы раскатываем тесто, а только потом на него помещаем соус и овощи.

В нашем случае идею рассказать о холоде в Ледниковый период (до появления человека) можно разложить на следующие составляющие:

 

Вступление: тема (холод), проблема (почему холод боится лис).

Основная часть (тело текста): аргументация (ответ на проблемный вопрос).

Заключение: вывод (призыв читателей к действию).

 

Метод индукции работает с точностью наоборот: построением речи от частного к общему, он еще называется сократическим (великий Сократ строил на его основе свои речи). Для начинающего оратора этот метод не очень удобен и поэтому не будет нами рекомендован для применения.

 

Аргументация

 

1. Логическая. Это наиболее ценный вид аргументации, потому что он основан на работе ума, но и наиболее сложный.

 

Речевые модули:

 

…., следовательно …

…., потому что…

 

 

2. Основанная на мнении авторитета. Это, как правило, ссылка на источники знания, пользующиеся авторитетом (к высказыванию лидера или знаменитой книге). Речевые шаблоны, которые можно использовать для введения в свой текст этой аргументации:

 

Для раскрытия поставленной нами проблемы обратимся к….

Особенно хорошо по данному вопросу высказывался ….

Если вспомнить …. (книга и автор), то на ее страницах встречается следующая мысль….

 

Структура такого аргумента будет следующая:

Кто? (называем автора текста) Где? (в книге, в статье, в передаче, обязательно указываем название источника)

Как решал поставленную проблему?

Микро-вывод из аргумента (к чему призывал авторитет)

 

 

3. Основанная на истории, фактах.

 

4. Основанная на цифрах/числах. В таком аргументе в качестве доказательства мы используем математические выводы, формулы, графики, статистика. Пример: 90 % людей в мире страдают бессонницей, поэтому им необходимо лекарство, которое мы производим. Важно, чтобы данные, которые Вы приводите были истинными, желательно заранее подготовить объяснение, как Вы их получили, из каких источников брали, потому что употребление в речи необоснованных данных – это манипуляции сознанием Собеседника.

 

5. Основанная на аналогии. В качестве доказательства приводится похожая ситуация.

 

6. Основанная на эмоциях. В классической риторике нет такого доказательства. Мысль об эмоциональном аргументе родилась из прослушивания речей людей, которые высказывались по одному вопросу. Случалось, так, что оба Говорящих были правы, использовали одинаковые аргументы, но одному Слушатели верили, а другому – нет. Сравните двух менеджеров по продажам: продают один и тот же товар, говорят примерно одно и то же (как правило заготовленный заранее текст), но у одного продаж все-таки больше. Естественно, что факторов, объясняющих почему так произошло много: внешний вид, внутренняя готовность Клиента совершить покупку, но не малозначительным остается тот факт, что эмоциональный оратор имеет больше шансов убедить аудиторию в своей правоте, чем без эмоциональный. Наблюдала, что в магазине эмоциональному покупателю быстрее обменивают товар или возвращают деньги, чем спокойному и рассудительному. Слезы жены, желающей новое платье, будут наиболее убедительным аргументом для мужа, чем логическое объяснение, зачем оно ей нужно (новая коллекция, красный цвет – любимый, скидка в магазине). Замечено, что эмоциональная аргументация характерна для женского типа речевого поведения.

 

 


 

 

Elocutio (“Элокуцио”)

 

Элокуция – это «одевание» плана-скелета текста в слова. Если говорить кулинарным языком, то это выпекание нашей пиццы.

Перед тем, как писать текст, необходимо определиться со стилем и жанром.

 

В классической филологии выделяют пять стилей речи:

 

Книжные

 

- художественный (язык художественной литературы: романы, повести, стихотворения);

- официально-деловой (язык документов: расписка, приказ, отчет);

- научный (язык науки, которым пишутся научные статьи и словари);

- публицистический (эссе, очерки, комментарии, статьи, книги)

и разговорный стиль.

В современном мире также можно выделить рекламный стиль, который сочетает в себе все вышеуказанные, но об этом можно прочитать в моей работе “Псевдонаучный стиль рекламного текста: соотношение информационной и суггестивной функций”, написанной под девичьей фамилией Отрубейникова. Кстати, эти статьи написаны в научном стиле (найти работы можно в интернете через поисковые системы).

 

Для начинающего оратора, конечно же, подойдет публицистический стиль и такие его жанры как эссе и статья.

 

Для наглядного объяснения, что же такое публицистика, напишем текст на нашу несуществующую тему с несуществующей проблемой по несуществующему плану.

 

 

«Почему холод боится лис?»

 

Бояться – это значит испытывать холод внутри себя, возможно, подобно холоду, который испытывали дантовские грешники в последнем круге ада – озере Коцит.

Тема страха, о который мы сейчас будем говорить, сопровождала человека с момента появления его на Земле, но мы обратимся к времени, когда homo sapiens еще не появился, к самому началу Ледникового периода.

Итак, почему же холод боится лис? И одних ли лис боится холод?

Земля, покрытая льдом и снегом, колючий, звенящий, морозный воздух, сугробы, белый горизонт, уходящий в даль, - это не самое страшное, что происходило на нашей планете миллионы лет назад.

Страшные животные, борющиеся за выживание, чья внешность и инстинкты полностью починены природе – вот настоящий ужас, который был порожден эволюцией. Агрессивные лисы, саблезубые тигры и белки, мамонты, чьи бивни подпирали небосвод, двуногий носорог – все они наводили панику не только на своих сородичей, но и на мать-природу, которая их породила, поэтому их стали бояться первостихии: холод, хаос и время.

Природа всегда была загадкой для человека, особенно порождаемые эволюционным процессом новые виды, и не только холод в прошлом, но и мы сегодня боимся того, какие особи, новые породы животных, будут созданы не только под влиянием закономерных процессов, но и в следствие экологического загрязнения. Кого же будет бояться холод через еще одну тысячу лет?

Итак, пойдем дедуктивным путем и проанализируем получившийся несуществующий текст. Во-первых, язык публицистики должен быть легким, доступным читателю (слушателю), но, в то же время, изобилующим красочными примерами, иллюстрациями, метафорами.

Для публицистики характерны риторические вопросы, обращенные, прежде всего к адресату сообщения, вовлекающие его в диалог с автором. В тексте должна сквозить работа мозга, который стремился сочетать несочетаемое, рисовать кисточкой на бумаге, наполнять эмоциями каждую букву. Открою Вам секрет хорошего текста: «глаз должен гореть» у того автора, который его пишет. Если «мысль не идет к Вам» и муза не садится на плечо, то нужно отложить работу на время, сесть за компьютер или блокнот чуть позже, но во время «перерыва» непременно думать о тексте, ведь вселенная всегда отвечает на наши запросы и вопросы.

 

 


 

Memorio («Меморио»)

 

После того, как текст написан, необходимо его выучить наизусть. Запомните! Запишите! Выступление «по бумажке» - это минус 90 % успеха Вашего выступления. К тому же, заучивание текстов увеличивает количество нейронных связей в мозге, способствует расширению его возможностей, снижает вероятность появления болезни Альцгеймера.

Итак, рассмотрим первую, очень древнюю и легкую мнемотехнику. Называется она «Римская комната». По легенде, ею пользовались в Древнем Риме в период отсутствия ежедневников, планингов и органайзеров для запоминания ключевых слов текста, дат, имен и прочей информации.

Если Вы когда-нибудь обращали внимание на свои сны, то замечали, что действие их происходит, как правило в одном помещении: комната, школа (учебный кабинет), университет (лекция), магазин и прочее. Мозгу очень комфортно работать в пределах одного пространства. Теперь выберем помещение, в котором именно Вы чувствуете себя наиболее удобно: спальная комната, ванная комната, автомобиль, рабочий кабинет, гараж, чердак и т.д. Для учебного образца возьмем мою детскую спальную комнату, в которой я выросла (это же мой текст про страх и лис, значит и комната тоже должна быть моя, шучу).

Теперь выделяем из полученного текста ключевые слова и создаем из них образы, которые можно представить синестезически, то есть они должны обладать не только визуальной картинкой, но двигаться, говорить, иметь какую-то поверхность.

Например, первый абзац. Образ, который ему соответствует, дантовский дьявол, мучающий грешников-предателей на озере Коцит, холод и страх можно представить в виде белой панорамы вокруг, черных как уголь скелетов безлистных деревьев. Все это не просто картина, а целое действие. Дьявол может рычать, из его рта льется пена, глаза горят огнем. Грешникам жутко страшно, они чувствуют, что их мучения, холод, боль – вечны. Теперь берем весь этот получившийся «натюрморт» и помещаем, например, на окно моей комнаты, как бонсай. Идея: у кото-то на подоконнике растут карликовые деревья, а у кого-то дьявол мучает грешников. Чем более нелепым будет образ и его местоположение в комнате, тем лучше мозг запомнит эту информацию. Наш ум не заостряет внимание на вещах, которые мы уже знаем, которые мы уже видели и слышали. Серое вещество нужно удивить, как и нашего Слушателя, тогда оно запомнит эту информацию навсегда и сможет воспроизвести в любой жизненной ситуации.

Второй абзац. Образ однозначен, Ледниковый период, и он, простите за скудность ума, ассоциируется с американским мультиком в «дцать» частей. Когда-то, во времена студенчества, мне дарили мягкую игрушку-саблезубую белку из этого мультфильма. Вот именно ее я увеличу мысленно в 10 раз и помещу в центр комнаты. На лапке у нее будет надет швейцарский Rolex – символ времени.

Далее – населяем комнату остальными персонажами из мультфильма. Они динамично двигаются по комнате, и с ними – мать-природа в виде живого дерева-дуба из мультфильма «Иван Царевич и серый волк».

Последний абзац или вывод – овечка Долли, которая блеет о своей столь короткой и убогой жизни и умоляет о прекращении подобных экспериментов.

В момент выступления необходимо представить себя в этой комнате и рассказывать, рассказывать, рассказывать.

Совет. Если Вам предстоит публичное выступление перед каким-то конкретным человеком (например, директор предприятия), то эти образы-ключевые слова можно «рассадить» по его кабинету или по нему самому. Тело человека – это тоже так называемая «римская комната».

Используя данный прием, можно запоминать списки продуктов, которые нужно купить в магазине, потому что, если в 30 лет Вы носите с собой бумажку, то в 60 вообще будет проблематично самостоятельно найти этот магазин, даты рождения или списки слов (неправильные английские глаголы или фразы с глаголами do или make и т.д.).

Приведем еще один пример с запоминанием английских фразовых глаголов do или make.

Представим все ту же комнату. Сейчас будем вести работу с двумя параллельными стенами. На одной стене разместим огромную надпись «do», а на второй – «make». Далее, нам нужно запомнить, что выражение do someone a favour (оказать кому-нибудь услугу) используется именно с глаголом do. Представляем себе человека, которому мы в последний раз оказывали услугу, помещаем это в золотистую рамку и размещаем под надписью do. Фразу make an appointment (назначить с кем-то встречу) - под надписью make, do a degree – под do (можно себе представить момент, когда мы получали диплом, новую научную степень в ярких красках, можно даже вспомнить какая погода была в этот момент, чем был наполнен воздух, какие были корочки у диплома и прочие подробности). И так по списку размещать фразовые глаголы. Это уже будет не пустая зубрежка, которая забудется после написания теста или контрольной работы, а «вечная память». Этим списком Вы будете свободно пользоваться в разговорной речи.

Для развития памяти «на тексты» можно использовать прием, название которого я позаимствовала из экранизации бессмертного и не убиваемого творения Артура Конана Дойля – экранизации детективного романа «Шерлок Холмс» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли – «чертоги памяти». Если кто-то смотрел этот сериал, то вспомните (а если кто-то не смотрел, то срочно смотрите, причем в оригинале). В серии «Собака Баскервилей» Шерлок сидит в лаборатории и думает в русском переводе, а мыслит в оригинале, что бы мог обозначать набор букв HOUNT. В этот момент, естественно, при помощи компьютерной графики показано, как герой, сосредоточенно, перебирает в своей голове некие папки, да и в целом его мозг организован как файловая система в компьютере. Действительно, если каждому из вас задать, например, задачу перечислить все слова, связанные со словом «свадьба», то есть, выражаясь языком научным, измерить объем семантического поля слова «свадьба» в Вашем личном языковом словаре, то получится некий набор слов: фата, платье, белые туфли, украшения, загс, кольца, свидетельство о заключении брака, гости, поздравления, конституция, шампанское, бокалы, лебеди, ленты, украшенные машины, 7 мостов и так до бесконечности. Каждое из этих слов, в свою очередь, тоже образует семантическое поле. Например, платье: корсет, подъюбник, кольца для платья, шлейф, стразы, цветы, ленты, пояс, кружева, атлас, бархат, вырез, декольте, рукава, рюши и т.д. Если Вы попробуете делать такое упражнение, то через 20-30 слов у среднего статистического человека начнется «ступор», «пойдут пузыри изо рта» и ему будет все сложнее и сложнее подбирать слова. Следовательно, если нам нужно выучить ключевые слова текста, список продуктов, список иностранных слов, список дат, список имен и прочие вещи, то мы их тоже можем организовывать в такие «чертоги памяти» наподобие файловой системы, главное при этом – синестезия.


Actio (“Акцио»)

 

Разыгрывание текста на сцене. Начну с правил подготовки к публичному выступлению или правил поведения перед публичным выступлением.

 

Правило № 1. Сон! Должен составлять не мене 8 часов. Идеальный режим дня не только хорошего и эффективного оратора, но и любого человека, который хочет прожить долгую, здоровую и плодотворную жизнь: 22-00 – 5-50. Почему именно так? Ну почему мне нельзя лечь спать в 3-00? Потому что организм человека живет по определенным законом. Думаю, неоднократно слышали, что 1 час сна до полуночи равен 2 часам сна после полуночи. Слышали о том, что после полуночи не вырабатываются какие-то гормоны, в том числе серотонин. Это значит, что никакого удовольствия от публичного выступления Вы не испытаете (шутка, публичные выступления – это «Праздник, который всегда с тобой», как сказал бы Хемингуэй[3]). Именно в утренние часы мозг наиболее активен, когда человек просыпается по астрономическим часам вместе с планетой Земля, он способен лучше запомнить новую информацию и повторить уже изученный материал. Лучший способ поверить в это – проверить. Работает так же, как и «римская комната» - сразу, эффект получаешь в тот же день.

 

Правило № 2. Никакого кофе с утра! Кофе выводит из организма жидкость, на сцене особенно остро будет хотеться пить, рот будет сохнуть постоянно. Если в 5-50 не хватает бодрости – рекомендую пить пуэр (шу или шен), какой Вам больше нравится.

 

Правило № 3. Оно касается не только ораторов, но и всех людей, желающих расширить свои ментальные возможности. Ноотропы, с которыми Вы должны подружиться, - это витамины группы В, готу-кола, гинко-билоба, Л-карнитин, Омега, железо, фолиевая кислота, желательно все в «одном флаконе».

 

Правило № 4. Накануне публичного выступления (с вечера) нельзя пить алкоголь, так как эта субстанция напрочь убивает клетки мозга, нервную систему, внимание и координацию. Не будем останавливаться на этом подробно, так как информации о вреде спиртосодержащих напитков предостаточно.

 

Правило № 5. Накануне публичного выступления нельзя принимать седативные препараты или любые лекарства, обладающие этим действием (например, препараты против аллергии).

 

Беспроигрышный вариант тембра голоса для публичного выступления – низкий, исходящий прямо из Вашего живота и поднимающийся вверх. Низкие, бархатные басы хорошо «работают» с использованием и без использования микрофона, лучше воспринимаются публикой, информация, произнесенная таким образом, остается в памяти Слушателя дольше.

Руки оратора должны находиться в зоне «выше пояса». Если Вы не знаете, куда деть руки, то можете сложить их в символ «алмаз», когда пальцы правой руки касаются пальцев левой руки, немного растопырены, руки образуют форму алмаза по направлению вверх. Этот жест обозначает уверенность в себе, помогает сосредоточиться.

Частой ошибкой Говорящего бывают «воздушные ямы» в процессе говорения – это паузы после каждого слова. Запомним, что паузы в речи должны быть пост фразовые (идти после фраз). Фраза, оканчивающаяся вопросом, произносится с восходящей интонацией, а восклицательные, повествовательные и побудительные предложения произносятся с нисходящей интонацией.

Начинающему спикеру также стоит запомнить, что логические ударения нужно ставить на имена существительные, то есть подчеркивать объекты и субъекты в речи.

Несколько слов о внешнем виде оратора. Ничто не должно отвлекать зрителя от содержания речи и эмоций Говорящего: снимите с себя все лишние предметы, вытащите безделушки из карманов (особенно это касается мужчин), чтобы Вас не разглядывали. Рекомендуется во внешности иметь не более одного привлекающего внимание аксессуара, на котором будет сосредоточено внимание аудитории. Для запоминания этого совета вспомните посла из бессмертного фильма Эльдара Рязанова «Иван Васильевич меняет профессию»: черный костюм и медальон. Или вспомните образ шамана с главным его орудием – бубном, который концентрирует вокруг все действо. Ирина Хакамада часто носит массивные колье или подвески, которые концентрируют внимание зрителя на области чуть ниже головы. Кстати, внешний вид этой потрясающей, талантливой и неординарной женщины – идеальный образ оратора. Поэтому я настоятельно рекомендую Вам познакомиться с ее книгой по стилю и имиджу.

 


 

Постановка голоса

 

Ваше красноречие должны обожать.

Фильм «Версальский роман» (A little chaos)

 

«Мой голос навсегда останется с Вами» - так называется книга всемирно известного гипнотерапевта Милтона Эриксона. Ученые считают, что только 30 % информации передается через слова, 50 % - через голос и, соответственно, 20 % - через мимику и жесты.

Важно ли иметь убедительный голос? Без сомнения. Можно ли этому научиться? Конечно. Данная глава книги будет посвящена полезным упражнениям для постановки речи.

 

Озвученный выдох

 

Это базовое упражнение-разминка, предшествующее всем остальным. Озвученный выдох по-простому называется стоном. Стонать можно и нужно на разные лады (выше, ниже), расслабляя таким образом гортань и готовя ее к дальнейшей работе.

 

Озвученное зевание

 

Аналогичное упражнение-разминка, которое расслабляет и разогревает горло. Старайтесь делать диапазон зевания как можно больше.

 

Следите за тем, чтобы при выполнении любых упражнение осанка была прямая, живот подтянут, плечи расправлены.

 

Понижение голоса

 

Звонкие, высокие, писклявые голоса звучат неубедительно, некрасиво и инфантильно. Необходимо в естественном голосе раскрывать низкие диапазоны, которые придают бархатистость, сексуальность и мудрость Вашей речи. Самые популярные упражнения в этом разделе следующие: произнесение звука согласия «ага» с максимальным диапазоном и глубиной, при этом важно, чтобы букве г соответствовал придыхательный звук [h]; “Галя” с таким же придыханием, звук “Ом” как базовая нота буддизма очень хорошо раскрывает грудную клетку, заставляет резонировать все тело. Обращайте внимание на то, чтобы эти ноты рождались именно в грудной клетке, а не в голове (в носу).

 

Для достижения слышимого эффекта необходимо делать различные упражнения ежедневно по 15-20 минут в течение двух недель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...