Философская мысль Древней Индии и древнего Китая.
Древняя Индия Все школы опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – это древние священные тексты индийской культуры как Библия в христианских культурах. Время создания вед уходит во 2-е тысячелетие до нашей эры. «Веда» в переводе с санскрита значит «знание». Эти тексты состоят из следующих частей: веда гимнов, веда жертвенных формул, веда напевов, веда заклинаний. Позднее были написаны различные комментарии к ведам. Философское значение особенно имеют так называемые Упанишады, что в переводе с санскрита означает «сидеть у ног учителя». Учение вед особенно выражено в брахманизме – древней индийской религии. Здесь говорится о множестве божеств, верховными из которых являются Брахма – бог сотворения мира, Вишну – бог, поддерживающий всякое сотворенное бытие, и бог Шива, олицетворяющий принцип разрушения и завершения мировых циклов. Три высших бога образуют три ипостаси единого божества – Троицу, которая на санскрите называется Тримурти («три божества»). В отношении к учению вед все школы индийской философии можно разделить на ортодоксальные, поддерживающие веды, и неортодоксальные – так или иначе не согласные с этим учением. Ортодоксальны школы признают авторитет Вед, неортодоксальные не признают. Веды 4 вида: Самхиты, Брахманы (руководство для жрецов), Араньяки (руководство для отшельников), Упанишады. Школы Астики: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика. Основа базируется на ведах. Школы Настики: Буддийская, Джайнизм, Чарвака. Буддизм суть в 4 истинах: 1 - Жизнь - это страдание. 2 - Люди страдают, потому что они привязаны к жизни. 3 - Можно спастись от страданий путем избавления от желаний. 4 - Учение о том, как спастись – достичь нирваны (состояние при котором освобождение от телесной зависимости и невозмутимость духа избавляет от страданий)
Джайнизм Отрицание Вед, осуждение жертвоприношений, представление о карме, аскетизм признается высшей добродетелью человека. Чарвака Единственный источник знания - восприятие. Нет ни богов ни ада ни рая ничего подобного, есть материя и мы ее познаем. Следствие, нужно жить этим миром, первая и последняя жизнь. Следствие, нужно получить как можно больше наслаждений и стараться получить меньше страданий. Немного о философии индийской медицины
Общая часть философии индуизма Существует единое высшее начало – Брахман. Оно выше всяких различий и разделений, и все, что есть, - это разные стороны и аспекты проявлений Брахмана, которые кажутся независимыми и борющимися друг с другом только ограниченному сознанию. Человек представляет собою начало, уходящее на своих высших уровнях в природу Брахмана. Человек обладает телом и сознанием, но сознание человека не единственно, оно включает множество разных Я, - от малого Я физического материального мира до Абсолютного Я, которое называется Атман. Основная идея брахманизма – идея тождества Брахмана и Атмана. На этой непостижимой высоте реальности человек обнаруживает, что он и Брахман суть одно. Но в обычной жизни обычный человек отождествляет себя со своим малым Я и физическим телом. Цель жизни каждого человека – совершенствование, расширение своего сознания, своего малого Я. Для этого может понадобиться множество человеческих жизней, и это учение проповедует реинкарнацию – теорию перевоплощения. Высшее Я человека руководит всей его бесконечной эволюцией и ведет его от жизни к жизни. Структура мира закономерна и определяется высшим законом – Дхармой. Этот закон держит бытие и обеспечивает существование. Если человек нарушает закон, равновесие нарушается, и для поддержания бытия оно должно быть восстановлено. Поэтому существует второй закон – закон Кармы, который определяет принципы восстановления нарушенного равновесия. Человек нарушает закон Дхармы не только совершением злых дел, но вообще излишней привязанностью к относительному и условному, абсолютизируя и обожествляя их. Такое кружение на одном уровне получает в индуизме свое выражение в образе Колеса Сансары – повторяющейся череды форм жизни, в которых человек мечется как белка в колесе. Цель человека – Мокша: так называется освобождение человека из плена перевоплощений и выход на более высокий уровень бытия, приближение к природе Брахмана. Все философские школы Индии пытаются разрешить эту проблему, найти средства и способы к освобождению, преодолению иллюзий человеческого сознания. Здесь вообще стоит заметить, что главную свою задачу восточная философия видит не столько в изменении мира, сколько в преображении человеческого сознания. Мир по большому счету – это система изображений в нашем сознании. Вместо того чтобы возиться с изображениями, следует изменить сам экран и источник тех изображений, которые на нем возникают, т.е сознание. Состояние сознания, в котором человек достигает выхода из колеса сансары и преодолевает свою страстную природу, называется Нирвана. Разного рода методы изменения состояния сознания человека, направленные на достижение высшего сознания и освобождения, называются медитацией.
Основные идеи этой философии: 1. Брахман – единое высшее начало 2. Атман – высшее Я человека 3. Дхарма – мировой закон 4. Карма – закон воздаяния 5. Сансара – мир страстной жизни 6. Мокша – освобождение из этого мира 7. Нирвана – освобожденное состояние сознания Школы ньяя и вайшешика Эти две школы часто объединяют в одну, подчеркивая, что школа ньяя больше разрабатывала вопросы теории и логики познания, в то время как школа вайшешики – проблемы онтологии. Происхождение этих школ относят к 4 веку до н.э. В философии ньяя подчеркивается, что процесс познания включает в себя субъекта и объекта познания, знание (как результат познания) и методы познания. Основными источниками познания служат 1) восприятие, 2) умозаключение, 3) аналогия, 4) авторитет. В школе ньяя было разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме (выводе, состоящем из 5 этапов). Например, человек видит дым на горе (это восприятие), делает вывод, что на горе есть огонь. Структура этого умозаключения представляется в школе ньяя в следующих 5 этапах:
1. Утверждение: На горе огонь. 2. Основание: На горе виден дым. 3. Пример: Где дым, там и огонь. 4. Применение: Сейчас на горе дым. 5. Следствие: Значит, на горе огонь.
Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Ее онтология касалась в первую очередь материального мира. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Затем наступает новый цикл порядка и организации. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях. Школы санкхья и иога Эти школы близки друг другу. Школа санкхья утверждает существование двух высших начал в мире – пуруши и пракрити. Пуруша есть принцип пассивного духа-сознания. Пракрити – активная бессознательная материя-энергия. В этом философия санкхьи напоминает философию Аристотеля, где всякая вещь представляет собою единство формы (пуруши) и материи (пракрити). В то же время санкхья тяготеет к дуализму. Взаимодействия пуруши и пракрити на самом деле нет, это иллюзия конечного сознания. Когда человек понимает, что он – чистый пуруша, чистый дух-сознание, и никакие материальные начала на самом деле его не затрагивают, то он достигает просветления и освобождения. В центре системы - два безначальных активно взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстракт, материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пуруша воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары (земной жизни и перерождений), покинуть тела, в которых он заключен, и обрести состояние блаженства и освобождения.
Иога предлагает метод освобождения от иллюзии пракрити, как бы в конкретных действиях реализуя практические следствия из философии санкхья. Иога предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. В философском отношении отличие иоги от школы санкхья выражается, в том, что в иоге утверждается существование высшего божества – Ишвары. Возможны разные виды иоги, подходящие разным людям. Джняна-иога – иога знания. Она больше подходит тем людям, для которых на первом месте стоит познание и размышление. Бхакти-иога – иога совершенствования через чувства человека. Карма-иога – иога действия, предполагающая совершенствование людей практического склада, которые хотят в первую очередь действовать, а потом уже чувствовать и размышлять. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение, аскеза). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи-пракрити. Популярная на Западе хатха-иога – иога телесных упражнений в форме различных асан – представляет собою лишь внешнюю физическую технику глубокой философской системы этой школы. Школы миманса и веданта Миманса в большей степени связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну. Правда, и сон есть до некоторой степени реальность. Так и множественность конечного бытия также обладает некоторой мерой реальности, но реальности условной и относительной. В силу явного утверждения только высшего единства как подлинного бытия, это философское направление получило также название «адвайта веданты», «недвойной», т.е. единый, недвойственный. Высшая реальность объединяет в себе три основных принципа: 1) Сат – высшее бытие, 2) Чит – чистое абсолютное сознание, 3) Ананда – чистое блаженство. Такова природа Брахмана, не искаженная иллюзией майи. Главный путь освобождения от иллюзий мира – аскеза и чтение вед.
Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее философски насыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему. Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Абсолютная Реальность, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот - “невыразимое, высшее блаженство”. Этот источник - вне качеств и атрибутов, он един и неделим. духовное “Я” каждого индивида, его Атман, тождественно ему. В то же время это духовное “Я” в веданте не противостоит телу, ибо в отличие от санкхьи веданта отрицает дуальность мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все - Брахман. Тело же и даже мысль, как и весь феноменальный материальный мир, мнимы, иллюзорны. Итак, Брахман - единственная реальность. Материальная реальность мнима, она является результатом действия майи, эманации Брахмана. Для реализации конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно и материально очищаться, отказываться от желаний и страстей и быть готовым отринуть все во имя великой цели. Познав свой Атман, человек достигал покоя; его внутреннее “Я” отождествлялось с Брахманом.
Философия буддизма Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), индийский царевич, который по легенде с детства был окружен удовольствиями и роскошью, пока однажды, очутившись за пределами дворца, не увидел три события, которые потрясли его душу и заставили покинуть дворец и стать отшельником. Эти события - старик (старость), больной (болезнь) и мертвец (смерть). можно говорить о двух образах буддизма – более экзотерическом (популярном) и более эзотерическом (тайном).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|