АНАКСИМЕН «Первооснова всех вещей реально существует, им является воздух»
Критиком Анаксимандра стал его ученик Анаксимен. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первовещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не апейрон, который никто и никогда не видел. Первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух.». На первый план он выдвигал понятия разреженности и плотности первовещества, которым для него был воздух. «Разрежаясь, воздух становится огнём, сгущаясь – ветром, потом облаком, сгустившись ещё больше – водой, потом землёй, потом камнями, а из них – всё остальное». Идея плотности – большая заслуга Анаксимена, Он, в сущности, открыл закон перехода количества в качество. Скопление большого количества частиц у Анаксимена приводит к превращению жидкости в твёрдое тело, а уменьшение их количества – в газ. Анаксимен пересмотрел также взгляды Анаксимандра на место земли во Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Ученик ото всего этого отказался. Земля в мире не одна, есть ещё твёрдые тела (то есть состоящие из земли, по терминологии того времени) помимо неё. Но раз земля не одна, значит, все небесные тела не могут находиться в центре Вселенной и быть равноудалёнными от её концов. Что же их поддерживает, если нет равнодействия сил тяготения? Все небесные тела, по мнению Анаксимена, плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его…, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен»
2. ГЕРАКЛИТ «все движется, и ничто не покоится» Основное положение философии Гераклита Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. “Этот мировой порядок, - говорит Гераклит, - тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение Будучи универсальным, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью По Гераклиту, началом всего сущего является огонь. Этот огонь – не просто пламя, а некий божественный огонь, “огнелогос”. Логос – это объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, которому подчинены все изменения; для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума – как логос. ". Космос возникает из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода - в землю, земля – в огнь, и обратно: “смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а воздуха – огня”. Гераклит также учил о тождестве противоположностей. Согласно его учению, один и тот же предмет в разных отношениях различен и даже противоположен, например, "прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом; мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной". Противоположности переходят друг в друга, наличие одной из них обуславливает бытие другой, одна из них делает ценной другую. Тождество противоположностей означает не их взаимопогашение, а борьбу, которая есть источник развития, изменения По Гераклиту, душа – одна из метаморфоз огня, она есть смесь воды и огня: огонь - благородное начало, вода - низменное.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН). ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА. Элейская философия Основные представители элейской философии – Ксонофан, Парменид, Зенон Элейский. В лице этих философов античность впервые и явно формулирует свою задачу как задачу достижения максимального синтеза на всем многообразии бытия. Элейцы впервые выдвигают идею архэ как некоторого высшего и безусловного единства. Потому и называют они такой образ архэ «единым». В едином нет множественности, нет разнообразия качеств и движения. Оно выше всех этих разделений и дифференциаций. Оно - подлинное единое, подлинное бытие. «Небытия нет, есть только бытие», - учит Парменид. «Следовательно, нет и всего того, где встречается небытие. А небытие встречается в трех основных случаях: 1) в случае множественности, 2) в случае разных качеств и 3) в движении. Следовательно, нет ни множественности, ни качеств, ни движения. Есть только единое». Ксенофан - философ, поэт. Интересовался космологией и теологией. В центре критика представлений общераспространённой религии (приписывание богам внешних форм, психологических характеристик, страстей) считал, сто бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Бог есть космос-единое высшее меж богов и людей. Полагал, что земля появилась из моря (в горах находят раковины, а на камнях отпечатки рыб) Впервые разделил знания на виды: знания по умению и знания по истине. Чувства дают не знание а мнение. Посеял семена скептицизма: ничего нельзя знать достоверно! Парменид - философ, полит деятель. Символ его учения- богиня (символ истины) для изучения Единого есть три пути: 1. путь абсолютной истины 2.путь изменчивых мнений, фальши, ошибок, 3.путь мнений, достойных похвалы. Наиважнейший принцип- истины: бытие есть и не может не быть, бытия нет и не может нигде никак быть. Бытие-чистая позитивность, небытие- чистая негативность. Все о чем говорится и думается- есть. Ничто не мыслимо и невыразимо. Если есть бытие, необходимо, чтобы не было небытия. Бытие не имеет прошлого и будущего, начала и конца. Является законченным и совершенным в форме сферы.
Путь правды- путь разума. Путь ошибок- путь чувств (не доверяйте чувствам, глазам, ушам, языку). Зенон Элейский- полит деятель, ученик Парменида. Сформулировал принцип приведения к абсурду. Использует диалектический метод при аргументации опровержения принципов движения и множественности. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного движения. Против множественности Зенон приводил след аргументы: если все состоит из многого, то кажд из частей одновременно и бесконечно мала и бесконечно велика. Частицы всего не имеют величины и поэтому неделимы то все оказывается равным ничему. Пифагорейцы Пифагорейцы, последователи Пифагора учат, что «миром правят числа», и среди всех чисел особо следует выделить первые 10 чисел. Числа образуют космический порядок. Познать мир, значит, познать числа. В числах есть объяснение мира, природы. Гармония вселенной обусловлена математической пропорциональностью. Обожествляли цифры. Каждое из чисел есть некоторое «малое единое», некоторый первоэлемент мира, складывающийся вместе с другими числами в числовой системе, например, числовые пропорции и отношения. Решение проблемы 2 – синтеза у пифагорейцев – разделить само единое на несколько малых единых и попытаться сложить мир из некоторых комплексов и систем этих малых единиц. В таком решении единое удваивается. С одной стороны, остаётся чистое единое (1 – единое), отделённое от многого. Роль такого чистого единого берёт на себя единица (монада – мать богов есть первоначало, основа всех природных явлений). С другой стороны возникают малые единые – производные от единицы числа, например, 1,2,3,4,…точка, линия, прямая, объём. Они выполняют функцию соединения элейского единого и многого. Сумма чисел- священная декада- основа мира. Все числа дифференцируют собою некое одно начало – единицу, или чистое единое. Каждое число проникает собою во множество чувственных вещей, например, через форму, движение этой вещи, её отношения с другими вещами. Числа сквозят через единое и многое, соединяют их между собой. Наиболее ярко такой сквозящий характер чисел выражается в их самоподобии. Число – везде и нигде. Представление единого как числовой системы можно назвать нумерологическим архэ. Число изначально несёт в себе координацию единого и многого, поэтому синтезировать в пифагореизме два начала А и В означает скоординировать их с единым через числа, открыть числовой код каждой вещи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|