Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и наука о структуре, свойствах и функциях сознания




Надсознание

Подсознание

1. Телесно-перцептивные способностиощущение, восприятие, представление.

1. Получение первичной информации о внешнем мире, своем теле и взаимоотношении с др. телами.

2. Создание непосредственной чувственной картины реальности.

3. Удовлетворение базисных телесно-витальных потребностей.

4. Осуществление внешнепредметной деятельности.

Гл. цель и регулятив этой сферы – полезность, целесообразность.

2. Логико-понятийная сфера. Мышление (общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, логические доказательства). Гл. цель и регулятив – истина.

В 1 и 2 сферах субъективные, личностные, ценностные компоненты находятся в снятом виде.

3. Эмоционально-аффективная сфера. Нет непосредственной связи с внешним миром. Личные, субъективно-психологические переживания, воспоминания, предчувствия. Гл. регулятив и цель - удовольствие.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.

- Инстинктивно-аффективные состояния – неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы.

- Эмоции – гнев, страх, восторг и т.д.

- Чувства – больше отчетливости, осознанности и есть образно-визуальная составляющая. Наслаждение, отвращение, любовь, симпатия и т.д.

4. Ценностно-мотивационная (смысловая) сфера. Высшие мотивы деятельности, духовные идеалы личности, фантазия, воображение, интуиция. Цель и регулятив – красота, правда, справедливость.

Бессознательное – совокупность телесных и перцептивных ощущений, а также комплекс инстинктивно-аффективных переживаний и воспоминаний, находящихся вне сознания, контроля со стороны «Я».

Сейчас бессознательное изучается не только психоанализом, но и трансперсональной психологией. Здесь доказано существование «натальных матриц» памяти, т.е. человек ничего не забывает из своего прошлого телесного и душевного опыта, при определенных условиях способен «вспомнить» свои телесно-эмоциональные состояния. Юнг.

Надсознательное.

1. Информация, закодированная в символическом «теле» культуры (всеобщий, объективный хар-р) – математические истины, логические док-ва, научно-теоретические законы, всеобщие нравственные и эстетические ценности. «Я» здесь испаряется.

2. Признание существования информационно-смысловой реальности, к которой индивид приобщается с помощью подсознательных способностей. Интуиция – надсознательное озарение. Божественный творческий экстаз, мир идей, Вселенский Суперразум (Аурабиндо), пневмосфера (Флоренский), огненный ментал (агни-йога), теория информационного поля и семантической вселенной (Налимов, Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989).

2 уровня существования сознания: бытийственный и рефлексивный

Мамардашвили, Зинченко, Велихов выделяют два уровня сознания – бытийственный и рефлексивный. Бытийственное сознание – это явления, действующие в сознании, но неявные по отношению к нему, не контролируемые человеком. Рефлексивное сознание – контролируемое отношение к действительности.

Сознание и мозг

Биофизиологический подход. Сознание – результат эволюции мозга (высшей нервной деятельности). Структура сознания в существенной степени определяется структурой мозга. Левое полушарие – речь, счет, письмо, двузначная логика, т.е. вербально-понятийное мышление, категориальная память, классификация по признакам. Правое полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, целостное представление об объекте, образное восприятие, эпизодическую и автобиографическую память, ситуативное обобщение, многозначную логику.

Закономерности развития и функционирования сознания не могут быть целиком объяснены из закономерностей развития и функционирования человеческого мозга, т.к. сознание отражает внешнюю по отношению к мозгу реальность, является идеальной деятельностью, во многом производно от практической деятельности, его развитие во многом связано с социальным окружением.

Свойства сознания

1. Идеальность.

2. Интенциональность – соотнесенность результатов психической деятельности с окружающим миром; направленность на…

3. Самосознание – осознавание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. Уровни самосознания – самочувствие (сознание своего тела и его вписанности в окружающий мир); отнесение себя к определенной социальной группе, обществу, культуре; осознание себя как уникальной и неповторимой личности. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации.

Функции сознания

1. 1.Отражение. 2.Структурирование. 3.Контроль, регуляция (воля как вектор сознания). 4.Интеграция. 5.Понимание.

 

 

20. Общество как система. Основные стратегии исследования социальной реальности.

Понятие «общество» первоначально применялось к придворному обществу. Постепенно (в связи с подъемом купеческого сословия из народа, а также в связи с буржуазными революциями) в это понятие стали включать всех граждан, обладающих собственностью. Позже сложилось предельно широкое понимание общества – общность индивидов и взаимосвязей между ними. В таком ракурсе общество исследуется социальной философией. Далее выделяют отдельные фрагменты общества – регионы, страны, формации.

Общество – деятельная совокупность людей. Оно не есть механическая сумма индивидов, а сложная система, пронизанная функциональными связями (объединения и взаимодействия). Маркс: общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Следовательно, общественные отношения – важнейший специфический признак общества.

С точки зрения функциональности – общество есть самоорганизующаяся деятельность людей, собственными усилиями создающих условия своего существования. Общество действует как единое целое, имеет общие потребности, сознает их и стремится совместно удовлетворить.

Общество – целостная система, складывающаяся из элементов и образующая сложную иерархию подсистем:

- материально-производственная (производственно-распределительные связи – классы, цехи, профессии);

- политическая (управление – партии, организации, органы власти, управляющие и управляемые)

- социальная (социальные связи на основе этнических, демографических, национальных, образовательных, культурных, религиозных и др. отношений);

-духовная (воспроизводство форм человеческого со-знания: нравственных норм, религиозных верований)

Все подсистемы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Ведущая роль принадлежит материальной сфере.

Исходный элемент общества – люди, объединенные различными социальными связями, а также социальные группы и классы.

Отношения делятся на материальные (производственные, экономические) и идеологические (политические, правовые, нравственные, религиозные и т.д.).

Общество – динамичная система. Задача философии – представить общество как естественно-исторический процесс, определить его сущность, направленность, выявить внутреннее единство и историческое многообразие. Идея динамики общества существовала не всегда. Древние греки исторического развития, по сути, не знали (цикличность, теория исторического круговорота). Христианство видело общество развивающимся по одной оси – путь к Богу и концу света. Общество не тождественно государству. Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану и обеспечение экономической и социальной структуры. Однако, первоначально в истории философии (Аристотель, Платон) общество рассматривалось как государство. И в реальности государство тогда поглощало общество. Теория общественного договора (18 в.) разделило государство и гражданское общество.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...