Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Софисты (протагор, горгий и продик) и Сократ




К 5 – 4 векам до нашей эры Заслуга софистов состоит в том, что она впервые в истории античности философии вводят человека, начинают развивать более гуманитарные разделы философии – гносеологию, аксиологию, логику и т.д.

Софисты утверждали, что многообразие философских систем проистекает из природы человеческого познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективная часть – это та, которая выражает природу реальности в человеческом сознании (то есть то, что правдиво, истинно).

Субъективная часть природу самого человека – познающего субъекта (то есть его взгляды, различные точки зрения, то, что не совсем правдиво, то, что не может считать 100% истиной). Поэтому задачей познания является отделить от объективного субъективное. Так софисты переносят центр философии из онтологии (учение о бытии) в гносеологию (учение об истине). Но у софистов не получается отделить субъективное от объективного. Софисты начинают отрицать даже истину. А если нет истины, то нет и лжи. Следовательно, можно говорить всё, что угодно, лишь бы это было выгодно говорящему.. Философия превращается в словесную игру, пустую в своей основе.

Протагор - говорил об относительности всякого знания «человек есть мера всех вещей существующих- что они существуют и несущ-х- что они не сущ-ют» написал законы определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

Горгий - выводил из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений приходил к доказательству несостоятельности самого общего понятия. Выдвинул три положения:

ничего не существует, если существует, то непознаваемо, если познаваемо, то невыразимо.

Ни о чем нельзя сказать достоврно.

Продик - составил этимологические гроздья родственных по значению слов. Уделял внимание правилам спора

Возникновение идеи отношения человека и мира в софистике как нового центра философствования впервые позволило на каждую до – софистическую философию посмотреть как на один из равноправных образов мира.

Именно Сократ выводит античную философию из кризиса софистики и открывает новое измерение её развития. Главная идея Сократа заключается в том, что надо не выбирать из многообразия философских концепций и точек зрения какую-то одну, а собрать все эти точки зрения в некоторое более целостное учение, синтезировать их и «выжать» из них самую важную и необходимую информацию. Отделить объективное от субъективного означает здесь преодолеть анализ синтезом, синтезировать разорванное слабым человеческим сознанием многообразие бытия. Двигался от событий к их смыслу. Разум способен дать знание. Считал, что нравственное зло идёт от незнания, и если чел знает что такое зло он не поступит плохо. Знание это источник нравственного совершенствования.

Выделил три осн-х чел-х добродетели:

1.умеренность (обуздание страсти)

2.храбрость (знание, как преодолевать опасности)

3.справедливость (знание, как соблюдать законы бога и человека)

Считал, что научиться добродетели нельзя. Чтобы обрести знание надо затратить усилия. Отсюда метод сократа: майевтика (исходное начало это ирония, пробуждение сомнения в общепризнанных истинах) «я знаю, что я ничего не знаю» доходил до истины путем логических аргументаций.

Сократ автор дедукции и индукции. Считал, что все знания уже имеются у человека дал установку на самопознание. В центре- человек и его место в мире.

бытие состоит из 2 уровней. Первый уровень – аналитический (мир чувственных вещей). Второй уровень – умопостигаемых сущностей. Первый уровень мы постигаем при помощи физических органов чувств и смертным физическим телом. Второй уровень познаётся бессмертной человеческой душой и разумом.

 

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.

Платон глубоко и систематично развивает идеи о двух реальностях, высказанные Сократом. Здесь уже есть последовательно представленные разделы онтологии, гносеологии и аксиологии.

Онтология (Бытие) Платона.

Согласно Платону, есть два мира – мир чувственных вещей и мир сверхчувственных идей (эйдосов). Основой первого мира является материя – начало хаоса и небытия. Подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Каждая материальная вещь обладает своей идеей (например, для всех стульев есть идея Стула, для всех людей есть идея Человека, для всех круглых предметов есть идея Круглости. В идее вещи воплощены только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь (например, принадлежность, окраска, материал какого-либо предмета и т. д.). Каждая идея порождает похожую идею. Каждая идея – это единое, синтез, для множества материальных вещей. Вся система идей обнаруживает сложную иерархическую организацию, на вершине которой находится высшая идея – идея Блага. Платоновское Благо представляет из себя Всё – единое, которое вбирает в себя как многообразие идей, так и многообразие материального мира. Между материальным миром и миром идей существует третье начало – начало души, соединяющее два мира. Душа – это принцип воплощения идеи в материю и самостоятельное начало. Душа похожа на идеи своей бессмертностью, она не имеет конца существования во времени, он она имеет начало во времени, она когда-то была создана. Существует множество душ, и все они являются частями Высшей Души – Души мира (Космоса). Космос в целом представляет из себя живой организм со своей собственной душой. Материальный мир был сотворён Демиургом. Вначале были сотворены элементы огня, воздуха, воды и земли, а затем на основе этих элементов – все материальные вещи.

Гносеология (Истина) Платона.

Истина – это мир идей. Идеи отражаются в человеческой душе в виде понятий. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность перевоплощений в разных физических телах в разных жизнях. Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину. В момент рождения в физический мир душа забывает это знание. Но знание об истине не исчезает, и человек может его вспомнить. Процесс познания – это и есть на самом деле процесс вспоминания той истины, которой душа изначально обладает. Существует множество средств, которые помогают человеку облегчить познание – воспоминание (это, например, занятие возвышенным, творческими видами деятельности, нравственный образ жизни, развитие мышления, ЗАНЯТИЕ ФИЛОСОФИЕЙ (ребят, оказывается не зря мы её учимJ) и т.д.

Аксиология (Ценности) Платона.

Высшими ценностями для Платона являются идеи и совершенный внутренний мир человека. Материя стремится достичь своего усовершенствования в максимальном приобщении к миру идей. Сила такого рода устремления – эрос, сила любви. Когда материи удаётся выразить природу идей, то материя предстаёт не только как истинная, но и как красивая и добрая. Низший вид красоты – красота материальной вещи, например, совершенного человеческого тела, потому что истинная красота скрыта внутри. И данный вид красоты, который является высшей ступенью, называется красота души. Наконец, высшая степень красоты – красота чистых идей.

По Платону человеческая душа состоит из 3 более частных видов души: 1. растительная душа (присуща всему живому. Она проявляет себя в функциях питания, роста и размножения); 2.животная душа (есть только у животных и человека. Её проявления – способность обладания представлениями, эмоциями и волевыми побуждениями); 3. Разумная душа (её обладает ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, благодаря чему он способен мыслить, владеть речью, переживать высшую чувственность и совершать далеко планируемую деятельность).

У каждой души также есть своя добродетель (идеал). Добродетель растительной души – умеренность (в меру есть, расти и размножаться). Добродетель животной души – мужество (способность самообладания перед лицом сильных страстей). Добродетель разумной души – мудрость. И каждая из этих добродетелей подчиняется друг другу (от самой низшей до самой высшей), то есть умеренность -> мужеству -> мудрости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...