Экзотерическая версия буддизма.
Здесь отрицается существование Бога и высшего Я. Утверждается, что есть только поток возникающих и исчезающих элементов бытия – дхарм. В отличие от атомов, дхармы – это элементы как физического, так и психического бытия. Они все зависят друг от друга, выражая тем самым идею всеобщей обусловленности и взаимосвязи. Человеческое тело и сознание – все это некоторые временно живущие «узоры» дхарм, которые рано или поздно распадаются. Правда, есть и более долговременные комплексы элементов, образующие основу перевоплощающейся души человека. Именно на уровне этих более долгоживущих образований проявляет себя закон кармы. Буддизм принимает теорию перевоплощения, уверждая, что душа проходит многие цепи жизней, вращаясь в колесе сансары. Обычный человек не может испытать подлинного счастья и радости, которые были бы защищены от своей противоположности – несчастий и страданий. Такое счастье – это лишь недолгоживущий комплекс дхарм, который рано или поздно исчезнет и сменится другим комплексом дхарм. Нужно вырваться из этой космической пляски дхарм, перестать отождествлять себя с ними и обрести подлинную реальность.
Свою программу освобождения буддизм формулирует в четырех благородных истинах: 1. Жизнь есть страдание. 2. Причина страдания – привязанность к жизни в силу неведенья. 3. Избавление от страдания – преодоление привязанностей. 4. Путь к преодолению привязанностей – так называемый благородный восьмеричный путь, включающий в себя - правильное понимание, намерение, речь, правильные дела, жизнь, усилие, правильные мысли, созерцание Во всех формах жизни человек должен избегать крайностей, пытаясь достичь высшего состояния сознания – нирваны.
Подобно тому как у католиков есть высший первосвященник – римский папа, существует глава всех буддистов – Далай Лама Философия индийской медицины С индийской медициной обычно связывается учение о чакрах («чакра» на санкскрите означает «колесо»). Чакрами называются энергетические центры в человеческом теле, которые не видны обычным глазом, но играют очень важную роль в жизни человека. Выделяют семь главных чакр: 1. Муладхара – находится в основании позвоночника. 2. Свадистан – в крестцовой области. 3. Манипура – в области солнечного сплетения. 4. Анахата – в сердечной области. 5. Вишудха – в области щитовидной железы. 6. Аджна – в точке между бровями. 7. Сахасрара – на темени. Каждая чакра – это центр тонкой энергии, которая поступает из определенного уровня бытия. Следовательно по числу чакр таких уровней также должно быть семь. У обычного человека активированы в основном три первые чакры, находящиеся под диафрагмой. Чем более духовно развит человек, тем более высокие чакры активируются в его теле. Космическая энергия поступает в человеческое тело и оживляет его, наполняет степенью и качеством здоровья. Болезни человека происходят от блокировки или неправильной работы энергетических центров, что нарушает правильную циркуляцию жизненной энергии в человеческом теле. Кроме физического, у человека существует множество тонких тел, которые также связаны с чакрами. Причины большинства заболеваний зарождаются в тонких телах человека, лишь на поздних стадиях своего развития проявляясь в физической форме. Лечение больной энергетики человеческого тела подвластно только просветленному человеку, который способен видеть духовным зрением чакры и циркулирующую через них энергию, диагносцировать существующие отклонения и лечить их, привлекая через свою волю космическую энергию.
Древний Китай Важнейший текст, оказавший большое влияние на китайскую философию и культуру – так называемая «Книга перемен» (И-цзин). В ней представлено учение о высшем начале, называемом «Великий предел» (Тайцзы), который образуется единством двух противоположных элементов Инь и Ян. ЯН – это начало активности и избытка, начало положительное (как «плюс» в электричестве) и беспокойное. ИНЬ – это, наоборот, начало пассивности и недостатка, начало отрицательное (как «минус» в электричестве) и покоящееся. Эти начала могут проявлять себя в самых различных качествах, процессах и состояниях Три основные школы: Конфуцианство – Кун Фу-цзы – основатель. Центр учений – нравственный ценности и искусство управления государством. Высшая моральная заповедь – «не делай другим то, чего не желаешь себе». Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины» - чтобы жить в согласии с другими людьми, надо найти прежде всего согласие с собой. Даосизм - Лао Цзы – основатель (5 в. до н.э.) Онтологические проблемы – первое место. В основе мировоззрения лежит Дао, являющееся первоосновой и субстанцией всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Цель поведения – уподобиться Дао, которое умеет побеждать без борьбы. Идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, отсутствие внешних контактов, мир с соседями. Моизм - третье течение в Китае (Основатель Мо Цзи (Мо ди) (479-381)) Трактат «Люцзин». Суть: темная связь с религией Учение о небе - руководящая сила. Критика существующих порядков, Войны не допустимы. Нужно любить ближнего =>люди равны => их ценить по личным заслугам. Все должны физически трудится. Принцип равенства. Роскошь не допустима. Истина - это то, что полезно. Есть чуть-чуть логики но не формализованной, философии - мало. Больше этики. Нет проблемы познания.
В рассмотрении китайской философии остановимся кратко на двух школах – конфуцианстве и даосизме. 1. Конфуцианство. Основатель этой философии – древний китайский мудрец Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его мудрые мысли и афоризмы собраны в сборнике «Лунь Юй». Конфуций проповедовал следование нравственным нормам и законам. Государство он рассматривал как большую семью, правитель которой – отец, все подданные – дети. Идеал человека Конфуций представляет в образе «благородного человека», который должен быть образован, неприхотлив в еде и одежде, избегать крайностей. Для улучшения общества имеют значение не столько законы, сколько хороший правитель, воспитывающий народ своим примером. Высшая и всеобщая форма общественного порядка – путь (дао).
Дао - вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в движении, оно праотец всего сущего. “Все сущее в мире рождается из бытия, а бытие рождается из небытия”. Философы древности не просто констатировали существование первоначала, но и пытались отыскать ему аргументированное доказательство, выявив его субстрат и даже структуру Конфуцианство, заложившее с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве краеугольного камня социальной организации - ли, что означало норму, правило, церемониал. Ли предполагало поддержание навечно рангово-иерархических различий. Конфуций говорил, что без ли не может быть порядка, а, следовательно, и процветания в государстве Конфуцианство проповедует веру в судьбоносное Небо и дух предков. Небо – олицетворение совершенного бытия, живущего в согласии с Дао. Со 2-го века до н.э. конфуцианство становится официальной религией Китая. Идеал благородного человека превращается в идеал образцового чиновника. В центре философии К. - проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо - верховное божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи.
Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей “небесную волю”.
Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века.
2. Даосизм. учение Лао-цзы о дао - пути вещей. Основная идея - жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни. По легенде, даосизм был основан китайскими мудрецами Лао-цзы и Чжуан-цзы, которые жили в 4-м веке до н.э. Основное произведение даосизма – «Дао дэ цзин». Даосизм учит о великом законе-пути Дао, который должен ощутить и выразить своей жизнью человек. Для этого лучше уйти из шумного бестолкового мира и сделаться отшельником, вернуться к природе и вести жизнь простую и чистую. Слияние с Дао приводит к недеянию (у-вэй). Это не значит, что человек ничего не делает. Это лишь означает, что человек все делает в согласии с Дао. И тогда ему не приходится прикладывать собственных усилий при совершении действия, он сливается с ритмом Дао и движется его силой. Дао легче выразить в жизни отдельного человека, чем общества, поэтому человек для даосов выше общества и государства. Человек, сливший свою жизнь с Дао, становится сверхчеловеком, он действует как сила природы, стоящая вне условных человеческих ценностей. Даосская концепция человека – основа традиционной китайской медицины. Даосы искали средства продления человеческой жизни и обретения бессмертия. Даосское лечение основано на принципе стимуляции внутренних сил организма и приведении их в гармонию. Лечить необходимо не столько больной орган, сколько весь организм в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|