Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.




Компаративистский подход предполагает изучение различных явлений природы и общества в сравнении друг с другом. При этом определяются как общие черты и свойства явлений, так и их специфические особенности. В современных гуманитарных науках и, в частности, в философии, этот подход актуален в силу чрезвычайно возросшей степени социокультурной коммуникации и диалогического характера современной культуры, Востока и Запада. Современная философия и культура связана с исторически сложившимися мыслительными традициями Древнего Китая и Древней Индии, с одной стороны, и античности, Западной Европы Нового времени, с другой. Поэтому использование компаративистского подхода в истории философии также совершенно правомерно. Этот метод позволяет более глубоко понять общее и особенное в восточной и западной ментальности.

Восток Запад
Целостность. Органичное соединение философии и психологии, социологии и религии. Восточное понимание философии как осознание глубин мироздания и человеческого «Я» подразумевает исследование таких аспектов бытия, как сексуальность, церемониал и правильное поведение. Китайская традиция не знала различия понятий «философия» и «миф». Связь философии и религии в конфуцианстве и даосизме. В Индии также связь философии с религией и мифом. К примеру, Брахман, Атман первоначально были первопредками, а затем стали философскими понятиями. Вот отрывок из Упанишад: «Вначале этот (мир) был только Атманом, в виде Пуруши… Он пожелал второго. Он стал таким, как женщина и мужчина, соединенные в объятиях. Он разделил себя на 2 части. Отсюда произошли супруг и супруга… Он сочетался с нею. Отсюда произошли люди… Она стала коровой, он стал быком и сочетался с ней и так родились коровы… Так в действительности он произвел все, что существует в парах, вплоть до муравьев… Он сам есть все боги». Специализация. Постоянное стремление к разделению различных областей духовной жизни и знания. Античные философы противопоставляют философию мифу. Аристотель отделяет метафизику от физики (философию от естествознания), создает законченную систему формальной логики. В эпоху Возрождения начинается процесс размежевания философии и богословия. В 19 в. от философии отделяются этика, эстетика, психология, социология. В настоящее время самостоятельный научный статус получили культурология, политология. Позитивист-ская традиция в философии 19-20 вв., стремившаяся построить философию по образцу научного знания, фактически увело философию от исследования мировоззрен-ческих проблем.
Онтология. Представление о гармоничном единстве природного и социального. Гармоничное приспособление к природе и социуму. Движение от античной идеи о сущностном тождестве человека (микрокосма) и природы (макрокосма) к новоевропейской идее о сущностном различии человека (общества) и природы. Начиная с Возрождения представление о человеке как творце, созидающем мир, идея господства над природой.
Гносеология. Созерцательность как основная стратегия познания: прислушивание к природе, сживание с ней, чуткое созерцание. Активизм. Умозрительность античной философии не тождественна созерцательности, она основана на активности человеческого разума как основного источника познания. В Новое время познавательный активизм еще больше усилился обращением к опытному знанию, эксперименту как познавательным стратегиям, предполагающим активное вмешательство в объект исследования.
Гносеология. Целостность. Единство рационального и эмоционального, сознательного и подсознательного как путей познания (например, йога). Метафоричность, смысловая неопределен-ность и невозможность однозначного определения понятий. Китайское мышление и философия строятся на комбинаторике и классификации. Это значит, что в некотором множестве элементов устанавливается иерархический порядок, и все части объединяются вокруг главного звена. Во многом это связано с особенностями языка. Рационализм. Разум как главный источник познания уже в античной философии. В Новое время для разума не признается никаких ограничений. Уверенность в рациональном устройстве всего сущего. Разум человека и природа действуют на основе устойчивых и неизменных принципов. Поэтому главной задачей философии становится анализ и объяснение этих универсальных и неизменных принципов бытия и познания. В изменчивом являющемся мире можно выделить самые общие неизменные принципы и более частные – научные законы. Следовательно, уверенность в рациональности мира открыла путь к методологическому обоснованию науки. Уже с античности стремление четко и однозначно определить понятия (Аристотель), проблема однозначного толкования Писания в Средние века, четкое определение научных терминов в Новое время.
Единство противоположностей без взаимоотрицающей борьбы. Проти-воположности противостоят др. др. без взаимного отрицания по принципу «или-или». Они всегда сохраняют парное единство, что и демонстрируют силы инь и ян. Установка на гармонизацию и сбалансированность. В европейской философии противоречие образуется из такой связи противоположностей, которая выливается в процесс борьбы, заканчивается победой одной противоположности и устранением др. (в формальной логике Аристотеля - закон исключенного третьего).
Единство общего и единичного, описательного и ценностного. Китайские символические образы изначально несли двойственность, соединяя общее и единичное. Европейцы решали проблему всеобщего путем абстрагирования.
Невыделенность и неоформленность материализма и идеализма. Существование особого натурализма. Отсюда чрезвычайно высокая оценка жизни и долголетия. Из приложения к «Канону перемен» «Сицы чжуань»: «Величайшей благой мощью (дэ) космоса (Неба и Земли) является жизнь (способность к порождению – шэн)». В античности сначала тоже. Но уже Платон – родоначальник идеализма.
Познание ради практики.В первую очередь нравственной и социальной. Мудрость Востока применима во всех сферах жизни. Это умозрение и практика одновременно. Гл. проблема - «Как прожить жизнь достойно». Даосы ратовали за естественную жизнь, согласующуюся с природой. Конфуцианство полагало, что важно правильно организовать общественную жизнь, согласовав ее с указаниями Неба и божественных предков. Для даосов важны были не знания учителя, а его умения. Для философов Индии главная цель – слияние с сутью мироздания – попадание в нирвану. Греков интересовало знание само по себе, независимо от его практической пригодности, хотя они и полагали, что мудрец-философ живет в гармонии с миром, а при необходимости может добиться и практического успеха, только ему это не надо. В Новое время большое внимание начинает уделяться практической пользе философии. При этом упор делается именно на ее материально-практическую востребованность в науке и повседневной жизни (Бэкон, позитивизм). Красной нитью проходят постоянные обвинения философов в абстрактности и оторванности от жизни их теорий.
Приверженность не столько результату, сколько методу достижения результата. Важность результата, а не процесса. Хотя с Нового времени большое значение метода.
Большая универсальность и компилятивность (составление произведений на основе чужих произведений, традиция комментиро-вания)по сравнению с европейской философией.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...