Движение как философская проблема.
Движение как способ существования материи. Движение, способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде Д. — «...это изменение вообще», всякое взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д. возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном Д. и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» Понимание Д. как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само Д. понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Д., были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о Д. как о только механическом перемещении и формулирует общие законы Д. — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Новый и высший этап в понимании Д. в качестве способа бытия материи наступает в связи с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма, дальнейшее развитие это учение о Д. получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектический материализм по-новому обосновал связь материи с Д. и утвердил принцип несотворимости и неразрушимости движущейся материи: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя...» Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих открытий естествознания 19 — 20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи и Д. Он подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» Д., не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий носитель всех состояний Д. и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется». аряду с материальностью, основными характеристиками Д. диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Д. заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, Д. и покоя. В самом деле, понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в определённом состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также определенное состояние, которое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе, Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Классификация основных форм Д. связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер. Д. может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое Д. называется развитием. Д. может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным, Д. происходит в пространстве и времени, которые, как установила теория относительности, суть лишь относительные «стороны» единой формы существования материи — пространства-времени.
Противоречивость движения. В античные времена Зенон Элейский потряс греков своими хитроумными доказательствами невозможности движения. И вот одно из них, известное под названием "Стрела": летящая стрела в каждый момент своего полета занимает какое-то определенное место в пространстве, или, иначе говоря, покоится в этом месте; следовательно, она все время находится в покое, т. е. не движется! Мир находится в постоянном движении. Движение - это способ существования сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, в также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Быть в движении - значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, которые взаимосвязаны в макро- и микромире. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо - оно абсолютно, непреложно и всеобще; поскольку движение проявляется в виде конкретных форм - оно вместе с тем и относительно. Формы и виды движения многообразны, каждой форме движения присущ определенный носитель - субстанция, или материя. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета - другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.
Основные типы материи. Материя. Физическая, живая и социальная материя. Типы материи как уровни её развития. Основные типы материи.
Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя 1) физическая 2) живая материя(биосфера) 3) социальная материя В современной теории господствует социальная материя. Существует тенденция сводить всё движение материи к физическому. Это объясняет то что неохотно воспринимаются названия "живая" и "социальная". Современные теоретики возражают против такого разделения. Подразумевается что на каждом уровне присутствует физическая материя, просто она по разному организована. В первом этапе движение материи качественно различается. А во втором всё сводится к физическому. Широко используется понятие развитие. Говорят каждое движение материи есть развитие. Как понимать развитие. Для этого необходимо обладать языковой культурой, чего нет у учёных и что развито у философов. Как в русском языке принято употреблять слово развитие? Относительно неживой природы не употребляется. А учёные употребляют. В физической материи нет развитие. Движение но не развитие. Развитие - это самодвижение от простого к сложному. Применимо ли такое определение к физ. материи? Обратимся ко второму этапу. Жизнь. Определение жизни дать довольно сложно. Её исследуют с давних времён, но она фундаментальна и исследовать её довольно сложно. Главный недостаток определения жизни - эмпирический описальный поверхностный подход. Все авторы опираются на все факты, пытаются объединить и получается громоздко. Свойства отличия живого от неживого - нестабильность размножение эволюция. Такой же поверхностный подход присутствует и в определении: период от рождения до смерти. Что бы дать определение жизни не нужно брать изолированный организм. В жизни нет изоляции. Жизнь нельзя характеризовать используя этапы, тем более что их больше чем два(рождение смерть). Жизнь раньше этапов. Это одно из фундаментальнейших свойств, из которого вытекают другие менее фундаментальные свойства. это свойство которое превратило физический предвет в живое существо: Так сказал первым Энгельс. Сначало он сказал что жизнь это способ существования белковых тел. Вроде бы определение хорошее,на него ссылаются и в наст. время. Но главное для живых организмов не белки. Современная биология продвинулась вперёд и выяснила что основой является ДНК и РНК которые необходимы для существования живого организма. Это подход биологический эмпирический поверхностный свойственный устным каким-то ответам. Возникают претензии почему именно белковых? Сказано что это форма существования. Что это такое? не указано, а это очень интересно. Наличие белка не показатель. Энгельс хорошо ориентировался и в науке и в философии, пошёл дальше: "В сущности жизнь сводится к постоянному самообновлению тела" Жизнь - это постоянное самообновление обьекта. Хорошее и короткое определение.
Биологи так никогда не скажут. Они чувствуют что этими словами кроется что то ненаучное, философское. И обвиняют философов что они хотят всё запутать. В реальности мы не наблюдали полного абсолютного самообновления, но это определение правильное. Иначе биология так и останется противоречивой наукой. Противоречие заключается в двух взаимоисключающих отношений к жизни: 1) Технический (кибернетический) в соответствии с которым живые организмы предстают перед нами как машины, только без участия человека, не созданы ими, естественные механизмы. В терминологии биологии постоянно используется слово “механизм”. Они говорят и не замечают насколько это странно механизм эволюции. Биологи сводят жив. материи к физическим. 2)Противоположный. Эволюционный. Рассматривает жизни с точки зрения этапов эволюции. Эволюция и подразумевает движение от простого к сложному. В ходе которого живой организм совершенствуется. Микро организмы – мир растений. Макро- мир животных. Когда биология стремится показать эволюц. сторону биосферы, появляется противоречие. Машины не могут эволюционировать. Любая машина орудие человека и она не развивается. Ведь у машины нет внутреннего развития. Биология – крайне противоречива описание. Трудности возникают у последователей обоих подходов, у 1) – кто создал эти машины, а у 2)-! Теория эволюции! Дарвина. В биосфере действует 3 фактора: 1) наследственность 2) изменчивость 3) естественный отбор Всякий живой организм способен! – постулат эволюции. В каждом организме есть способность закреплять изменения и наследовать на уровне генов. Генетика показала как закрепляются изменения. В процессе! происходят изменения: вредные и полезные.! только полезные из-за борьбы за существование, конкуренции. В соответствии с этой теорией Дарвина сущ.! формы – не жизнеспособные, временные формы, переходные формы. Проводится раскопки, обнаруживаются останки и все они жизнеспособные. Нежизнеспособных форм нет.!
Сам механизм видообразования до сих пор не описан. Любят все объяснять мутацией – изменением генотипа из-за сильных воздействий, но при близком рассмотрении это противоречиво и недостаточно. Трудно объяснить направление! эволюции от простого к сложному. Все указывает на то, что биология стала жертвой невнимательности к понятию жизни. Они сразу взялись изучать изменения жизни!,не разобравшись в том, что такое жизнь как таковая. Биологи не любят так определять жизнь, потому что в этом определении скрывается противоречие. Ученые боятся противоречий. Хорошая теория та,где нет противоречий. Взять его за основу означает крах всей теории. На первый взгляд противоречия нет, интуитивно оно кажется верным, но “самообновление” создает противоречие. Нечто само должно обновиться т.е. заменить себя на что-то новое. Но хитрость самообновления состоит в том, что при замене старого на новое он должен остаться. Самообновление подразумевает,если старое исчезло ничего нового не будет,. Возможно ли так изменяться чтобы сохраниться.!!! противоречива.! подметил эту противоречивость и выразил ее. А если биологи бегут от этого определения, они бегут от самой жизни. Вот и появляются чудо-автоматы. Такие фундаментальные вещи как жизнь! их изучать с двойной точкой зрения: научной и философской.! первоначально был биологом. Он довольно убедительно, путем анализа тела! обнаружил противоречивость жизни. Жизнь – выход! за рамки его существования. Другими словами то же, что и Энгельс. Он понял, что невозможно определить жизнь!. В реальности самообновление является тенденцией. Эта! привела к эволюции материи и появление человека. Самообновление стало возможным в рамках соц. материи. Представление самообновления обусловлено связью между живой материей и социальной. Соц. сделала скачок к полному самообновлению. Почему биологи упускают самообновление? Они судят о жизни по жизни отдельно взятого организма, изолированные даже от своего вида. В этих искусственных условиях исследуется его особенности. Здесь самообновление уходило! и судить и говорить о нем было трудно. Нельзя зацикливаться на единственном организме. Необходимо изучать биосферу в движении чтобы что то! увидеть самообновление. Это главное! св-во будет исчезать, если копаться в частностях. Эволюция – полное обновление. После человека закончилось развитие!!. началось другое развитие – социальное. Тут-то и произошло полное самообновление.
Метафизика и диалектика. Диалектика основана на диалектической логике. Диалектическая логика — в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, только с учётом действия законов диалектики.Предмет диалектической логики — мышление. Диалектическая логика имеет своей целью развернуть его научное изображение в тех необходимых его моментах и притом в той последовательности, которые не зависят ни от нашей воли, ни от сознания.Развитие, окружающего нас мира, находит свое отражение в законах диалектической логики, которая достигла наиболее высокого уровня в работе Гегеля Объективная логика. По словам самого К. Маркса Дицген, немецкий философ, был первый, кто перевернул диалектическую логику с головы на ноги и таким образом он показал, что диалектическая логика является отражением не развития духа, как это было у Гегеля, а отражением развития окружающего нас мира. Всякое развитие, в широком смысле этого слова, состоит из рождения явления, его развития, в узком смысле этого слова, и его гибели или смерти. Таким образом рождение явления со временем переходит в свою противоположность, гибель явления. Следовательно, рождение и смерть являются противоположными понятиями и составляют противоречие. Суть диалектической логики как раз и состоит в описании развития этого противоречия, т.е. перехода данного явления в его противоположность.Для этой цели диалектическая логика обладает своей системой категорий, и своими абстрактными законами, при помощи которых она очень подробно схватывает процесс любого развития независимо от его характера, природного или социального. Такими категориями являются следующие понятия: форма и содержание, сущность, количество и качество, мера, отдельное, особенное, всеобщее, противоположности, различие, формальное и реальное противоречие, вещь в себе и вещь для себя и.т.д.. Пример законов диалектики (закон определяется как обьективная необходимость): переход содержания в форму и переход сущности в форму, или что то же самое, переход понятия в свою противоположность, переход количества в качество, закон отрицания отрицания. Метафизика основана на формальной логике. Формальная логика — конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. В истории философии — отдельный раздел или направление логики. Формальная логика формулирует четыре закона построения мыслей: 1. закон тождества 2. закон противоречия 3. закон исключенного третьего 4. закон достаточного основания Закон тождества гласит, что понятия, которыми люди пользуются в общении, должно иметь одно и то же значение независимо от того является ли это понятие частью языка или научной категорией. Этот закон вполне очевиден. Люди, говорящие на одном и том же языке, перестали бы понимать друг друга, если бы этот закон не выполнялся.Этим же правилам подчиняется категориальный язык любой науки. На этом современная трактовка закона тождества и кончается, если не учитывать различное количество приведенных примеров в его обьяснении. Но давайте несколько углубим анализ этого закона. Например, зададимся вопросом: а как этот закон выполняется, если понятие имеет несколько значений? Понятие "Мир" включает в себя мир как покой, мир как вселенная или как земля. В предложении "мы боремся за мир на земле", понятие "мир" означает покой, отсутствие войны. В предложении "ядерная война может уничтожить весь мир". Слово "мир" означает нашу землю. Чем мы руководствуемся когда выбираем то или иное значение данного слова? Очевидно, из контекста, поэтому такие понятия называются смысловыми понятиями. Следовательно, контекст является той основой, которая определяет содержание данного понятия. Если мне возразят, что в русском языке смысловых понятий очень немного и на них нельзя строить обобщенную логику, то я могу заметить, что существует много аналитических языков, где смысловые понятия являются правилом а не исключением: английский, немецкий и т.д.. Наряду со смысловыми понятиями существуют и относительные понятия. Например, про одного и того же человека можно сказать, что он высокого роста а можно сказать, что он низкого роста в зависимости с кем его сравнивать. В этом случае однозначность понятия устанавливается молчаливым предположением, что точкой отсчета для высокого и низкого будет служить средний рост человека высотой, скажем, 170 см. Такая же логика молчаливо предполагается для всех относительных понятий: тяжелый и легкий предмет, молодой и старый человек и т.д.. В науке, которая фиксирует в своих категориях развитие окружающего нас мира, мы на каждом шагу встречаемся с категориями, содержание которых все время меняется. В результате одна и та же категория имеет несколько содержаний и каждое из этих содержаний истинно относительно своего основания. Например в евклидовой геометрии сумма углов треугольника равна 180 градусов, а в неевклидовской геометрии та же сумма углов может быть больше или меньше 180 градусов. Как же в этом случае устанавливается однозначность понятия суммы углов треугольника при таком многообразии его определений? Все это решается на каком основании строится наша логика, т.е. является ли этим основанием геометрия Евклида, Лобачевского или Риммана. Другими словами, однозначность понятий всегда конкретна относительна определенного основания, что и утверждает четвертый закон формальной логики. Итак, недостаток прежних орпеделений закона тождества заключается в том, что они указывали только на необходимость соблюдения этого закона и упускали из виду доказательства его достаточности, что выражается в его связи с законом достаточного обоснования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|