Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Роль философии в формировании ценностно-мировоззренческих ориентаций личности.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Философия (с греч. любовь к мудрости) – наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия. Философия изучает общие закономерности. Объект изучения – все бытие в целом. Предмет – наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окруж. миру и себе. Проблемы философии: 1. что представляет собой мир, в котором мы живем (Конечен мир или бесконечен?) 2. тема человека (Что такое человек и какова его сущность? В чем смысл его жизни?) 3. философия техники (Почему человек – изобретатель? Откуда у него этот дар?) Структура философии: онтология – о бытии мира; гносеология – теория познания (учение о познании человеком бытия и самого себя); теория метода – диалектика; социальная философия и философия истории, философия человека (антропология). Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность: Онтологическая функция - разработка теоретически оправданной картины мира, определение места, которое в нем занимает человек, постижение динамики бытия. Гносеологическая функция призвана раскрыть механизм получения обоснованной и достоверной информации о мире. Методологическая функция - философия формулирует универсальные принципы познания и деятельности, которые конкретизируются применительно к отдельным областям социальной реальности – политики, искусства, науки. Аксиологическая функция связана с исследованием критериев оценки явлений и событий, критическим анализом укорененных в культуре ценностей и созданием новых ценностей. Праксиологическая функция необходима, чтобы обосновать механизм социальных действий в производственной и общественной сферах.
Антропологическая нацелена на развитие личностного начала в человеке через обогащение сознания историческим опытом решения смысложизненных проблем, формированием навыков критического мышления, культивирование творческого и ответственного отношения к действительности. философия стала эффективным средством осознания фундаментальных источников человеческой активности. Мировозренческая – формирование целостной картины мира. 3. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание. На развитие философии оказывает влияние национальная специфика и можно выделить 2 типа философского мышления: Западное и Восточное. Каждый тип философии обладает своими характеристиками и своим стилем мышления. Особенности Запада: Первые цивилизации – Греция и Турция. Запад – уникальный географический регион: хорошие климатические условия, Народы могли кочевать и прокормить себя семьями, отсюда формируется индивидуализм. Запад – это поставщик инновационных технологий, способов изменения реальности, мира. Принцип технологич. отношения к миру сформировался в 15-16вв. Европ. наука возникает как средство изменения мира. Наука отходит от морали (например, вскрытие трупов, проведение опытов). На Западе преобладает правовая культура: этика бизнеса, спорта и т.д., но нет морали. Тип личности –человек активный, энергичный, инициативный; в мире такой человек видит хаос, который надо упорядочить своей железной волей; тип поведения – целерациональный; человек - центр мироздания. Противоречия: экологич. проблемы, угроза самоубийства человечества при использ. средств массового уничтожен., разрушен. биосферы, разрушен. биогенетической основы индивида, манипуляция сознанием людей с помощью электронной техники, изменен. психики чел-ка путем воздейств. на его мозг и др.
Особенности Востока: Цивилизации развивались в руслах рек, а для орошения требовались большие усилия, организованность, отсюда развитие таких черт как общность, коллективизм. Восток– поставщик духовных инициатив. Не случайно все религии возникли именно здесь. Тип личности – человек, ориентированный на сохранение гармонии мира, тип мысли – предметно-образный →ориентация на вечность. Акцент духовного поиска Запада ориентирован в сторону поиска абсолютного добра, а Востока – в сторону поиска абсолютного смысла Вечности, слияния с вечностью. Русский тип имеет особенности и Запада и Востока, с/х производство: чрезмерное напряжение летом и расслабление зимой. Отсюда и взрывчатый характер истории: сначала революция, а затем спокойствие. Высокая ценность аскезы - умение ограничиваться, претерпеть, сэкономить. Т.к. постоянно не хватает общественного продукта из-за возможного неурожая. Преобладает православие. 200 дней в году – это пост. Раньше все его соблюдали, отсюда мало ели и пили. Русская идея – это искание всеобщего спасения (миссионизм), отзывчивости. Культурный плюрализм – уважение к другим народам. Тип личности – иоановский. Четкое разделение добра и зла, справедливости и несправедливости, желание и стремление изменить мир к лучшему, привести его к гармонии; не разобщить, а воссоединить. Фил-ия и нац. самосознание. Нац. самосозн.- совокупн. воззрений народа относит. своего прошлого, способов оформл. в единое целое, путей поддержан. своей целостности, форм взаимоотнош. с др. народами и целей историч. развит. Нац-ые особенности всякой фил-и обнаружива-ся в идеалах совместной жизни людей и принципах освоения чел-ом пространства и времени. Каждая нац. фил-я в концентрированной форме передает дух своего народа, увеличивая разнообразие мировой фил-и и обогащая мировоз-ий потенциал человечества. 4. Метафизика и онтология. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Начало М было положено Аристотелем. Сам термин был введен Андронием Родосским в 1 веке до н.э.
Категория бытия является исходной для систематических философских размышлений, выступает центральной темой философского анализа, начиная с античности и вплоть до сегодняшних дней. Данная категория выражает самую главную характеристику любого предмета, явления, события, способность быть, проявляться. Проблема бытия и небытия рассматривается онтологией - учение о сущем, о предельных, фундаментальных структурах бытия. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики. Метафизика трактовалась изначально как особая наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин часто выступает как синоним термина «философия». Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств (чувственное восприятие человека очень изменчивое, временное - непостоянное; а то, что неизменно - вечно, доступно лишь мышлению). Поскольку бытие – это всеобщее свойство вещей и явлений быть в наличии, но они могут быть не всегда, могут отживать, значит, существует и небытие – было, но исчезло или еще будет. Бытие и небытие переходят друг в друга - смену небытию приходит новое. Формы бытия: 1. Бытие природы. Природа объективна, самостоятельна, универсальна. Делится на органическую (живую) и неорган. (неживую) природу. 2. Бытие общества. Общество – система, которая объединила людей для жизни, создания совместными усилиями чего-то. Имеет определенную организацию – соц. институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных отношений. 3. Бытие человека – это жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого в соотношении с жизнью растений и животных. Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благодаря сознанию человек приобретает экономические, политические, нравственные и др. качества. Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материального и идеального, биологического и социального. Человек способен мыслить. Его поведение носит ярко выраженный социальный характер, но человек не марионетка, сам отбирает что принимать, а что – нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|