Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозная философия В. Соловьева и Н. Бердяева.




Соловьёв

Религиозная Философия Владимира Ссоловьёва. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и одновременно замысел Бога о мире. Этот образ встречается в библии, но Соловьёву Он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представления о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия - дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к богу. Эволюция проходит пять этапов или "царств": минеральное растительное животное человеческое и божье.

Теургия - дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия - это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Тоекратия - дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

в 1880-е годы В.Соловьёв написал и опубликовал ряд работ в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством папы Римского, за что подвергся критике славянофилов и западников. Важнейшая его работа - Россия и Вселенская Церковь 1889 года париж.

Бердяев.

Во вермя ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма("Маркса я считал гениальным человеком и считаю чейчас" писал он позднее в "Самопознании") к философии личности и свободы в духе религиозного экстенциализма и персонализма. В своих работах ердяев охватывает и сопоставляет мировые филосовские и религиозные учения и направления: греческую буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм гностицизм мистицизм масонство космизм...

У бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству("Философия свободы" и "Смысл творчества"): единственный механизм творчества - свобода. в дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия царство духа, царство природы, объетивация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия. Но в любом случае внутренний основной бердяевской философии является свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она не от Бога.Существует "первичная" "несотворённая" свобода над которой Бог не властен. Эта же свобода нарушая "божественну иерархию бытия" порождает зло. Тема свободы по Бердяеву, важнейшая в христианстве - "религии свободы". Иррациональная, "тёмная свобода"свобода преображается божественной любовью, жертвой Христа "изнутри " "без насилия над ней" "не отвергая мира свободы". Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с поблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба "свободного человека" во времени и истории трагична.

 

 

Бытие и мышление.

Философия и ее основной вопрос.

Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии.

Таковым является вопрос, имеющей две взаимосвязанные стороны.

1 сторона. Вопрос о первичности (что было в начале, а что потом)

Материя – сознание, бытие – мышление

2 сторона. О познаваемости мира (вопрос о том, возможны ли достоверные знания, адекватное отражение мира в сфере познания).

Существуют два раздела философии.

  • Онтология (греч. учение о бытии).

Рассматривается первая сторона основного вопроса.

  • Гносеология (греч. учение о познании).

Изучается процесс познания, как осуществляется этот процесс, можно ли доверять знаниям.

Идеализм.

Онтология.

Разрабатывая онтологию, философы делятся на 2 враждебных, противоположных лагеря:

  1. Материалисты

Философское учение, согласно которому первична материя и бытие, а сознание и мышление вторичны как продукт материи.

  1. Идеалисты

Противоположное учение

Сознание первично, которое на определённой стадии своего развития порождает материю.

Идеалистическая философия вырастает - из религии, а материалистическая – из науки.

Существует и промежуточная позиция – дуализм (философское учение о том, что мир изначально двойственен. Изначально существовали и материя, и сознание). Дуалисты не могут объяснить, откуда взялась двойственность. Была и всё. А материалисты и идеалисты объясняют. Поэтому рано или поздно дуалисты склоняются в ту или иную сторону. Очень зыбкая позиция.

Бытие

Бытие понятие сугубо филосовское. его определение зависит сугубо от филосовской точки зрения автора. поэтому единой точки зрения не выработано. Авторы часто говорят о бытие мудрёно и порой ошибочно. Бытие пошло от глагола "быть". Это позволяет избежать спорных ситуаций. Бытие - это то что есть(всё сущее). Это не точное определение и к нему легrо придраться. Некоторые филососфы несут ахинею по этому поводу возможно никому не понятную, они почти не стоят внимания.Категория бытия онтологическа или гносеологическая? Оратимся к истории появления термина в античной философии. Речь идёт о ранней античной философии. у филососфов (Милетская школа и Гераклит) это понятие не встречается, они специально им не занимались. Первые филососфы видели задачу философии в создании конкретной картины строения бытия.Само бытияе как такковое их не волновало. Исходили они из первоначала. Поначалу всё шло хорошо, но возник филосовский кризис, ставившый под угрозой всю философию.Филососфы изходя из образа первоначала получали противоположную картину. Первовещество должно быть покоящимся и абсолютно движимым. Это явно противоречиво. Тут появляется Парменид который разработал учение о бытие Разделил бытие на подлинное и мнимое. Мнимое бытие - полная противоположность действительного. Это разнообразный и изменчивый мир. Который предстаёт перед человеком нефилосовствующим.Это попытки вывести филососфию из кризиса. Его учение, в отличие от ранних онтологических вопросов, были уже гносеологическими вопросами, т.е. вопросы познания мира. Подлинное бытие - результат достоверного познания мира, а мнимое - недостоверное. парменид выделил что одинаково важно говорить о мнимом бытие и о подлинном. Он первым почувствовал что мир можно познать разными способами и один ведёт к подлинной картине познания другой к мнимой. Чувственно-образное - к мнимому, абстрактное - к подлинному.Гераклит учил что теорию необходимо оторвать от практики а практику от теории.Теорию он ставил выше практики ибо только она даёт подлинное бытие.

Учение Парменида носило гносеологический характер, а не онтологический. Говоря о бытии надо говорить о мышлении. тот кто говорит о бытии и не говорит о мышлении - шарлотан. Показать связь бытия и мышления сложнее чем мышления и бытия. Из этого вытекает что бытие прородитель мышления. Что бы их связать необходимо привести научные факты. тут есть подводные камни.существует такое филосовское течеие обьективный идеализм. Его приверженцы исходят от идей абсолютного духа или абсолюно мыслящего существа. В наиболее точном виде это представлено у Гегеля.

!!вот дальше хуй поймёшь что у лёхи написано!!! что то: Бытие отождествляется с мышлением, но абстрактным мышление.

как быть с бытием и материей."Пришла в голову мысль" значит она где то существует, в пространстве...т.е. мысль можно рассмотреть как часть бытия. Стоит ли противопоставлять бытие и мышление? С идеалистической точки зрения бытие часть мышления...

Материя и сознание.

Философия и ее основной вопрос.

Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии.

Таковым является вопрос, имеющей две взаимосвязанные стороны.

1 сторона. Вопрос о первичности (что было в начале, а что потом)

Материя – сознание, бытие – мышление

2 сторона. О познаваемости мира (вопрос о том, возможны ли достоверные знания, адекватное отражение мира в сфере познания).

Существуют два раздела философии.

  • Онтология (греч. учение о бытии).

Рассматривается первая сторона основного вопроса.

  • Гносеология (греч. учение о познании).

Изучается процесс познания, как осуществляется этот процесс, можно ли доверять знаниям.

Идеализм.

Онтология.

Разрабатывая онтологию, философы делятся на 2 враждебных, противоположных лагеря:

  1. Материалисты

Философское учение, согласно которому первична материя и бытие, а сознание и мышление вторичны как продукт материи.

  1. Идеалисты

Противоположное учение

Сознание первично, которое на определённой стадии своего развития порождает материю.

Идеалистическая философия вырастает - из религии, а материалистическая – из науки.

Существует и промежуточная позиция – дуализм (философское учение о том, что мир изначально двойственен. Изначально существовали и материя, и сознание). Дуалисты не могут объяснить, откуда взялась двойственность. Была и всё. А материалисты и идеалисты объясняют. Поэтому рано или поздно дуалисты склоняются в ту или иную сторону. Очень зыбкая позиция.

Материя

Материя - это вещественный мир, мир чувственно воспринимаем. Сознание ускользает от теоритического исследования и в этом его особенность. Сознание это нематериальная материя. т.е нематериальный мир человека.сознание пытается заменить собой материю. и выдаёт себя за неё. Материя движется от простого к сложному. Учёные обычно ставят их в один ряд, и материя порождает сознание на одном из этапах своего движения. В полученном упрощённом варианте появления сознания теряется уникальност созанния. т.к. оно появилось при достижении какого-то уровня. т.е. сильно упрощено не может быть. Материя должна была пройти продолжительный путь.

Парменид толком не понимал о чём говоит, лишь интуитивно. Неверные формулировки повели философию в неверном направлении. Он хоть и хочет представить шар вещественно но получается акак то странно. т.к. речь идёт об абсолютнх характеристиках: абсолютная плотность бесконечный диаметр. Нам это ни о чём не говорит. если имеется абсолютное вещество то движение должно отсутствовать, т.к. движение должно быть в разнородных телах. Подлинное бытие является абстракцией и получить его можно только теоритическим путём.

Образ мнимого бытия возникает стихийно. Вообще древние философы не очень разделяли материю и созанние и Парменид не стремился описать именно материю или сознание. Некоторые истолковыввают его слова что мы живём в илюзором мире.

дет-сад – община школа - общество

в современном мире о материи рзадумываются физики. Пытаясь свести всю материю к физической. Всё ли здесь гладко? Разве физика имеет ннеупорядоченный характер. Это гвоорит о низкой культуре теоритического мышления.Физика хотела вытеснить философию. Берутся основы философии и описываются физически.Это является задачей теоретической философии -правильное истолковывание неточных физических понятий касающихся материи.Материя бывает вещественной и поелвая. Это с физическо точки зрения. Есть поле и вещество и всё это материя. Ещё одно... теоритической физики - виртуальная частица. Это такие частицы которые выделить невозмомжно но о наличии которых можно судить с точки зрения мышления. т.е. существует материя которая чувственно не воспринимаемается. Например теория кварков. Одни носят название странные другие чарующие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...