Позитивизм. Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.
В середине XIX века западноевропейская философия вступила в новый этап своего развития, который был назван постклассическим. Классическая философская мысль Запада, фактически, реализовала свои базовые установки и завершилась философской системой Г.Гегеля. Дальнейшее развитие философской мысли требовало иной постановки проблем и нового языка, отвечавшего социокультурной ситуации того времени. Первыми представителями постклассического типа философствования и предтечами современной философской мысли были такие мыслители как А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор, Ф.Брентано, К.Маркс и др. Постклассическая философия пыталась преодолеть недостатки философской классики, по-другому осмыслить положение человека в мире и его отношение к действительности, выработать новые стратегии философствования. Направления постклассической философии и основные персоналии можно распределить по трем основным рубрикам: нео классическая философия (модернизирующая классические проблемы и идеи); не классическая философия (предложившая оригинальные способы философствования); пост неклассическая философия (критикующая всю предшествующую традицию и предлагающая новый интеллектуальный опыт). Постклассическая философия может быть представлена по-другому – тремя основными стратегиями: позитивистской, экзистенциально-феноменоло-гической и социально-критической. Позитивизм как направление постклассической философии появился в 30-х гг. XIX века с началом опубликовании фундаментального труда О.Конта «Курс позитивной философии». Позитивизм, таким образом, предложил программу отказа от философии в пользу науки. Для классического позитивизма характерен эмпиризм и физикализм, т.е. убеждение в том, что подлинное знание должно опираться на факты опыта, полученные способами, аналогичными физическим методам исследования. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философствования формировалась как попытка преодоления западноевропейского объективизма и разработки новых мыслительных стратегий с целью приближения знания к повседневной реальности личности. Социально-критическая стратегия философии формировалась, главным образом, под влиянием концепций К. Маркса, М. Вебера, Ф. Ницше и З.Фрейда. Наиболее значительные идеи были представлены разработками Франкфуртской школы, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Ж. Бодрийяра и др. Критический пафос современной социальной философии обусловлен пониманием развития общества как процесса, порождающего порядок жизни, не соответствующий человеческой природе. Все, что, казалось бы, изначально зависит от человека, превращается по отношению к нему в самостоятельную силу, угнетающую его.
В 70-80-е годы ХХ векаформируется постмодернистский образ философствования, не представляющий собой определенной стратегии, а связанный с попыткой выработки новых интеллектуальных и стилистических решений, которые можно применять к осмыслению различных культурных и социальных проявлений в ситуации постмодерна. Эта ситуация характеризуется исчерпанностью традиционных и «модернистских» идей, форм и способов творчества.
Социально-критическая стратегия философствования в XX веке (марксизм, неомарксизм, постмарксизм). Идейные предпосылки марксизма 1. Диалектика Гегеля. Критика Марксом идеализма Гегеля. 2. Материализм Фейрбаха. Маркс считал, что Фейербах мало учитывает социальную природу человека; решение социальных проблем видит в нравственном совершенствовании, а не изменении экономических отношений.
3. Английская политэкономия. Рикардо, Смит. Критика теории стоимости Смита (выводил стоимость из потребительских качеств). Маркс считал, что товар - диалектическое единство природных (потребительские качества) и социальных (труд, спрос-предложение) факторов. Учение о прибавочной стоимости - основа экономической теории Маркса. 4.Французский утопический социализм. Фурье, Оуэн, Сен-Симон. Маркс принимал их идею общественной собственности и социального равенства. Критиковал за отрицание самостоятельной исторической роли пролетариата и желание изменить общество путём реформ. Главная задача философии – преобразование общества."Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить". Основной вопрос философии - что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? Ответ: материя первична. Бытие определяет сознание. Мир познаваем. Критерий истины – практика. Социальная философия марксизма 1.Отчуждение. Причина - экономическая. Сущность человека – труд – делается принудительным при господстве частной собственности. Три стороны отчуждения человека в процессе труда: 1.От результатов труда 2. От творческого процесса труда 3. От родовой сущности. Вывод: ликвидация частной собственности приведёт к изменению характера труда и преодолению отчуждения. 2. Материалистическое понимание истории. Существует социальная материя = общественное бытие, определяющееся объективными законами. Маркс: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения... Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». 3. Экономическое развитие определяется связью производительных сил (ПС) и производственных отношений (ПО). Производительные силы
Люди средства средства (главное звено) производства потребления (жилье, социальная средства предметы инфраструктура, труда труда транспорт, (орудия труда, энергосистемы) (сырье) предметы быта) Производственные отношения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|