Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение чувственного и рационального познания.




В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства и разум, находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения - сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (от лат. sensus - чувство, ощущение) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что "все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума". Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.). Рационалисты (от лат. ratio - разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др. Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, но в целом они были ограничены, односторонни. Сенсуализм абсолютизировал чувственное познание, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления - вплоть до отрыва его от реальности.

 

Чувственное познание и его формы.

Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др/

Ощущения-представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (например, воспроизведение Спасской башни Кремля), образы воображения (русалка, кентавр и т.п.) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета,

 

Рациональное познание и его формы.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - процесс отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций(всё это в ходе практики). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (языки математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).

Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, Рассудок - это обыденное повседневное "житейское" мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание и изменение. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.

 

 

Научное познание.

Познание

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

(подробнее про познание можно почитать в 35 вопросе)

Наука как форма культуры

Культура как феномен древнее и шире науки. Наука по своему происхождению представляет социокультурный организм, созданный человечеством в процессе своего исторического развития. В начале он функционировал в рамках мифологии, религии, философии, искусства, трудовой деятельности, то есть в рамках культуры, понимаемой в широком смысле этого слова. Затем он отделился и стал приобретать свои собственные черты, вырабатывать свои собственные законы, свою собственную культуру.

Наука и религия.

Наука играла в прошлом и сейчас играет большую роль в нашей жизни. Но она нам дает неполные знания и не может быть положена в основу духовной жизни. Науке приписывалось, что только она содержит в себе абсолютную истину. Наука дает нам знания о свойствах и закономерностях объективного мира, и мы кладем ее в основу нашей деятельности.

Но наука - не единственная форма познания. Существует много вненаучных форм познания, и одной из них, несомненно, является религия.

Религия - это форма познания мира. Прежде всего религия - это познание Бога. Теология - учение о Боге, Богословии. Религия - это связь человека с Богом. Есть путь познания Бога через откровение, то есть через священные книги. В них мы находим много истин, ценных в мировоззренческом, нравственном отношении, много знаний о мире, которые порой представляют большую ценность, чем все достижения науки, потому что наука имеет свою нишу познания, за пределы которой она не может выйти. На такие мировоззренческие вопросы, которыми занимается и наука, и философия, и религия, - как, например, происхождение мира, место человека в мире, назначение человека на Земле, происхождение жизни, происхождение человека, человеческого сознания, - наука нам не дала ответа. Но эти ответы есть в религии.

Сугубо научный подход недостаточен для понимания материального мира. Религия возникла, когда не было ни науки, ни философии, и явилась первой формой духовного освоения мира. Наука возникла на основе практических потребностей человека. Были периоды, когда возникали конфликты между наукой и религией. Отдельные деятели церкви злоупотребляли властью, Это привело к тому, что в эпоху Возрождения в Европейской культуре наука отделилась от религии и церкви.

Конечно, наука получила возможность самостоятельно развиваться. Но в изоляции от религии Она перестала выполнять мировоззренческие, нравственные функции. Более того, она стала силой, которая начала использоваться не только для добра, но и во зло. Хорошо что сейчас нет конфликтов между наукой и религией, а есть взаимный интерес, поскольку это две формы одного и того же процесса - процесса познания мира. В Библии описан закон эволюции человека, от простого к сложному. Сегодня эволюция жизни на Земле сомнению не подвергается. Вопрос возник другой: а кто за этой эволюцией стоит? Перед наукой стоит вопрос: существует ли жизнь после смерти или нет. Ответ на него позволит повлиять на решение вопроса о смысле жизни, что, в свою очередь, окажет влияние на нравственность человека и общества в целом. Если человек будут точно знать, что жизнь после смерти существует, то он постарается жить нравственно, согласно Божьим постановлениям и законам. Если же будет установлено, что со смертью физического тела существование человека прекращается, то выполнение Божьих законов становится необязательным, а смысл жизни по большому счету отсутствует. Перспектива эволюции человека и общественного прогресса утрачивается. Теряют смысл нравственные принципы, идея добра и зла, чувство любви и ненависти, и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...