Сравнительный анализ результатов обследования
Для того, чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование. В контрольном эксперименте участвовали те же две группы 2-а класса. В контрольной группе целенаправленной работы по развитию речи не велось, в экспериментальной группе – эта работа проводилась в течение года. Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели контрольный эксперимент по тем же параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3. Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень речи и по показателям обогнали контрольную группу. Контрольный эксперимент Задачи контрольного этапа исследования были следующие: 1. Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством. 2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи. 3. Проверить эффективность методики экспериментальной работы. Контрольный эксперимент проводился так же во 2 «А» классе шк.№ 6 в двух группах. На контрольном этапе исследования было проведено 5 уроков развития речи (сочинений-рассказов). Темы экспериментальных уроков: 1. Моё домашнее животное. 2. Мой лучший друг. 3. Моя комната. 4. Мой класс. 5. Моя любимая игрушка (2). Методика работы над сочинениями-описаниями с использованием изобразительного творчества детей. Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, которые проводились на контрольном этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с тематическими рисунками. Этапы, методы и приёмы работы - похожи.
На последнем уроке («моя любимая игрушка (2)») проводился «контрольный срез» - завершающий этап контрольного эксперимента. Методика проведения этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения. Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2). Контрольный срез. Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых умений у учащихся. Ход урока. 1. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки. 2. Подготовка проводится в процессе рассказа в индивидуальном порядке. 3. Сочинение. 4. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку. - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение. Анализ результатов (контрольный срез). Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям: «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на хорошем уровне); «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично); «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество работ (10) в каждой группе было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу:
Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе
На основе табличных данных построена диаграмма 4 (Приложение 4) Таблица 5 Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе
На основе табличных данных построена диаграмма 5 (Приложение 5). Таблица 6 Уровни развития речи детей (контрольный эксперимент)
На основе табличных данных построена диаграмма 6 (Приложение 6). Результаты анализа уровня развития речевых умений после контрольного эксперимента улучшились. Дети в экспериментальной группе научились строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 36% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 40%. Таким образом, у большинства учащихся экспериментальной группы все рассматриваемые умения сформированы на высоком и среднем уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого. В контрольной группе, где не проводились систематические интегрированные развивающие уроки высокий и средний уровень в процентном отношении остался на том же уровне, только низкий уровень поднялся на 10% Примеры детских сочинений в экспериментальной группе с высоким уровнем развития речевых умений:
Коренной Витя. «Моя любимая игрушка - тигр. У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится!» Голубева Лиза. «Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Её зовут Роза. У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть.» Корнилова Оля. «Моя любимая игрушка - попугай Кеша. Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.» Кудряшева Диана. «Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка. На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.» По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на хорошем уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом). Эти учащиеся добились хороших результатов и вышли на высокий уровень, но их всего 36%. В течении года проводились интегрированные уроки с учащимися экспериментальной группы, но отрезок времени длиной в год конечно не может решить проблем с задержкой речи. Это долгий и трудоемкий процесс и нужно его продолжать, чтобы добиться 100% успеха.
Таблица 7 Уровни развития речи детей на начальном и конечном этапах эксперимента
Таким образом, уровень развития речевых умения детей на систематических интегрированных уроках при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством и письмом значительно повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся экспериментальной группы после контрольного этапа эксперимента вырос на 26%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 25%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 18%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 28%. Рассматриваемые речевые умения в экспериментальной группе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 4/10 учащихся группы; на среднем уровне - у 6/10 группы. Низкого уровня нет ни у кого. Рассматриваемые речевые умения до контрольного этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у (14%), а после - у (37%) учащихся экспериментальной группы; на среднем уровне до - у (31%), а после - у (62%) группы, на низком до - у (55%) группы, а после- ни у кого (0%). Таким образом, уровень развития речевых умений после проведения интегрированных уроков в течение года в экспериментальной группе повысился в среднем на 36%. Вывод: Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, мы получили хороший результат в экспериментальной группе. Напротив, в контрольной группе, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки: - трудности в умении строить описание; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного. Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников в экспериментальной группе после обучения повысился на примерно на 36%.
Заключение
Данная дипломная работа была ориентирована на проведение коррекционной, развивающей работы с детьми с задержкой развития речи и выявления оптимальных условий для развития речи детей младшего школьного возраста. Исследования показали значительную распространенность задержки развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целью данной работы было рассмотреть методы коррекционной развивающей работы с детьми с задержкой развития речи. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности задержки речи. Было рассмотрены закономерности развития детской речи, психо-физиологическая характеристика речевой деятельности, причины задержки развития речи у детей. Во второй главе рассмотрен коррекционная работа по развитию задержки речи: логопедическое обследование детей с задержкой речи, методики исследования уровня речи, система работ по развитию связной речи. В третьей главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников, проведен интегрированный урок по обучению связной речи детей. Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развёрнутому описанию предмета (с использованием прилагательных); закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий; обучение сравнительному описанию предметов; применение творчества детей для улучшения ответов. Проведены два эксперимента во втором классе в двух группах - контрольной и экспериментальной. Проследили динамику изменения уровня речи в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, мы получили хороший результат в экспериментальной группе. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников в экспериментальной группе после обучения повысился примерно на 36%.Данные исследования занесены в таблицы и диаграммы. Трудности в обучении детей с задержкой развития речи связаны с неподготовленностью детей к школе, с ослабленным состоянием нервной системы, низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью и легкой отвлекаемостью. Необходима детям индивидуальная помощь с учетом первичного дефекта. Проведенная нами работа по устранению задержки речи и развитию речевых способностей показала, что применяя методику коррекции связной речи, используя творческий подход заинтересовывая детей, реализуя личный подход к детям, используя комплекс приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, можно добиться положительных результатов, но несмотря на это педагогическая технология коррекции задержки развития речи очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не одного года упорной работы. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе. Библиография
1. Балабанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 573 с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М,1974. – 320 с. 3. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи - М., 1964.4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети - М., 1963.5. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим – М.: Просвещение, 1989. 6. Власова Н.А.Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками - М., 1959.7. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии - Сбор. соч. М., 1982, т.2.8. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для вузов - М.:Владос. 1998. - 680с. 9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М.: Просвещение, 1985. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Избранные психологические исследования - М., 1956. - 698 с. 11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка – М.,1985. – 344 с. 12. Грамматика русского языка, т.2, ч.1, М.,1954г. 13. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1961.14. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников – М., 1958. 15. Деревянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками //Дефекторлогия № 3, 1972, с. 19-36. 16. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, М.: Педагогика, 1984. 17. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 1991. 18. Жинкин Н.И Механизмы речи - М., 1958.19. Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург, 1998. – 647 с. 20. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 21. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М., 2000. – 294 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|