Констатирующий эксперимент
Обследование проводилось с 2003-2004 год. В обследовании принимали участие 2 классы учащихся школы – интерната № 6 г. Ленинска-Кузнецкого. Экспериментальную группу составляли 10 детей, 10 – контрольную. Экспериментальное обучение включало в себя развитие речевой системы в целом, ее фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматического строя, развития связной речи. У всех детей - позднее речевое развитие. Исследование сенсомоторного уровня речи выявило следующее: § Состояние артикуляционной моторики 48% среднегрупповой успешности. § Состояние звукопроизношения 64% успешности § Состояние сформированности звуко-слоговой структуры слова 40% среднегрупповой успешности. Исследование навыков языкового анализа 40% среднегрупповой успешности. Исследование грамматического строя речи 50% среднегрупповой успешности. Исследование словаря и навыков словообразования 35% среднегрупповой успешности. Исследование понимания лексико-грамматических отношений 45% среднегрупповой успешности Исследование связной речи 14% среднегрупповой успешности. Задачей констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития связной речи. На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» класс. Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений: - умение строить описание (последовательно и связно описывать); - умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении; - умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения; - умение использовать прилагательные в описательном тексте. Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе».
Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка». Цель: ознакомление с особенностями описательного текста. Ход урока. 1. Наблюдение над особенностями описательного текста. На доске: Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения мне подарили зайчика. Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать. Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка! - О чём вы узнали из этого текста? - Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте? - На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц). - Как называется такой текст? (Описание). - Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку? - Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания? 2. Постановка учебной задачи. - Сегодня мы будем учиться описывать игрушку. 3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения- рассказа. - Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?) - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая). 4. Обсуждение структуры текста. - С чего вы начнёте рассказ? (Как игрушка появилась, когда). - О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…). -Как закончить описание? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...). 5. Подготовка проводится в процессе предварительного рассказа в индивидуальном порядке. 6. Сочинение. 7. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку. - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке. - Проверь, грамотно ли написано сочинение. Анализ результатов. Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на хорошем уровне); «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично); «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано); Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1. Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе
На основе табличных данных построена диаграмма 1 (Приложение 1)
Таблица 2 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе
На основе табличных данных построена диаграмма 2 (Приложение 2)
Таблица 3 Уровни развития речи детей (констатирующий эксперимент)
На основе табличных данных построена диаграмма 3 (Приложение 3) Результаты анализа уровня развития речевых умений у детей с задержкой развития речи в 2-а классе показали, что уровни развития в двух группах находятся примерно в одинаковом процентном отношении. Высокий уровень развития – (речевое умение сформировано на хорошем уровне) преобладает лишь у 14% учащихся; Средний уровень развития речевых умений – (речевое умение сформировано частично) преобладает у 30-31% учащихся; Низкий уровень развития (речевое умение не сформировано) преобладает у 55-56%. Приведу примеры детских сочинений (выборочно) у экспериментальной группы.
1. Бардина Нина. «Моя любимая игрушка - мама-зайчиха. Мне подарили зайчиху на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был красный, жёлтый, багровый. Был и фартук. Он был похож на радугу. Сарафан, фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про бант. Он красивый. Я полюбила её.» Из сочинения видно, что Нина не вполне грамотно строит описание игрушки. Её мысли перескакивают с одной детали на другую, и связного текста не получается. Материал был отобран правильно, но ученица сконцентрировала своё внимание только на описании одежды зайчихи. В тексте были использованы 4 прилагательных. Девочка попыталась раскрыть основную мысль в последнем предложений, но оно практически не связано с предыдущими: «Я полюбила её», - не понятно, кого девочка полюбила. 2. Кузнецов Денис. «Моя любимая игрушка - человек-паук. Мне купили человека-паука. Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги. Выпускает паутину длиной в 4 метра. Мы с братом играем в наших пауков. В руках он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него фонарик, лодка (с мотором), подводное снаряжение, подводная лодка. Мне нравится моя игрушка.» Денис очень не последовательно строит описание основной части и неумело пользуется разделением текста на абзацы. Тема и основная мысль раскрыты, материал отобран верно, а прилагательные мальчик практически не использует. 3. Гузанов Сергей. «Моя любимая игрушка - акулка. На 23 февраля мама мне подарила игрушечную акулку. Она очень красиво раскрашена в синий цвет. Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь плавник вперёд, она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно удовольствие.» В сочинении у Серёжи 2 основных недочёта: текст неправильно разделён на абзацы и мало используются прилагательные. 4. Харламова Даша. «Моя любимая игрушка - Король лев. Мне подарили на 8 марта игрушечного льва. Я его назвала Король лев. Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом из снега. Я его очень люблю, потому что он коричневый да ещё король.
Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой кистью. Рисует он хорошо. А когда нарисует, улыбается. Мы очень дружим.» Даша крайне разрозненно строит описание. В её сочинении нет целостности. Тема раскрыта плохо, т.к. материал подобран не в соответствии с темой (нет описания как такового). В тексте мало прилагательных. Выводы. Рассматриваемые речевые умения в группах сформированы на высоком уровне у 1/5 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/2 класса. Проводившееся нами исследование было направлено на развития речи. Характерной особенностью обследований группы детей являются нарушения грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения, которые соответствуют учащимся с нарушением интеллекта. При письме под диктовку, списывании печатного текста искажении наблюдаются замены, пропуски букв, нарушения структуры слова и предложения и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|