Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвёртая добродетель – справедливость.




Совершенный человек – это человек, обладающий совершенным телом и душой. Данной формулой можно описать также структуру общества (по Платону).

 

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Аристотель выдвигает понятие «сущего» как некоторого признака индивидуальной вещи, принципа её самости, который сначала есть, а затем уже проявляет себя в разного рода материальных и качественных определениях. Сущие – это в некотором роде смысле тоже идеи, но идеи особого рода (например, «этовость» и «чтойность»). «Этовостей» бесконечно много в мире – столько же, сколько индивидуальных вещей. По мнению Аристотеля, есть только сущие, проявляющие себя в разных признаках и облекающиеся в материю.

Онтология (Бытие) Аристотеля.

Вместо двух миров Платона, Аристотель утверждает только один мир – мир сущих. Сущее – это материя + форма. Материя – это как бы субстрат, «философская глина», из которой «лепится» форма (например, в глиняном горшке материя – это глина, а геометрическая форма горшка – одно из проявлений его формы, облечённое в глину). Форма больше относится к целому и общему, в то время как материя – это в большей мере характеристика частей и частного. Так возникает иерархия форм и «иерархия материй». Наверху иерархии форм – материй находится высшая Форма – форма всех форм. В самом низе иерархии материй – форм находится чистая материя, которая не нуждается в форме (это 0 бытия, который может быть привлечён для оформления, но способен был бы обходиться и без этого. Сущие проявляют себя в разного рода активностях. У каждой активности есть 4 основания (причины) этой активности.

Иерархия сущих.

1.Материальная причина – тот субстрат, на котором организована активность.

2.Формальная причина – выражает план, организацию процесса.

3.Действующая причина – своего рода двигатель активности, её «мотор».

4.Целевая причина – цель, к которой стремится активность.

Например, 1. Материал, из которого будут строить дом.

2.Это план дома.

3.Строитель.

4.Укрытие от непогоды и пространство своего мира для жителей дома.

Гносеология Истина) Аристотеля.

Истина для Аристотеля состоит в знании сущих. С одной стороны, это знание формальных определений сущих, но, с другой, в каждом сущем есть как материальное проявление, так и до конца непостижимое начало индивидуальности («этовости»). Аристотель очень ценит наряду с общим знанием знание индивидуального и материального. Поэтому он в гораздо большей мере, чем Платон, признаёт данные внешних органов чувств, хотя и не отвергает роль разума. У Аристотеля разум более светский, трезвый и прагматичный, исходящий из интуиции единичного.

Аксиология (Ценности) Аристоетля.

Аристотель во многом склонен выводить высшие этические определения из природы разума, которые делятся на 2 группы: 1. Этические (низшие) добродетели: щедрость (добродетель растительной души), храбрость (добродетель животной души) и самоуважение (добродетель разумной души); 2. Дианоэтические (высшие) добродетели: мудрость, рассудительность и здравый смысл.Справедливость, по Аристотелю, середина между причинением обид другим и терпением обид от других.

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СВОЕОБРАЗИЕ (ЭПИКУРЕИЗМ, СТОИЦИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ).

Стоики и эпикурейцы

Основатель Зенон. (4-3 в до н.э.) представители Сенека, Цицерон, Марк Аврелий, Диоген.

Фил-я стоиков подразделяется на три части: физика (природа), логика, этика (дух)

В телесном мире выделяли деятельный разум (логос, бог) и разум пассивный (бесконечная субстанция, материя)

В центре этики понятие о добродетели. Чел жизнь- часть природы осн назначение чел- жить в гармонии с прир.

Добродетель это воля.

1) Онтология стоиков.

. Есть материальный мир, сущие которого представляют из себя единство материи и формы. Формы суть одновременно логосы сущих, несущие в себе закон роста-развития сущего. Стоики называют такие логосы «сперматическими» – разумными семенами вещей. Одновременно каждый логос есть огонь - начало активности вещи. Все логосы образуют иерархию, на вершине которой находится высший мировой закон-рок, правящий миром. Ничто не может выйти из-под его власти. В личностях стоических мудрецов воплощают себя логосы-разумы, бессмертные по своей природе. В целом, мир стоиков «телесен» - все вещи представляют из себя живые растущие тела, в которых неразделимо слиты в живую плоть материальное и идеальное начало. Это некоторая «космическая биомасса» - живая, теплая и полная семян-логосов, которые местами спят в ней, местами активно прорастают вещами, гармонией, личностями и разумом.

2) Гносеология стоиков. В теории познания стоики являются приверженцами эмпиризма. Человек рождается с чистым сознанием, в котором нет какого-либо пред-данного знания. Познание вполне определяется чувственными впечатлениями. В то же время стоики не отвергают и значение рационального познания, лишь сводя его к роли промежуточного средства соединения разнородного содержания чувственного опыта. Но и этого оказалось достаточно для развития глубокого интереса стоиков к проблемам логики.

3) Аксиология стоиков. Стоики открывают в человеке некое наднациональное и универсальное начало, стоящее выше всех страстей и волнений мира. Через развитие такого центра неизменности и беспристрастности человек достигает угашения животной души, апатии. Одним из проявлений беспокойства животной души является «трение» об обстоятельства жизни, желание поменять естественный ход вещей. Когда в человеке угасают страсти, то судьба свободно протекает сквозь просветленную душу, не меняя ее глубинного состояния. Найти в себе единственную «неподвижную точку», остающуюся в покое при всеобщем внешнем биении, - вот задача стоического мудреца. Только такой внутренний центр представляет из себя подлинную опору в бытии. Все прочее – иллюзия и обман.

Стоический центр в большей мере достигается через аскезу, серьезную сосредоточенность духа и угашение воли. Он более суров и фаталистичен, пренебрегая ее вычурной плотью. Простота, естественность, образцы которой мы повсеместно находим в природе, - вот пример для стоического подражания. Обретая в себе этот центр, личность начинает владеть миром, но не мир – личностью.

Философия эпикурейцев

достаточна близка стоикам. В онтологии Эпикур сближает позиции атомизма Демокрита и аристотелевское понятие случая, утверждая возможность случайного движения атомов. Гносеология эпикурейцев также строится на принципах эмпиризма. Наконец, в аксиологии эпикуреизма мы находим ту же идею внутриличностного центра бытия как единственной жизненной опоры. И лишь тона этого принципа окрашены в более светлой, умеренно-гедонистической, эстетической и просветительской манере, сравнительно со стоиками. Эпикурейцы более терпимо относятся к обществу и государству, допускают духовные утонченные удовольствия и в большей мере связывают образ преображенной личности со свободой и творчеством.

Неоплатонизм

Учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего.

Приняли представления о сотворении мира

Главное это эйдосы (представления нашего сознания) как представляем, так и делаем.

Гл. предмет изучения не этика, а метафизика *(как устроен мир и как поддерживается.)

Гл. категория- Единое все, ч происх во вселенной возникает из этого единого

Нус- мировая целесообразность мирового порядка. Из нуса порождается мировой Дух-законы природы, он производит тела. Наше сознание- частицы мирового разума, отпавшие от него за грхи

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...