Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формационный и культурно-цивилизационный подходы к истории.




Как современная теория описывает различие общества? До сих пор дискутируется есть ли единая линия развития общества? горлов думает что есть но останавливаться на этом не собирается. Во всех уголках земли во всех общинах сперва шло собирательство, потом промысел потом производство. Есть две точки зрения а следовательно два конкурирующих подхода. 1ый тот которым будем руководствоваться - формационный. Основы разработаны Марксом и Энгельсом. Вся история человечества рассматривается как последовательность сменяющихся формаций т.е. форм ИЗначально Маркс выделял 3 формации: община, общество, коммунистическое общество. Они описывают все движение человечества. третья странная хотя бы по названию. С латинского комунна - община, т.е. общинное общество. Это большие ступени, на третью никто ещё не вышел. Говорили что после капиталистического строя должен быть коммунистический. Детально формационный подход не был разрботан классиками марксизма, а только намётки. Пытались марксисты разработать формационый подход после смерти Макса и Энгельса, но далеко не продвинулись и все осталось почти на том же уровне как и на создании. Произошло неприятное событие. В советское время при сталине была канонизирована пятичленнная схема развития человечества.до сих пор используется в учебниках. Недостатки выявили ещё в советское время, но так как была признана единственно правильной, то сомнению нельзя было подвергать по идеологическим сооббражениям. Недостатки: сюда без всяких изменений вошли из трёхчленной схемы община и капиталистическое общество, а внутри вставлена раббовладельческая феодалистическая и капиталистическая, в одном ряду и крупные и мелкие формации. Три вставленные это уже другой урочень рассмотрения(абстракции разного уровня поставлены в один ряд) это безграмотность. Маркс и Энгельс её не канонизировали, а марксисты уже сделали своё дело. в ходе развития исторической науки выяснилось ещё одно неприятное обстоятельство для формационной теории. Выявили ещё один строй общнства - азиатский способ производства. Что это з ахренб? Это такой тип общественного устройства когда в государственной жизни сохраняются большие пережитки общинной. отношение между царём и подчинёнными носят псевдообщинный характер. Царь как глава патриархальной общины т.е. псевдородственные отношения. В том числе и в производственной деятельности. государства ведут какте-то войны, захватывают рабов, те рабы приобретают права похожие на права членов государства. такое политическое устройство называют деспотическим. Для царя нет првил но должен учитывать настроения народа. Ещё не укладывается деспотическим. Для царя нет праивл, но он должен учитывать настроения народа. ещё не укладывается в 5ти членку так как рабов почти не было. Был царь деспот для которого рабами были подчинённые в той или иной мере, а другой стороны не такие уж и рабы, они умели права и могли свергнуть его, а раб должен быть бесправным. В качестве примеров приводились греческие и римские империи. Римская приводилась уже поздней на грани упадка, так как рабы не обязаны были хорошо работать. Орудия делали грубее чтобы их было сложно сломать. Надевались ярмо и кандалы. Как можно рассматривать рабовладение как эффективную ступень. Ступень выглядит крайне сомнительно т.к. основная движущая сила - люди которые не хотят нормально работать - из-под палки, т.е. поздняя римская империя плохой пример, а его приводили.

Горлов думает что общество нужно делить не на три формации а по другому. В качестве рабовладельческого надо рассматривать когда рабы не возражали быть рабами - в период расцвета этого строя - в период патриархального рабства. Это то что появилось в результате разложения общины т.е. семейное рабство. Рабовладелец выступает к рабу как родственник-благодетель. В русском языке раб означает сирота и они были вынуждены просить помощи у более состоятельных родственников и все были довольны. Это с точки зрения Горлова и был первый общественный строй, то что пришло на смену общине. Тут же есть разделение труда и рабский труд основная рабочая сила и рабы довольны своим положением.

Ещё горлов считает что нужно выделить другие две стадии в рамках общества. По прикидкам вместо тех 3х в пятичленке нужно ввести феодальный капиталистический и социалистический, но это он ещё не прорабатывал, просто основываясь на фактах.На слабых местах спекулируют многие и все они собрались под крылом культурологии. Культурология явно создавалась в противовес марксисткой теории формации. Основу культурологической теории заложили Данилевский и Шпенглер. они создали культурно-цивилизационный подход. Особенности. В рамках него принципиально отрицается общее развитие человечества и говорится что развитие идёт в рамках автономных цивилизаций(культур) т.е. общего развития нет. Это явно противоречит марксисткой теории. Данилевский это создавал как раз во врмя распространения марсксизма в России, тоже саоме касается Германии, то что культуры не взаимодействуют никак не доказано исторически. "Что то прослушал про глобальное сообщество что подрывает эту теорию. Первыми против 5ти членки начали противоречить историки. Поэтому хоть какое-то преимущество есть у культруно-цивилизационного подхода. А формационный подход - филосовский и не заботится о своём соответствии историческим фактам. К-Ц поход не выдерживает критики в культурном плане. Не ясно точно сколько именно было цивилизаций в истории человечества. У всех по разному. Надо бы обьединить к-ц и ф gодходы и учесть сильные и слабые стороны обоих. У к-ц подхода в обьединении взять почти нечего, а вот у истории есть что. горлов думает что надо улучшать формационный подход, а культурно-цивилизационный выбросить нафиг за непригодностью

Культура.

Культура. Общественный характер культуры. Роль идеала в культуре. Материальная и духовная культура.Культура.Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — предмет изучения культурологии. Культура — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.В латинском языке слово имеет несколько значений:возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);поклонение, почитание (potentis amici H).

Общественный характер культуры

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

Культура в обществе представляется:

1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;

2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;

3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;

4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;

5) как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.

Культура выражает способы (или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения.

Роль идеала в культуре

Один из аспектов культуры раскрывает ее как совокупность представлений о ценностях и идеалах. Признание ценностей и идеалов радикально отличает культуру от нигилизма, т.е. от отрицания безусловных ценностей и идеалов.Культура как совокупность представлений о ценностях и идеалах не ограничена отдельной сферой общественной жизни, а способна охватить самые разнообразные сферы, оказывать регулирующее воздействие на различные виды деятельности человека.Идеал — это представление о должном. Следовательно, идеал есть образ совершенства. Это образ мыслимый, но в полной мере не достижимый. Тем не менее функция идеала состоит прежде всего в том, чтобы человек к нему стремился, брал его за ориентир. Идеал — это эталон, по которому можно сверять свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда.Современная культура характеризуется разнообразием и размытостью идеалов и ценностей. Однако нельзя сказать, что они полностью ею утрачены. для современности сохраняют свое значение замечательные образцы культуры классической. Их значение исключительно велико потому, что в классической культуре идеалы и ценности выражены определенно и отчетливо. Классическая культура создала яркие и запоминающиеся образы добра и зла, нравственности и безнравственности, красоты и безобразия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...