Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия как форма духовного освоения реальности.




 

Важным и необходимым элементом духовной культуры явля­ется религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня). Религия - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, ос­нованное на вере в реальное существование той или иной разно­видности сверхъестественных сил и в их определяющее воздей­ствие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры пред­полагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:

• определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

• выявление социальных и психологических аспектов рели­гии, ее онтологического и гносеологического статуса;

• экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жиз­ни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Мировая история не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство поз­воляет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому рели­гия - универсальный феномен. Ее содержание выступает предме­том индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, при­нятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоцио­нально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько кон цепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде сан­кций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свобод­ной воли. Для Гегеля религия - самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Как превращенную форму отра­жения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фей­ербах; Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия - это идеоло­гический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой ил­люзией, коренящейся в комплексе Эдипа. У. Джемс полагал ре­лигиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

Как сложное духовное образование и общественно-истори­ческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования - гносеологические, социальные, психологи­ческие.

Религия - системное социокультурное образование, включаю­щее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные ор­ганизации. Религиозное сознание представляет собой два относи­тельно самостоятельных уровня - религиозную идеологию и ре­лигиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная фи­лософия, богословские концепции отдельных сфер общества (эко­номики, политики, права и т. д.). Религиозный культ - совокуп­ность символических действий, связанных с практическим и ду­ховным обращением к Богу. Религиозные организации - это объединения последователей той или иной религии, возникаю­щие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является цер­ковь - религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими соци­альными институтами.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

Культура оказывает мощное, постоянно возрастающее влияние на базисные основания социальной жизни. Особую роль в втом процессе выполняют ее проектные формы (наука, образова­ние, нравственность, религия и др.). Трансформация форм организации и динамики социума, инициированная экспоненциаль­ным ростом культуры, сопровождается модификацией тенденций бытия и эволюции самой культуры. Зафиксировать эти тенденции, эксплицировать «образ» культуры будущего - центральная задача ее философского осмысления

 

30. Мифология, утопия и идеология в современном обществе.

Социальная мифология. Мифологическое сознание, характерное для первобытности и древних обществ, видимо, до конца никогда не умирало, а в современном обществе переживает новое рождение. Если в древности миф возникал из-за невозможности целостного видения природной реальности во всей сложности ее взаимосвязей, то «современный человек создал слишком сложный для себя, для своих интеллектуальных возможностей мир и потому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития». Если в древности человек там, где ему не хватало реальных знаний, вводил воображаемые, вымышленные связи, то в современном обществе человек все более конструирует мифологическую (виртуальную) реальность и делает ее все более онтологичной.

Известно, что особенности мифа как способа мировосприятия связаны с образно-чувственным, символическим, синкретическим характером представлений о явлениях природы и общественной жизни. Миф характеризуется многоплановостью, отсутствием доказательств. Информационное общество также во многом начинает обращаться к образно-чувственной сфере в противовес формально-логической, а место синкретизма занимает фрагментарность сознания.

Современная социальная мифология воспроизводит и многие функции древнего мифа. В частности, социальную функцию (консолидация социума). К примеру, механизмом социальной консолидации стало создание мифологической героической истории и национальной идеи.

В первобытных обществах миф выполнял следующие функции:

1. Миф служил основным способом организации и хранения культуры.

2. Миф открывал смысл мира и человеческой жизни.

3. Миф в чувственно-образной форме объяснял мир, находил первопричину и сущность явлений, в нем отражались представления первобытного человека о мире.

4. Миф являлся также видом художественного творчества, в процессе которого совершенствовалась память, развивалось воображение.

5. Миф несомненно выполнял и психологическую функцию. Он создавал иллюзорно-обнадеживающую картину мира (совершенно организованный космос и вписанный в него человек), порождавшую чувство уюта, вписанности в мир, предсказуемости.

Утопия - изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

В истории человечества У. как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально У. тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения У. приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в 17–18 вв. получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины 19 в. У. всё больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей.

По мере развития общественных наук, особенно после возникновения марксизма, У. в значительной мере утрачивает свою познавательную и прогностическую роль. Буржуазные социологи, долгое время третировавшие У. как химерические проекты преобразования общества, к числу которых они бездоказательно относили и марксизм, резко меняют своё пренебрежительное отношение к ней после победы социалистической революции в России.

Современными социологи-немарксисты в основном отрицательно относятся к У.: её характеризуют как насилие над действительностью, над человеческой природой, как обоснование и идеализацию тоталитарного строя.

Эта тенденция проявилась в широком распространении т. н. антиутопии, назначение которой состоит в том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника в заведомо пугающем или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь.

Идеология в цельной, систематизированной форме выражает самосознание определенной социальной группы. В отличие от общественной психологии, идеология формируется сознательно и целенаправленно.

Понятие «идеология» в научном обороте появилось в конце XVIII столетия. Его ввел французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси (1754–1836). Первоначально оно обозначало специальную научную дисциплину, предметом которой было изучение процесса появления, функционирования идей, их социальных функций.

В контексте буржуазных общественных отношений, которые характеризовали переход к государственно-монополистическому капитализму, называемому империализмом, на рубеже XIX–XX столетий меняется первоначальный смысл понятия «идеология». Оно начинает обозначать совокупность, систему идей, теорий, взглядов, идеалов, убеждений, ценностей, обосновывающих интересы определённого (господствующего) социального слоя, класса

Маркс и Энгельс понимали под идеологией иллюзорное, ложное сознание господствующего класса, конструирующее мнимую реальность с целью обоснования своего права на власть.

В западном социально-гуманитарном знании второй половины ХХ века под идеологией понимают, чаще всего, форму рационализации существующих социальных практик, в том числе политических (Э.Дюркгейм, К.Манхейм и др.).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...