Человек и природа в современной техногенной культуре. Экологические императивы современной цивилизации. Ноосферная цивилизация и ассоциирование человечества: миф или реальность?
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В наст время стало очевидным, что противоречия между нарастающими потребностями челов-ва и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование антропосферы. Поэтому вопросы экол-ки безопасного развития циви-ии вышли на передний план научного поиска и общ-го сознания в целом. События XX века обнажили скрыто присутствовавшие и ранее опасности на пути творческого преобразования мира человеком. Науку обвинили в упущении важнейшего свойства объектов - свойства целостности, в дроблении, расчленении мира на удобные для изучения части, из которых потом невозможно воссоздать живой окружающий мир, первоначально являвшийся объектом познания; в прогрессирующей узкой специализации, мешающей ученым находить общий язык. В результате появились тенденции к преодолению перечисленных недостатков. Возникли новые научные дисциплины. Одной из таких новых научных дисциплин стала экология. Она выступила как наука о сохранении природы, то есть естества (как человека, так и окружающего мира). Нравственные ограничения человеческой деятельности по отношению к природе отражены в экол-ом императиве - законе, который вырабатывается самим человечеством и основан на ограничении потребительского использования человеком природы. Ноосфера - (от греческого “ноос” - разум и “сфера” - шар)- сфера взаимодействия природы и общ-ва в кот человеческая деят-ть становится главным опр-щим фактором развития (Вернадский). В 1957 году П.Дансеро сформулировал три экологических закона: 1. Закон необратимости взаимодействия в системе “человек - биосфера”. Часть возобновимых природных ресурсов (животных, растительных и др.) могут стать невозобновимыми, если деятельность человека сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство. 2. Закон обратимости биосферы Биосфера после прекращения воздействия на ее компоненты антропогенных факторов стремиться восстановить свое состояние. 3. Закон обратной связи взаимодействия в системе “человек-биосфера”. Любое изменение в природной среде, вызванное хозяйственно деятельностью человека, бумерангом возвращается.
Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества. Одним из успехов в совр науке можно считать осознанное стремление решить проблемы рац-ого использования прир-х ресурсов и обеспечение уст-ти среды жизни. Главное разработать такую систему мероприятий, кот обеспечила бы функц-ние биосферы в новых условиях и неограниченно долгое существование человечества на планете. Влиять на общественное сознание можно стимулируя потребности человека. Как известно, существуют две сферы потребления- производственная и личная. В производственной сфере в последнее время наметились определенные сдвиги. Это энергосберегающая политика ряда стран, экологические требования к транспорту и т.д. Сфера личного потребления замыкается потреблением предметов и услуг человеком. На пути к эколого-безопасному обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества. Несомненно ожидается, что и 21 век будет веком стремительного развития техники. Но будет ли он лучше? Но будет ли жизнь людей качественно лучше? Однозначно положительный ответ, исходя из состояния мира конца 20 века мы получить не можем. Действительно, сохраняющиеся в последние десятки лет тенденции в разрушение природы, увеличение объемов отходов и выбросов газов (как следствие - изменяющие даже климат), энергетический кризис, продовольственный, демографический и социальные проблемы в ещё более обостренном виде переходят в 21 век. Прошедшие годы показали, как выявилось на сессии Генеральной Ассамблеи ООН по устойчивому развитию в 1997г., мир двигался не к устойчивому развитию и равным экологическим правам и ответственности, а по пути наращивания неустойчивого потребления, что выгодно менее 1% населения держателей акций ТНК, а в международном плане происходит процесс сближения ООН и правительств с крупным бизнесом (ТНК(транс-нац. корпорации)).
И это неудивительно, ведь до сих пор в мире господствуют либеральные, буржуазные ценности технократической цивилизации -стран Запада. Предполагаемое ими будущее, это господство "золотого миллиарда" - т.е. населения этих стран. Отражение либерально технократических ценностей в экологии является, выдвинутая лидерами международной организации "Зеленый крест" идея "сегрегационной депопуляции" (т.е. выборочного уничтожения), из-за экологических проблем и ограниченности ресурсов на Земле должно остаться "примерно миллиард из числа людей с довольно приличным уровнем жиз- ни". Развал Союза ССР как бы дал дополнительные аргументы Западу. Но взрывы атомных бомб в Индии и Пакистане говорят о том, что Третий мир не намерен терпеть господство "золотого миллиарда" и здесь перспектива всеобщий хаос и война. Но есть альтернатива: переход к духовно экологической цивилизации с сохранением и развитием природного и национального многообразия планеты, подчинения экономики приоритетам развития традиционного общества т.е. духовным, национальным, идеи взаимопомощи. Альтернативный, новоцивилизационный подход вырабатывает и новые требования к технике, выдвигается концепция оберегающего технического прогресса из 3-х принципов: принцип цели развития, принцип не повреди, принцип замкнутости, безотходности. Таким образом неизбежен новый мир - духовно-экологическая цивилизация и будущее за теми технологиями которые смогут ответить на этот вызов. Эпоха глобализации» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственности. Белорусская модель развития общества и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы – императив времени.
Наиболее глубоким и противоречивым феноменом развития человечества в начале XXI в. является стремительный процесс глобализации. Какие черты глобализации особенно опасны для судеб цивилизаций? Во-1, при преобладающей ныне неолиберальной модели Г стандартизируется по западным образцам система ценностей, составляющая суть, наследственный генотип, уникальность каждой цивилизации. Во-2, локальные цивилизации лишаются экон-ой самост-ти. В-3, современная Г ориентирована на однополюсный мир, на диктат единственной сверхдержавы В-4, нынешняя модель Г унифицирует порядок использования природных ресурсов и охраны окружающей среды опять-таки в интересах богатых цивилизаций и ТНК. Человечеству вполне по силам изменить вектор, характер глобализации, придать ей «человеческое лицо», поставить на службу своим интересам, сохранив цивилизационное разнообразие как непременное условие своего выживания и устойчивого развития Концепция устойчивого развития и решения глобальных проблем на основе диалога и партнерства цивилизаций. С. Хантингтон выделяет восемь современных цивилизаций: западную, православную, исламскую, китайскую, индийскую, японскую, латиноамериканскую, африканскую (южнее Сахары). Представляется правомерным говорить о формировании в начале XXI в. 5-го поколения локальных цивилизаций, которые условно можно разбить на три группы: западные, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая. Формирование 5-го поколения локальных цивилизаций обусловлено рядом факторов: в системе международных отношений на первый план выходят проблемы взаимодействия цивилизаций, альтернатива их столкновения либо диалога и партнерства; Экспансия западноевропейской цивилизации распространяется и на составные элементы некогда единой евразийской цивилизации. Это прежде всего коснулось стран Балтии, на очереди Украина, Молдавия, Грузия.
Можно утверждать, что геогр-ое положение государства играет ведущую роль в его политическом и экономическом развитии. Однако «политический потенциал» определяет стратегию внутреннего и внешнего развития государства, его силу и вес на международной арене. Беларусь выработала следующие геополитические и политические принципы: 1. В силу сложившихся исторических традиций и имперских амбиций сегодня Запад объективно представляет угрозу для Востока, в том числе и для Беларуси и делает политическую изоляцию Беларуси вынужденной мерой. 2. Зависимость России от Запада ставит под угрозу отношения м/у 2-мя братскими гос-ми, что оправдывает действия бел руководства по свертыванию процессов интеграции. Смысл и предназначение истории. Пессимистические и оптимистические воззрения на историю. История как высшая форма творческой деятельности людей, как внесение смысла в бытие человека на основе абсолютных ценностей. История чел-ва - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций. Исторический процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта исторического процесса (которым м.б. либо личность либо целая структура); движущие силы определяются либо субъектами либо законами (НТР возникла из потребности общества). Что мы понимаем под всемирно-исторической точкой зрения? Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека. Сложившееся в нашем сознании (картина исторического развития) становится фактором наших стремлений. В зависимости от того, как мы мыслим историю, устанавливаются границы наших возможностей, открывается перед нами содержание вещей или возникает искушение, которое уводит нас от действительности. Можно по-разному относиться к нашему историческому прошлому: в одном случае мы созерцаем в нем близкое нашему сердцу величие. Мы черпаем силы в том, что было, что определило наше становление, что является для нас образцом. Совершенно безразлично, когда жил великий человек. Все располагается как бы на одной, вневременной плоскости значимого. Но можно и сознательно воспринимать величие прошлого исторически, во временной последовательности событий. В значении прошлого были свои вершины и спады.
Поэтому вместе с историей меняется и историческое мышление. В наше время оно определяется осознанием кризиса, которое в течение последних ста лет или более постепенно углублялось и теперь характеризует мышление почти всех людей. Гегель видел закат Европы. Но у него это было сознанием не гибели, а завершения. Воля к самопониманию с универсально-исторических позиций и является выражением подобного непоколебимого стремления к филос-анию, которое в поисках своей основы взирает на будущее, не пророчествуя, но веря, не приводя в уныние, но ободряя. Что составляет в истории лишь физич-ую основу, что возвращается, сохраняя свою идентичность, что есть регулярно повтор-ся каузальность,- это неистор-ое в истории. В историческом сознании присутствует нечто исконно свое, индивидуальное, значение которого не может быть убедительно обосновано какой-либо общей ценностью. Историческое подвержено разрушению, но во времени оно вечно. Почему вообще существует история? Именно потому, что человек конечен, незавершен и не может быть завершен, он должен в своем преобразовании во времени познать вечное, и он может познать его только на этом пути. Незавершенность человека и его историчность - одно и то же.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|