Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риторический канон Аристотеля




 

 

Кто не знает Аристотеля? Или кто не слышал про Аристотеля из Древней Греции? Как говорила мой преподаватель музыкальной литературы - «Моцарта знает каждый бомж». То же самое можно сказать и об Аристотеле. Хотя бы знает в качестве учителя Александра Македонского, хотя бы знает из фильма «Александр» с Анжелиной Джоли в ролях.

Если у Вас когда-нибудь будет время и соответствующие амбиции, очень рекомендую прочитать знаменитую «Риторику» Аристотеля, потому что то, что сделал Он для этой науки сравнимо, наверное, с тем, что сделал Менделеев для химии или Ньютон и Эйнштейн для физики.

Аристотель создал так называемый «Риторический или речевой канон», универсальный алгоритм написания любой речи: от публичного выступления перед Сенатом в Древнем Риме до проведения совещания в самом современном предприятии –основываясь на этой модели, можно построить любую речь.

Естественно, как любой гений, Аристотель писал свой текст не простым языком, который, даже в переводе, не может быть полно и цельно понят, например, домохозяйкой Клавой, воспитывающей троих детей (да простят меня все домохозяйки за мой цинизм, который является ничем иным, как проекцией профессионализма на мораль). Для объяснения этой темы мы спустимся именно на заявленный уровень. Я постараюсь не просто на пальцах объяснить мысль великого Аристотеля, а разложить ее по полочкам. Запасайтесь носовыми платками – Вы будете рыдать от смеха (дай Бог, чтобы никто из моих преподавателей риторики никогда не прочитал сие сочинение).

Классический риторический канон включает в себя пять конструктивных элементов:

 

Inventio («инвенцио») или изобретение идеи (о чем будет речь).

Dispositio («диспозицио») или «разложение» идеи на составляющие части, написание так называемого плана своей речи.

Elocutio(«элокуцио») или «облачение» своей речи в словесную одежду, написание текста речи.

Memorio («меморио») или запоминание речи наизусть.

Actio («акцио») или непосредственное «разыгрывание» речи перед аудиторией, выступление.

 

Теперь о каждом из них поподробнее.

 

Чтобы показать более наглядно и утрированно как работает риторический канон (а для кого-то, может быть, именно доказать, что он работает) возьмем проблему, которая не существует и противоречит законам логики: «Почему холод боится лис?» Для тех, кто не знает отличия между понятиями тема и проблема подсказываю: тема – это то, о чем говорится в тексте (например, в нашем случае – это может быть тема холода или тема страха), проблема же – это столкновение двух разных точек зрения, позиций, концептов или чего-нибудь еще, выраженное, как правило, в форме проблемного вопроса/риторического вопроса («Быть или не быть?»).

Итак, у нас есть тема (пусть будет «страх») и проблема «Почему холод боится лис?» Нам нужно подготовить публичное выступление. Идем к первому структурному компоненту речевого канона.

 

Inventio («инвенцио»)

 

Как мы говорили выше, это первый этап подготовки речи, задача которого -породить идею, замысел, придумать коммуникативную цель текста. Создание идеи дорого стоит. Оговорюсь сразу, что данные методы можно использовать не только в риторике, но и в социально-значимых или бизнес - проектах, первых, кстати сказать, катастрофически не хватает в нашей жизни.

Для более наглядного разбора сравним процесс написания текста с процессом (как ни странно) приготовления еды. Перед тем, как начать готовить, нужно создать идею, что мы будем готовить. Как это происходит в жизни? Мы решили приготовить вегетарианскую пиццу. Первое, что нам нужно сделать – это собрать ингредиенты, из которых она состоит, и выложить их на стол. Если продуктов не хватает, то сходить за ними в магазин и все равно принести домой, положить на стол.

В риторике все аналогично. Наш проблемный вопрос «Почему холод боится лис?» То, что мы будем готовить, это наше, буквально, блюдо. Следовательно, нам нужно заготовить продукты, из которых оно будет готовиться.

Как и где брать компоненты для текста?

Если внимательно посмотреть на фразу «Почему холод боится лис?», то в ней, как минимум содержится три слова-самостоятельные части речи: холод (существительное), боится (глагол) и лис (существительное). Вот они и будут «продуктами». Любой самостоятельной части речи можно дать определение, то есть рассказать Слушателю «что это такое?», «как я, оратор, это понимаю?». Как выбрать слово, которому можно дать определение? Предпочтение отдается абстрактным понятиям, у которых может быть множество смыслов, но разное понимание. В предложении абстрактное понятие одно – «боится», соответственно, мы можем дать ему определение. Способов построения определений множество, мы рассмотрим самые простые.

 

1. Определение = гипероним, который …. Гипероним – это более общее понятие по отношению к определяемому слову. Например, гипероним к слову стол – мебель, гипероним к слову молоко – продукты, гипероним к слову бояться – чувство человека. Получаем определение: Бояться – это чувство человека, которое является порождением базового инстинкта самосохранения человека. Придаточное определительное (часть предложения, начинающаяся со слова «который») можно заменить причастным оборотом, получится: Бояться – это чувство человека, основанное на базовом инстинкте самосохранения человека.

2. Определение = ряд синонимов. Синоним – это слово, которое выражает то же самое понятие (то же самое, но другими словами). Бояться – это значит пугаться, дрожать, зажиматься в угол.

3. Определение = метафора. Метафора – это ответ на вопрос «На что это похоже?», перенос по сходству. Вспомним классиков: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» (С. Есенин). Ветка красной ягоды-рябины сравнивается с костром. «В багрец и золото одетые леса» (А.С. Пушкин). Золотые и красные листья, которыми покрыты деревья осенью, сравниваются с царскими одеждами (золотой и бордовый цвета – царские). Действительно, не зря данный прием стоит на третьем месте, так как он требует от автора текста «напряжения воображения» как минимум. Попробуем. Бояться – это значит испытывать холод внутри себя, возможно, подобно холоду, который испытывали грешники Данте в последнем круге ада – озере Коцит. Помимо метафоры в данном предложении также использован такой риторический прием как ссылка на авторитет, которая укрепляет доверие Слушателя к тексту (произведение Данте Алигьери «Божественная комедия»).

4. Определение = антоним. Антоним – это противоположное по смыслу слово. Бояться – это значит не чувствовать покой, умиротворение, уверенность в себе.

 

О методе «развертки» одного слова или нескольких слов из проблемы говорил в своих трудах по риторике М. Ломоносов. Вообще, грубо говоря, идеи, которые я высказываю, имеют под собой серьезную научную базу, единственным минусом которой является, к сожалению, недоступность для прочтения и понимания простым обывателем.

Помимо того, что словам из проблемы можно давать определения, мы можем использовать прием временного фрейма (временной рамки) и показать историю существования этой темы. Временные фреймы могут быть следующих видов:

- так называемые вечные темы и проблемы, равные по длине своей жизни человеческому веку (темы совести, чести, достоинства). В нашем случае можно дать такую формулировку: Мы сейчас обратимся к теме страха, которая не только сопровождала человека с момента появления его на Земле, но затронем время, когда homo sapiens еще не появился, самое начало Ледникового периода (сразу попрошу ученых-биологов, которые лучше меня осведомлены о времени появления человека, отойти в сторону и не махать перед моим лицом великими трудами, так как цель моей книги – это не рассказ об эволюционном процессе, а практические навыки построения текста).

Кроме временного фрейма бывают еще фреймы, например, пространственные, в которых автор показывает локализацию проблемы (Проблема глобального потепления наиболее очевидна в Антарктиде).

 

Итак, сама идея речи формулируется в начале и называется вступлением. Наша идея заключается в том, что мы будем говорить о страхе в период «до человека». Из полученных фрагментов текста скомпилируем (соединим) следующий фрагмент текста на несуществующую тему:

 

 

«Почему холод боится лис?»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...