Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и духовная жизнь общ-ва. Метаморфозы дух-сти в совр-м мире. Дух-сть и цен-ые формы созн-я: мораль,...




Универсального определения К. нет. Понятие К. - (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению и составляет К. По сферам выделяют: • материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удов-ие мат-ых потребностей, создание мат-ых ценностей, спецификой кот. явл. их кол-ая конечность и «исчерпаемость» по мере потребления); • духовную культуру - есть совокупность кач-ых достижений в области науки, фил-ии, образ-ия, просвещения, морали, лит-ры и искусства, пол-ких и прав-х отношений. Явлениями духовной жизни явл-ся язык, речь, логика, правила поведения, культуры чувств. Функции К .: Познавательная (достижения К. служат в кач-ве новых способов дальнейшего познания окружающего мира), информативная (накопление и трансляция соц-ого опыта, от одного поколения к другому), коммуникативная (позволяющая людям вступать в общение друг с другом), нормативная (регули-ая поведение отдельных народов и социальных групп ), цивилизационная (гуманистическая, главная, системообр-я функция).

Религия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину. Основные элементы, характеризующие развитые формы религии: 1.вероучение,2.религиозная организация (церковь),3.культ (система обрядов и таинств) посредством культа религия обращ-ся не только к умственной, но и к эмоциональной стороне чел-ка. Мора́ль (от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, выполняет в качестве нравственного предписания ценностно-ориентационную и социализирующую функции. Мораль включает в себя нравственные принципы, традиции, нормы, взгляды, смысло-жизненные ориентации и идеалы, оценки, отношения и поступки. Иску́сство (лат. eхperimentum — опыт, проба) образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира вхудожественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному


32. Специфика человеческого познания….

Важнейшим условием ориентации человека в мире является адекватное (правильное) познание действительности. Возможность познания мира в общем оправданно считается мировоззренческой проблемой и является второй стороной основного вопроса философии. Познание вплетено в человеческую деятельность. Познание совершается с помощью других элементов (память, переживания и т.д.). Результатом познания являются знание, которое носит идеальный характер (существует только в сознании человека). Знание может воплощаться в создаваемых вещах (например, в языке).

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение. Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинности знания.

Гносеологический оптимизм. Оптимизм (от лат. optimus - наилучший) – в отличие от пессимизма такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход, веря в непрерывный прогресс.

Феномен скептицизма. Пессимизм (pessimus - наихудший). Гносеологический пессимизм: познавательные возможности человека так или иначе ограничены, есть сферы, недоступные человеческому знанию. Гносеологическому пессимизму относят скептицизм (от греч.skeptikos – рассматривающий, исследующий) – направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания. Еще в Древней Греции Гераклит утверждал, что “глаза и уши – фальшивые свидетельства”, Демокрит также подчеркивал, что “результаты ощущений.

Соотношение познания и веры. Ве́ра — «вера» может быть определено как принятие чего-либо в качестве истинного без достаточных на то оснований. Позна́ние совокупностьпроцессов,процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Знание получает свой статус в результате логического оформления, обоснования, проверки, доказательства достоверности и истинности, и лишь в таком качестве оно получает социальную значимость, начинает функционировать в культуре, включаться в коммуникации и различные формы деятельности. Вера базируется совсем на другом - сначала появляется группа единомышленников, объединенных общей идеей (предметом веры), затем теория укрепляется фактами, ее подтверждающими, верование - сторонниками и «чудесами». Соотношение знания и веры в научном познании можно проанализировать через рассуждение о двух видах опыта, лежащих в их основе - чувственный опыт, который она стремится объяснить естественными законами -являются внешние ощущения, которые связаны с показаниями органов чувств. Другой опыт - внутренний. Это духовный опыт, духовные умения, духовная очевидность.


33. Познавательное и ценностное отношение к миру… Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение. Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинности знания. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенности человеческого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Объект познания рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму и обретают статус знания.

Выделяют следующие формы вненаучного знания: • ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; • донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. (пара- от греч. - около, при) знания о феноменах, объяснение кот. не является убедительным с точки зрения критериев научности; "лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки- "сумасшедшим ", • антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке, • псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Что же касается нау́чного знания, следует отметить, что наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.


34. Единство чувственного и рационального в познании…

Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Можно выделит два вида познания: рациональное и внерациональное.
Рациональное познание - это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания. Знание становится рациональным, если оно соответствует следующим требованиям: 1) обоснованности, 2) определенности, 3) последовательности, 4) системности, 5) объективности. К формам рационального познания (мышления) относятся: рассудок – это обыденное мышление, здравый смысл, мышление по схеме, по шаблону, расчленение и исчисление. Разум – творческое оперирование абстракциями и рефлексия. Понятие – логический образ вещи, выделение всеобщего и существенного в предмете. Суждение – форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. Умозаключение – процесс выведения одних суждений из других, система суждений. Процесс познания включает нерациональные компоненты, кот.не зависят от воли и сознания человека. Нерациональное познание складывается из следующих элементов: Ощущение – субъективный образ объективного мира, на этой ступени регистрируются отдельные свойства предмета. Восприятие – сводятся воедино данные разных органов чувств, действительность отражается в форме чувственного образа предмета. Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный воображением. К внерациональным (иррациональным) формам познания можно отнести: Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным. Интуиция поддается тренировке. «Т ворчество, - подчеркивал Н.А. Бердяев, - есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каждый человек является существом творческим. Психика как деятельность по выработке нового всегда есть творчество. Воображение - это способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо были ему известны ранее, либо являются новыми. Воображение, как правило, всегда содержит элемент новизны. Если этой новизны достаточно много, то говорят о творческом воображении. Фантазия и мечта - это также формы воображения.

Проблема творчества. Есть люди, которые всегда привносят нечто интересное и свежее в повседневность жизни большинства, живущего самого по себе почти исключительно инстинктивно или механически. Им приходит в голову, как подняться в воздух, опуститься в воду и дышать там, как высечь в мягком камне жилище, и даже храм, как изобразить увиденную красоту. Такие создают науки и искусства, которым потом дивятся все прочие. Творчество поэтому ассоциировалось тысячелетия с божественным – ибо это бог творит существующие вещи из несуществующего усилием своей воли или интеллекта. Ангелы, музы и гении, считалось, посещали творцов художников и поэтов, которых потому и называли гениальными.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...