Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интегрированные уроки по обучению связной речи детей в

работе над деформированным вариантом текста

 

Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам.

Практикой доказано: чтение - наиболее благоприятный предмет в сочетании с изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Был проведен интегрированный урок по теме «Волшебница-зима». Урок был построен как обобщающий, продолжался два часа и объединял такие предметы, как чтение, русский язык, рисование. Урок получился, детям понравилось.

Цель: Соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше разобрать произведения. Формирование умений и навыков устной связной речи (развитие диалогической и монологической речи), углубление, расширение и закрепление знаний о правилах построения рассказа, его смысловой (логический) и речевой структуры в работе над деформированным вариантом текста с использованием серии сюжетных картин.

Оборудование: 2 фланелеграфа, или наборное полотно, карточки-символы, серия сюжетных картин.

Логопед: Когда я была маленькой, я очень любила сказки. А вам нравятся сказки?

Назовите свои любимые сказки. А вам понятно, о чем говорится в сказке?

Почему? (Ответы детей).

Логопед: Ребята, а сказка похожа чем-то на рассказ? Чем?

Давайте вместе с вами составим схему любого рассказа. (Дети выкладывают карточки-символы, показывающие структуру повествовательного рассказа). Р С

Логопед: Что обозначает символ Р?

Дети: Это рассказ.

Логопед: А что обозначает символ С.

Дети: Эта карточка обозначает какое-то событие или случай из жизни, без чего не может быть рассказа.

Логопед: Назовите, какое же событие, или случай в сказках “Репка”, “Царевна- лягушка”? Без чего бы сказка не получилась?

Дети: Если бы дед не посеял бы репку, и если бы она не выросла большая-пребольшая то сказки бы не было. Если бы не помощь каждого, то сказка бы не получилась.

Логопед: Я не случайно начала разговор о сказках.

А теперь мы послушаем сказку “Петушок да курочка” Эту сказку сочинил наш старый знакомый - мальчик Сережа, но сочинил ее неверно, все перепутал.

От Сережи пришло очередное письмо. А вот я не знаю, правильно ли я подобрала и подружила слова «очередное письмо». От какого слова образовалось слово “очередное”.

(ответы детей)

Логопед: Что обозначает слово “очередь”.

Дети: Это предметы, которые стоят друг за другом, по порядку (первый, второй и т.д.)

Логопед: А какое мы письмо получили от Сережи по счету?

Дети: второе.

Логопед: Так будет ли оно очередным?

Дети: да.

Логопед: В очередном своем письме Сережа прислал сказку и свои картинки к ней. Но Сережа снова просит вашей помощи, т.к. ему самому ничего не понятно в Своей сказке. Послушайте сказку.

(Логопед читает деформированный текст сказки “Петушок да курочка”).

Логопед: Получилась у Сережи сказка? Почему?

Дети (рассуждают, почему у Сережи сказка не получилась).

Логопед предлагает составить схему-план по сказке Сережи: Р С

И объясняют, почему у Сережи не получилась сказка: непонятно, о чем рассказывается в сказке, предложения стоят не по порядку, поэтому не дружат между собой.

Логопед: А может нам помогут картинки? Посмотрите на них, попробуйте их поставить по порядку. А теперь я еще раз прочту сказку, а вы постарайтесь к каждой картинке на слух подобрать из сказки предложения.

(Логопед читает, дети соотносят предложения с картинкой).

Логопед: А теперь назовите мне предложения, которые вы подобрали к 1, 2, 3, картинкам

Получился ли у нас рассказ?

(Дети определяют, что рассказ-сказка получилась, т.к. предложения стоят по порядку в каждой части. И части, и предложения “подружились” между собой).

Логопед (предлагает кому-либо из детей составить сказку, остальные внимательно слушают, затем оценивают ответ товарища).

Логопед: Какой случай из жизни или событие описано в этой сказке? (ответы детей).

А как бы вы назвали эту сказку? Сколько частей в этой сказке? О чем рассказывается в каждой из них?

Логопед просит детей помочь Сереже, написать эту сказку и нарисовать картинку. А на следующий день отправить Сереже письмо со сказками ребят.

В конце урока дети рисовали картины к тому, что они представили себе, На фланелеграфе «создавали» динамические картины из аппликаций как иллюстрации к данному тексту и писали сказки - сочинения. Всю письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради, обложка которой была оформлена в виде рисунка к данной сказке “Петушок да курочка”.

Данное занятие обучает детей связной речи в работе над деформированным вариантом текста, учит различать образец связной речи от бессвязной; развивает и активизирует словарь, идет процесс уточнения значений слов, формирование навыка словообразования.

Вызывает интерес к речевой деятельности, развивает интерес к связной речи как к содержанию, так и его речевому оформлению; развивает логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, воспитывать чувство взаимопомощи.

Такой урок очень понравился детям, в нем участвовали все, он проходил как маленький, но очень интересный, необычный, познавательный урок-спектакль.

Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:

систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);

формирование у детей практических навыков словоизменения;

упражнения в правильном построении фраз;

формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;

активизация и обогащение словарного запаса.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и русский язык, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован на базе школы-интерната № 6 Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся 2 классов общеобразовательной школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...