Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации.




Ф-ции:

- транспортная (перемещения тел в пространстве);

- технологическая – изменение предмета труда в ходе человеч-й деятельности: первобытный сверлильный станок, водяная мельница и т.д.;

- энергетическая – (паровой двигатель, водяное колесо);

- контрольно-регулирующая (обеспечения контроля за течением процессов труда: ч-к, машины-автоматы, АСУ – автоматизированные системы управления);

- ф-ция принятия решений (постановка целей и анализ результатов).

Современ. Т. – сложная система, в которой тесно взаимосвязаны такие ее элементы, как: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; военная техника и технологии; техника в системе образования; бытовая; научная; связанная с туризмом и отдыхом. Высокая технология – прикладная наука и техника, включая вычислительную технику и электронику, а в широком смысле – специализированная техническая новинка высокой сложности.

Инструментальное значение Т.: орудия труда явл-ся непосредственным доказательством происхождения ч-ка посредством предметно-практической деятельности (далее разделение труда). Т. применялась в большинстве сфер промышленного произ-ва и надстроечных сферах, связанных с гражданским обществом, политикой, духовностью.

Аристотел ь: техника – задача ремесленников, п.ч. это копирование аналогов из природы. Новое время (Бэкон, Декарт, Гоббс): Т. – мощный фактор общественного развития; Т. явл-ся разновидностью научной практики и должна входить в структуру научного исследования; техногенное развитие должно соотноситься с возможностями существующей природной системы. → как рез-т в Британии началась промышленная революция..

Появились попытки осмыслить ценностный статус Т. в культуре и в цивилизационном процессе (Капп: артефакты – естественные продолжения органов человека→продолжение в развитии информационных систем (искусственный интеллект) и генной инженерии (создание искусственных органов и внедрение их в организм человека). Марксизм: Т. трактуется как элемент производительных сил общества, необходимых для увеличения благосостояния населения. Шпенглер отводит Т. роль завершающей миссии погребения социальной системы, дошедшей в своем развитии до стадии цив-ции. Бердяев пишет, что культура духовна, индивидуальна и специфична, а цив-ция технична, в ней Т. торжествует над духом, над организмом. Формируется бездуховная машинная система, уничтожающая индивидуальность, своеобразие, оригинальность. Вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Ясперс говорит, что Т. ни хороша, ни плоха: все зависит от человека. Хайдеггер подводит итог критическому анализу Т. и технократизма: Т. – это уже не просто орудие или прибор, она явл-ся воплощением бездумности на фоне невероятных достижений.


Становление техносферы и ее основные противоречия. Проблема оценки последствий развития техники.

Человек не только действует, работает, но и живет в техносфере. Замещение естественного окружения рукотворным, искусственно преобразованным создает новые чувственно-предметные реалии бытия. Возникает не только другой квази-природный матер. мир, но и действ-ть сознания, мир ноуменов, культуры, образа жизни - технос.

Все элементы техники соединены связями того или иного происхождения, образование этих связей происходит в ходе смены поколений техники и технологий, на длительном временном протяжении как бы самопроизвольно складывается из действий людей, что и является предметом исследования в истории техники.

В контексте истории техники техносфера есть область существования и функционирования технических систем, производственных процессов, в которых соединяется живой и овеществленный труд. Обезлюдевшая техносфера предстанет в виде некоего остова, в котором процессы постепенно затухнут. Этот остов - бездействующая, неработающая техносфера, явит собой глобальную техноструктуру, застывший след человеческой д-ти.

В динамической сис-ме взаимод-я природы и общ-ва искус-ые сис-мы явл-ся каналами взаимодействия, причем инструментальный, орудийный аспект систем отражает активный, преобраз-ный момент, инфраструктура - средовой, статический момент, а производство - способ поддерживать и развивать то и другое, то есть техносферу в целом.

Второй вид закономерностей характеризует развитие техники со стороны ее искусственного устройства. Здесь различают (Ю.С. Мелещенко, 1972) две подгруппы. Во-первых, закономерности, характеризующие сдвиги в субстанциональной стороне техники. Они касаются изменений в применении материалов и использовании энергетических ресурсов природы. Во-вторых, закономерности, связанные с изменениями элементов, структуры и функций технических объектов. К последним, например, относятся процесс дифференциации и специализации технических объектов и сопряженный с ним процесс усложнения и интеграции технических объектов, превращения их в технические системы, т.е. изменение характера их внутренней организации и элементного состава.

Разложение технологического процесса в мануфактурном производстве на элементарные операции создало предпосылки для внедрения рабочих машин, механизации производства, развития средств труда в систему машин.

В начале ХХ в. происходил процесс индустриализации промышл-го производства. На основе электрификации, вовлечения в практику инженерного дела новых мат-ов и технологич. процессов дальнейшее развитие получили отрасли промышленности, сложившиеся в той или иной степени в ХIХ в.: машиностр, строит-во, металлург, и др. Осваивались новые виды производства - промышленный синтез аммиака, производство синтетического каучука, удобрений, новых строительных материалов, новых видов изделий. Характерно становление соотв-их отраслей машиностр. - химического, энергомашиностроения. В трад-ых отраслях, нач-я с конца ХIХ в. и особенно в нач. ХХ в. происходили революц-ые изменения, связ. с освоением новых мат-ов - железобетона в стр-ве.


Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Предметно-нормативная, когнитивная и ценностно-нормативная ориентации социогуманитарного познания.

К настоящему времени сложился значительный комплекс общественных наук: социология, политология, демография, совокупность экономических дисциплин, социальная психология, теория государства и др. Важнейшая предпосылка всякой социальной науки: существует особый объект – “общество”, – объединение людей в большие совокупности, порождающее особый феномен, подчиняющийся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида.

В социальных науках объективность так же важна, как в естественных, но достичь ее гораздо труднее. Во-первых, поскольку конкретная история индивидуализирована, социальные и культурные процессы и явления нельзя изучать в «чистом виде» или условиях социального экспериментирования. Во-вторых, в структуру и содержание объекта социально-гуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания.

Особое значение в социальных науках приобретает сознательно исповедуемая установка ученого на независимость и самостоятельность суждений.

Для соц-ых наук важно, что определенное общество с учетом специфических особенностей его жизнедеятельности можно условно отчасти уподобить живому организму, в котором отдельные части строго согласуются между собой, образуя живое целое.

В конце 19-го – начале 20-го вв. было обращено внимание на то, что существует целый ряд наук, изучающих общество или отдельные сферы общественной жизни, но не вписывающиеся в стандарты научности социальных наук. Это такие науки, которые нельзя в строгом смысле назвать социальными, их специфика такова, что их принципиально невозможно подогнать под общепринятые стандарты научного знания. Эти науки получили название гуманитарных (литературоведение, искусствознание и др.). Их предметом является конкретная деятельность, духовный и душевный мир

Научно-технические достижения последних десятилетий связаны с существенным пересмотром привычного образа всей науки, самого понятия науки. Этому пересмотру способствовало появление новых научных дисциплин и методов познания, таких как теория систем, кибернетика, теория управления и др. В их составе сложно сочетаются знания, которые имеют социальную и гуманитарную природу.

На смену абстрагирования от особенностей человека как субъекта познания и деятельности приходит понимание важности учета человеческих качеств, поведения не только больших масс людей, но и отдельных индивидов. На место раздельного существования наук социальных и наук гуманитарных приходит единый комплекс соц.-гум. знания, кот. является сложным синтезом соц.о и гум. и предполагает специфическую трактовку предмета соц-гум знания, а также новую совокупность когнитивных практик.

Формирование единого комплекса социально-гуманитарного знания, разумеется, не означает, что разделение наук на социальные и гуманитарные полностью утрачивает свое значение.


Исследовательские программы в обществознании. Натуралистическая, культурно-историческая и социопсихологическая программы исследования. Материалистическое понимание истории. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания.

В XIX–XX вв. в обществознании появились различные научно-исслед-ие программы, т. е. напр-ия, опирающиеся на те или иные фундаментальные идеи и метод принципы.

Натуралистическая программа (натурализм) в обществознании — это воззрения и концепции, предполагающие, что общество является частью природы, что оно подчиняется естественным причинам и закономерностям, а потому его нужно изучать с помощью методов и средств, применяемых в естественных науках. К натуралистическим относятся теории, которые объясняют развитие и структуру общества такими природными факторами, как климатические условия, географическая среда, биологические и расовые особенности людей и т. д.

Культурно-историческая школа — направление в искусствознании, которое основал в середине XIX века Ипполит Тэн (1828–1893), французский философ, историк и социолог искусства. Он использовал гегелевское понятие «дух времени» для объяснения социокультурных явлений. По Тэну, особенности произведений искусства обусловливают три фактора: раса, среда и момент. То есть художественные произведения выражают дух народа: 1) обладающего своеобразным темпераментом, 2) живущего в определенных природных условиях 3) в определенные исторические моменты его существования.

Социопсихологическая программа (психологическое направление в социологии) – множество социологических концепций, опирающихся на данные психологии. Это направление образовалось в конце XIX – начале XX вв. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научных дисциплин (логики, истории, экономики, права.

Социологизм – философско-социологическая концепция, возникшая в конце XIX века, утверждающая приоритет социальной реальности и социологических методов в объяснении существования человека и его среды. Онтологический аспект социологизма состоит в утверждении, что социальная реальность автономна по отношению к другим видам реальности, особенно биологической и психической, а также что общество является вне- и надиндивидуальной реальностью.

Материалистическое понимание истории (истор-ий материализм) – марксистская теория общества и методология его познания. Важнейший принцип этой теории: материальная жизнь общества первична по отношению к общественному сознанию. Способ материального производства рассматривается как основа общественной жизни, определяющая, в конечном счете, характер общества и направление исторического процесса. Общество на определенном этапе его развития – это общественно-экономическая формация, «социальный организм», специфика которого обусловлена, прежде всего, производственными отношениями, составляющими базис формации. Необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяется законом соответствия производственных отношений производительным силам.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...