Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное сознание и его уровни. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания.




Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. ОС – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровниобыденное - сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах знаний, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания. Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга. Теоре-ое сознание «способно видоизменять, модифицировать, окультуривать обыденное сознание. Но в то же время, как бы ни развивались теоретические знания, наука, в повседневной жизни людей обыденное сознание всегда будет необходимо. Обыденное сознание есть низший по сравнению теоре-им уровень сознания.

Примерно те же основания лежат в основе разграничения идеологии и общественной психологии. Общественная психология так же формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне общественного сознаний доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Она характеризует псих-й облик и выражает интересы различных соц. групп. Именно этим обусловливается то, что общ-ая псих-я включает в себя также эмоциональные отношения личности или соц-ой группы к тем или иным явлениям общ-ой жизни, чувства и настроения людей, соц-х групп, сопровождающие любую общ-ю идею. И деология - относится к высшему уровню ОС, - систематизированное, теоретически обоснованное дух-е выражение коренных интересов различных соц-х групп или общностей. Идеология — сложное духовной образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие or общественной психологии идеология не возникает из повседневной деятельности людей, а создастся идеологами, социальными мыслителями, политиками.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности: Моральное сознание - соблюдаются определенные нормы поведения. В условиях первобытного общества возникают эстетическое и религиозное сознание. При переходе к классовому обществу возникают политическое и правосознание, а позднее, в связи с отделением труда умственного от физического – научное и философское сознание, экологической формы ОС. Духовное освоение всего окружающего мира (искусство, философия, религия).


21. Социальная философия и ее место в системе философского и социальногуманитарного познания…

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Ее предметом является природа общественных процессов в самом широком и глубинном смысле и значении. Социальная философия вырабатывает интегральный взгляд на социальный мир, который оказывается невозможным для иных обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом выступает именно «социальное вообще», социальное как одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем, а также выявление соотношения и связи социального с иными сферами окружающей нас реальности. Объектом же частных социальных наук является не социальная реальность как таковая, но тот или иной фрагмент (аспект) общества более или менее произвольно выбранный. Социальная философия предлагает частным наукам абстракции наивысшего уровня, тем самым являясь общей методологией познания общества по отношению к конкретным областям обществоведения. Задача предлагаемых научных абстракций состоит в том, чтобы упростить реальность и выделить в ней главное для последующего концептуального осмысления, но при этом не исказить сущность этой реальности.

Социальная философия славит перед собой следующие вопросы: какова специфика социального бытия, существуют ли законы общественной.жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами?

Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теориюпостиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма(Хардт и Негри)


22. Общество как развивающаяся система…

Общество представляет собой сложно организованную социальную систему. Система – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях друг с другом и образующих определенное единство. Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалась еще в античности. В 19-20 вв. проблема системности О. стала предметом специального исследования (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В 1960-70гг. идеи об Об. Как едином, целостном организме получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.). С точки зрения наработанных в философии и науке подходов О. хар-ся как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения: Хар-ки: 1) О. есть определенное единство, целостность; 2) наличие составных частей (элементов, компонентов) и связей между ними; 3) развитие, определенная целенаправленность О. как системы.

Термин "социальная динамика" как в нашей, так и в зарубежной литературе интерпретируется неоднозначно. О.Конт, который и ввел этот термин в научный оборот, подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы. П.Сорокина –динамика - концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп". Итак, в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во втором - циклические.

Базовые факторы социальной эволюции. Важнейшим фактором социальной динамики является демографический – количество населения, его плотность, рост и убыль. Фактор конфликта интересов. Социальная дифференциация, возникновение различных групп, слоев, каст, сословий, классов, неизбежно вела к неравномерному удовлетворению потребностей людей - социальной напряженности между различными общественными группами и классами, проявляющейся в конфликтах между богатыми и бедными -это выливалось в всякого рода реформы, революции. Духовные факторы. Духовно-ценностная сфера общества выступают в качестве важнейших детерминант социальной динамики, различных общественных трансформаций и эволюционных сдвигов.

Многофакторная модель общ. развития. Теоретические модели общественного развития:1натуралистическая – требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности:физической, географической, биологической и др.осн. ошибка в принижении человеческ. активности и отрицании человеческ. свободы. 2.идеализм – одухотворяет чересчур человека, отрывает от природы, превращает духовную сферу в самостоят. субстанцию. Отрицательное – погоня за миражом. 3.материалистическая Маркс: чтобы жить надо удовлетворять потребности. Бытие определяет сознание. 4многофакторная все вместе.


23. Специфика социального детерминизма…

Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности. Детерминизмом называют учение о том, что все происходящие в мире события, включая ход чел.жизни, предопределены Богом (теологич.детерминизм, или учение о предопределении), или явлениями природы (космологич. детерминизм), или специально чел.волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места

Принцип детерминизма - все реальные явления, процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются в результате действия опред. причин. Формы детерминизма :- механистический (лапласовский) - причинная связь понимается как однозначная, т.е. опред.сост-е сис-мы определяет последующее состояние сис-мы.В причине заключ-ся ряд возможностей и вариантов развития. Индетерминизм - отрицание закономерностей и причинной обусловл-ти явлений. Объективный – не зависит от воли и сознания людей.

В целом, соц.закономерность склад-ся из труд.дея-ти поколений, беспрерывно сменяющих друг друга: 1.мы не выбираем время своего рождения. Каждое поколение попадает в опред.колею, которая уже заложена.Каждое поколение попадает в определен. ситуацию. 2. нам не нравится эта ситуация, но мы не можем ее изменить.3.люди умны, но они эгоистичные и недальновидные животные. Конечный результат никогда не просчитан. Человек попадает в многомерное социальное поле, созвездие возможностей, но какая возм-ть возмет верх – зависит от чел-а.

Законы общ-ого развития осущ-ся посредством людей. Маркс К., Энгельс Ф.: история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением мат. и дух. благ возрастают и потребности чел-ка. Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе с возникновением общества и потому невечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характ-щие устойчивое в истории (закон взаим-вия экон-ого базиса и надстройки, закон стоимости, закон соответствия производственных отношений производительным силам и др.) и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве (закон прибавочной стоимости)


24. Вариативность общественного развития…

Выделяют два основных способа развития общества ― эволюционный и революционный. Эволюция социальная ― это процесс преобразования общества мирным путём, путём постепенных и глубоких преобразований системы. Революция социальная ― это коренной переворот в социально-экономической структуре общества, нередко сопровождающийся насильственным изменением существующего общественно-пол-го строя.

Современная социальная философия изучает и предлагает пути эволюционных преобразований, позволяющих совершать изменения в обществе без насилия и резких изменений социальных связей. Реформа ― одна из форм социальных и политических перемен, соответствующих эволюционному развитию общества. Для реформы характерна плавность, постепенность социальных изменений. Общественный прогресс ― это восхождение, поступательное развитие человечества. Сама идея прогресса появилась лишь в XVII веке с развитием науки и техники. Развиваясь, она привлекала внимание к различным сторонам общественного бытия. Философы XVIII века, который вошёл в историю как век Просвещения, поверили в неограниченное могущество науки и техники. Сегодня прогресс понимается как развитие всех сторон человеческой жизни. В древнем обществеидея развития понималась как простая последовательность событий или как циклический круговорот повторяемых событий. В средние века в религии появляется иная версия развития, которую упрощённо можно представить так: «От царства земного к царству небесному». В идеологии марксизма, господствовавшей в нашей стране, идея прогресса рассматривалась как рост производительности труда, повышение материального уровня жизни людей, всестороннее развитие чел-ой личности. В конце XX понятие прогресса связано с развитием человека, с созданием достойных условий его жизни.

В современном обществе главным критерием прогресса становится гуманизм. Гуманизм ― (лат. человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление о гуманизме менялось в различные эпохи. Изначально представления о гуманизме выражались в понимании ценности человеческой жизни как таковой, в её историческом смысле.

Субъективный фактор – это сознат-ая, целеуст-ая деят-ть людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изм-ие, развитие и сохранение соц-х условий. Люди как сознательные существа в рамках, сами выбирают линию своего поведения. Это обусловлено тем, что истор-я необход-ть всегда обнаруж-ся в виде различных альтернатив, возможн., из кот. реализ-ся только одна, другие же остаются неосущ-ми.

Социально-гум-ое зна­ния проходит путь от фактов к теор-им обобщениям разного уровня, а от них — к законам и теориям. Устан-ые наукой факты (истор-е события, но и радикальные изм-я) выступают в кач-е универ-го ср-ва соц-го познания. Фактом может быть и повторяемость событий, получ-я статус со­ц-ой закон-ти. Закон-ти СР явл-ся формой концентрации знаний предмета и занимают одно из центральных мест в структуре науки. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в СР.


25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса…

К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода. 1. линейный – заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. 2. Нелинейныйподход вычленяет такие основные стадии истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация, или на охотничье-собирательский (пастушеский), замлевладельческий и торгово-промышленный периоды (Тюрго, Смит, др.). Также выделены пять всемирно-исторических эпох (этапов): древневосточная (4-2 тыс. до н.э.), античная (8 в. До н.э. – 5 в. Н.э.), средневековая (6-15 вв), новая (конец 15в.-до 1917г.), новейшая (1917г. – до наших дней). Более общепринятым стало деление истории на древность, средние века, новое время. Формационный подход дает периодизацию через смену общ.-эк-х формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. ФП характеризует тип общества во взаимодействии базиса и надстройки. Общ-ые отношения в данной концепции делятся на материальные и идеологические. Матер-ми отношениями являются произв-ые отн-ия, возни-ие м/у людьми в процессе произв-а, обмена и распред-я матер-ых благ. Цивилиз-ый подход – история человечества подразделяется на несколько самост-ых образ-ий – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.

Русский философ Данилевский Н.Я. в 1871 году в книге «Россия и Европа» - общая схема развития самобытных цивилизаций Данилевского имеет циклических характер: стадию зарождения (этнографический период), период средней истории (оформляется культурная и политическая независимость), кульминационный период – цивилизационная стадия – расцвет – полное развитие творческого потенциала и реализации идей справедливости, свободы, социального и индивидуального благополучия. Освальд Шпенглер обосновывает теорию о множественности равноправных по уровню достигнутой зрелости культур в книге «Закат Европы». Каждая культура проживает определенный срок, умирая, она перерождается в цивилизацию, в позднюю массовую культуру, где осуществляется переход от творчества к бесплодию, к бездушному интеллекту, к отрицанию самой жизни. Англ. Арнольд Джозеф Тойнби в книге «Исследование истории» отвергает вывод Шпенглера о всеобщей разобщенности и непроницаемости культур друг в друга, признает необх-ть смысла всемирно-ист-го процесса, находя его в религиозном взгляде на мир. Выделил 21 тип локал-х Ц., выявил связи и зависимости Ц-ий друг от друга. Цивил-я Ц – состояние общества, где существует творческое меньшинство (элита): профес-ые солдаты, админ-ры и священники как носители основных ценностей Ц. Называет модели: античную, китайскую, диаспорическую. Русско-амер. философ Питирим Сорокин: цивилизация – тип исторической целостности (системы), имеет единство идей, разграничивается по ценностям (истинам). Волнообразность в общественном развитии. П од циклом понимают не замкнутые круги исторического развития, а эволюционные циклы. Истор-ий цикл - волна изм-ий во времени и пространстве, с множеством переходов и критических точек, альтернатив и вариантов развития, в конце-концов со сменой векторов самого развития.


26. Понятие общественного прогресса…

Важное место в осмыслении человеческой истории занимает проблема направленности совершающихся в обществе изменений, идея прогрессивного развития общества. Понятие «прогресс» (от лат. Движение вперед, успех) характеризует направленность развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В противоположность ему понятие «регресс» обозначает тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации понижение уровня организации, наличие застоя или возврата к изжившим себя формам и структурам. Проблема направленности изменений в обществе зародилась в древности. Для Платона, Аристотеля, Полибия история общества – циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадия. Гесиод, Сенека рассматривали историю как регрессивный процесс, направленный по нисходящей линии. Гегель понимает исторический прогресс как саморазвитие мирового духа и объясняет переход от ступени к ступени общественного развития, прибегая к теодицее, т.е. к идее оправдания Бога, за то, что Он допустил существование зла в истории. Марксистская концепция связывает прогресс с развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений. Под антипрогрессом мы будем понимать такое развитие, в ходе которого возникают принципиально новые формы общественного бытия и сознания, но имеющие явно деструктивный характер, приводящие к разрушению личности и социума. Под регрессом следует понимать попятное движение, возвращение к ранним этапам социальной эволюции, которые вовсе не обязательно были хуже современных. Критерии прогресса - гуманистический критерий - духовное существо получает возможность в полной мере развить свой личностный потенциал, то мы можем утверждать, что общество прогрессирует. Общественного прогресса - степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы; темы роста производства Т и У; степень свободы индивидов; уровень демократизации общественной системы; увеличение человеческого счастья и добра; средняя продолжительность жизни, минимизация детской и материнской смертности; преодоление голода, нищеты и отчаяния во многих регионах мира, возможность полного удовлетворения не только физических, но и духовных потребностей в обретении смысла жизни и деятельности, творчестве, созидании.

Критика религии прогресса. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и животных. Нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?


27. Понятие и типы цивилизаций в истории общества…

Отталкиваясь от понимания цивилизации как устойчивого культурно-исторического сообщества людей, которому присущи общность культурных и духовно-нравственных, в том числе религиозных, ценностей и традиций, специфический образ жизни и тип личности, наличие общих этнических признаков и определённых географических рамок, сходных материальных и социально-политических условий, - на современном этапе можно выделить следующие типы цивилизаций: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская, африканская. Цивилизации включают в себя 2 уровня: региональный и локальный. Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и др локальные цивилизации. Следует отметить, что мировая цивилизация развивается в постоянном противоречивом взаимодействии двух «полумиров» Восток-Запад, представляющих собой различные типы цивилизационного развития. С Востоком связывается развитие традиционных обществ, отсюда название термина «восточная (традиционная) цивилизация», с Западом – развитие техногенной цивилизации.

Восток отличается наличием очень устойчивых консервативных тенденций воспроизводства социальных отношений, здесь очень медленно изменяется структура общин и длительно сохраняются пережитки общинного строя, для него характерна беспрерывность развития. Определяющим моментом жизни в древневосточных обществах явл традиционность.

Тупики и противоречия техногенной Ц. Западная Ц., истоки которой ведут в античную Грецию, бурно развивалась к 15-17 вв. вместе с формированием мировой капит-ой системы. Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная техногенная цивилизация с её устремлённостью ко всему новому, нетрадиционному оказала мощнейшее влияние на все мировые очаги цивилизации. В 60-70 гг 20 в. западная цивилизация в результате структурной перестройки экономики, выдвинувшей на лидирующие позиции новые, гибкие, наукоёмкие отрасли взамен тяжёлой промышленности, переходит в постиндустриальную стадию. Этот период связан с созданием разветвлённой экономики услуг, бурным развитием индустрии знаний, компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Не случайно современное общество называется информационным. Сторонники концепции информационного общества (Белл, Тоффлер) рассматривают в качестве доминирующего четвертичный, информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг, и считают, что информация и знания, а не капитал и труд, являются основой постиндустриального общества.

В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности.

28. Современные локальные цивилизации: путь к синтезу или к новым столкновениям…

Современный мир невозможно представить вне диалога отдельных культур, устойчивого и определяющего взаимодействия и равноправия. Окончательное решение проблемы может дать лишь высшая разновидность взаимодействия разнородных человеческих реалий - культурный синтез. Создание предпосылок разрешения межнациональных конфликтов возможно лишь в случае преодоления этничности и универсализации сознания.

Ф. Фукуяма («Конец истории?»): «Наблюдая, как разворачиваются события в последнее десятилетие или около того, трудно избавиться от ощущения, что во всемирной истории происходит нечто фундаментальное». Но этот век возвращается теперь к неоспоримой победе экономического и политического либерализма. Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. То, чему мы, вероятно, свидетели, – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. В уходящем столетии либерализму были брошены два главных вызова – фашизм и коммунизм, но оба они потерпели крах. Россия и Китай в обозримом будущем вряд ли присоединятся к развитым нациям Запада. Исчезновение марксизма-ленинизма сначала в Китае, а затем в Советском Союзе будет означать крах его как жизнеспособной идеологии, имеющей всемирно-историческое значение. Ее гибель будет одновременно означать расширение "общего рынка" в международных отношениях и снизит вероятность серьезного межгосударственного конфликта. Это ни в коем случае не означает, что международные конфликты вообще исчезнут. Ибо и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории.

Хантингтон С. («Столкновение цивилизаций?») считает, что "... в нарождающемся мире основным источником конфликтов будут уже не идеология и не экономика, а культура ". Причину этого феномена он видит в том, что "культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экон-е и пол-е и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу. В ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоот-я м/у Западом и рядом исламско – конфуц. стран. Х. ищет пути избежания столкновения Ц., исходя из интересов Запада. Х. требует от Запада глубокого понимания фундаментальных религ-х и филос-х основ других Ц., понимания, как люди этих Ц. представляют себе собственные интересы. Каждой цивилизации придется научиться сосуществовать со всеми остальными.


29. Восточнославянские народы между Западом и Востоком… С лавянские народы географически оказались в серединном положении м/у Западом и Востоком. Восточнославянским народам приходилось преодолевать различного рода трудности и риски, связанные не только с неблагоприятной естественной средой, суровыми природно-климатическими условиями своего существования, но и с не менее неблагоприятной внешней социальной средой, обусловленной непрерывным военным давлением со стороны других государств на заселенные ими открытые, практически не имеющие естественных преград географические пространства. В ситуации близкого соседства с более эффективным в экономическом отношении Западом это так или иначе оборачивалось коллизией объективного и субъективного, расколом сознания.

Классификация восточнославянских западников. 1 - лавочниками-полуинтеллигентами - полагают, что коль скоро Запад (особенно США) богаче, эк-ки эфф-ее, то ему и следует подражать, копировать его опыт и у него учиться. 2 - интеллигенты - беспочвенники-э то слой работников умственного труда, которые так или иначе сориентированы европоцентрически, восхищаются западноевропейским образом жизни, культурными достижениями и т.д. 3 - «номенклатурщиков - перерожденцев» - занимают высокие посты во власти, включая эк-ую, и в СМИ, все или почти все они — «родом из КПСС» (торговая мафия, теневики и коррупционеры всех мастей). 4- карьеристов от политики- люди, которые ради пол-ой карьеры легко меняют свои «убеждения», «принципы» и взгляды, даже торгуют и спекулируют ими. 5 - инвалидами информационной войны. - молодежь, попавшую в информационное поле (сети) антирусских СМИ. Восточнославянский менталитет: стремление к личной свободе, независимости; трудолюбие; уважение традиций; аккуратность; коллективизм; толерантность; патриотизм; совестливость и сострадание; обязательность, верность слову; чувство локтя; духовность; законопослушание; предприимчивость, расчетливость; гостеприимство; уважение младшими старших и забота старших о младших; мечтательность.

«Ловушки» вестернизации» Восточнославянские страны нуждаются в модернизации, но не вестернизации. Эта модернизация будет иметь успех только в том случае, если будет осуществляться в нравственном контексте, отвечающем идеалам “русской правды” — равенства и справедливости. В эпоху глобализации свой суверенитет такие страны, как РБ могут сохранить только в союзе с др. странами и народами, прежде всего в союзе с народами близкородственными в культурно-цивилизационном отношении. ЕС однозначно не считает православные восточнославянские народы своими, и похоже, что и в обозримом будущем считать не будет. Для «тигров» Азии (прежде всего юго-восточной Азии) и народов исламского мира мы тоже далеко не свои. В этой ситуации восточнославянским народам остается два пути: или они объединяются и создают свой собственный центр развития и силы, или они превращаются в «этнографический материал», почву для развития других цивилизационных центров. Поэтому, заботясь об исторической судьбе Беларуси, нельзя не думать о перспективах развития восточнославянской цивилизации в целом.


30. Понятие культуры. Традиции и новации в динамике культуры…

Термин «культура» вошёл в сферу европейской мысли лишь во 2 пол 18 в (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению. По сферам выделяют: • материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удов-ие мат-ых потребностей, создание мат-ых ценностей, спецификой кот. явл. их кол-ая конечность и «исчерпаемость» по мере потребления); • духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных.

По культурно-стратификационным подсистемам: • элитарная культура (имеет инновационно-творческий характер); • народная культура (характеризуется традиционностью);

• массовая культура (ориентирована на потребление), • субкультура - локальное целостное образование годсподствующей культуры, отличающееся собственными ценностными ориентациями, языком, обычаями, нравами, • маргинальная культура - «совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые и враждебные», • к онтркультура - наиболее радикальное проявление маргинальной субкультуры, находящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на ее замену в качестве нового культурного канона. Динамика культуры проявляется в способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Преемственность культуры – связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами. Механизмы преемственности опыта поколений, времён и эпох обеспечивают сохранение культурных традиций. Традиция- способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны, выглядит как консервация прошлого, символ отсталости и неизменности, с другой стороны, выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. Культурная инновация – построение оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры. Суть инновации- создание новых культурных форм- универсальных клише, форматирующих человеческий опыт при помощи совокупности актуальных языков культуры. Главная форма диалога культур: международные отношения. Изменяется традиционная система культурной коммуникации, в результате чего начинается разрушение локального характера культуры. Формируется общее коммуникативное пространство, пронизывающее все культуры, имеющее общепринятые правила, нормы и стереотипы. Глобальное коммуникативное пространство само создаёт правила и способы диалога между культурами как необходимые средства и условия межкультурного общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...