Позитивизм. Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.
В середине XIX века западноевропейская философия вступила в новый этап своего развития, который был назван постклассическим. Классическая философская мысль Запада, фактически, реализовала свои базовые установки и завершилась философской системой Г.Гегеля. Дальнейшее развитие философской мысли требовало иной постановки проблем и нового языка, отвечавшего социокультурной ситуации того времени. Первыми представителями постклассического типа философствования и предтечами современной философской мысли были такие мыслители как А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор, Ф.Брентано, К.Маркс и др. Постклассическая философия пыталась преодолеть недостатки философской классики, по-другому осмыслить положение человека в мире и его отношение к действительности, выработать новые стратегии философствования. Направления постклассической философии и основные персоналии можно распределить по трем основным рубрикам: нео классическая философия (модернизирующая классические проблемы и идеи); не классическая философия (предложившая оригинальные способы философствования); пост неклассическая философия (критикующая всю предшествующую традицию и предлагающая новый интеллектуальный опыт). Постклассическая философия может быть представлена по-другому – тремя основными стратегиями: позитивистской, экзистенциально-феноменоло-гической и социально-критической. Позитивизм как направление постклассической философии появился в 30-х гг. XIX века с началом опубликовании фундаментального труда О.Конта «Курс позитивной философии». Позитивизм, таким образом, предложил программу отказа от философии в пользу науки. Для классического позитивизма характерен эмпиризм и физикализм, т.е. убеждение в том, что подлинное знание должно опираться на факты опыта, полученные способами, аналогичными физическим методам исследования. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философствования формировалась как попытка преодоления западноевропейского объективизма и разработки новых мыслительных стратегий с целью приближения знания к повседневной реальности личности. Социально-критическая стратегия философии формировалась, главным образом, под влиянием концепций К. Маркса, М. Вебера, Ф. Ницше и З.Фрейда. Наиболее значительные идеи были представлены разработками Франкфуртской школы, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Ж. Бодрийяра и др. Критический пафос современной социальной философии обусловлен пониманием развития общества как процесса, порождающего порядок жизни, не соответствующий человеческой природе. Все, что, казалось бы, изначально зависит от человека, превращается по отношению к нему в самостоятельную силу, угнетающую его.
В 70-80-е годы ХХ векаформируется постмодернистский образ философствования, не представляющий собой определенной стратегии, а связанный с попыткой выработки новых интеллектуальных и стилистических решений, которые можно применять к осмыслению различных культурных и социальных проявлений в ситуации постмодерна. Эта ситуация характеризуется исчерпанностью традиционных и «модернистских» идей, форм и способов творчества.
Социально-критическая стратегия философствования в XX веке (марксизм, неомарксизм, постмарксизм). Идейные предпосылки марксизма 1. Диалектика Гегеля. Критика Марксом идеализма Гегеля. 2. Материализм Фейрбаха. Маркс считал, что Фейербах мало учитывает социальную природу человека; решение социальных проблем видит в нравственном совершенствовании, а не изменении экономических отношений.
3. Английская политэкономия. Рикардо, Смит. Критика теории стоимости Смита (выводил стоимость из потребительских качеств). Маркс считал, что товар - диалектическое единство природных (потребительские качества) и социальных (труд, спрос-предложение) факторов. Учение о прибавочной стоимости - основа экономической теории Маркса. 4.Французский утопический социализм. Фурье, Оуэн, Сен-Симон. Маркс принимал их идею общественной собственности и социального равенства. Критиковал за отрицание самостоятельной исторической роли пролетариата и желание изменить общество путём реформ. Главная задача философии – преобразование общества."Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить". Основной вопрос философии - что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? Ответ: материя первична. Бытие определяет сознание. Мир познаваем. Критерий истины – практика. Социальная философия марксизма 1.Отчуждение. Причина - экономическая. Сущность человека – труд – делается принудительным при господстве частной собственности. Три стороны отчуждения человека в процессе труда: 1.От результатов труда 2. От творческого процесса труда 3. От родовой сущности. Вывод: ликвидация частной собственности приведёт к изменению характера труда и преодолению отчуждения. 2. Материалистическое понимание истории. Существует социальная материя = общественное бытие, определяющееся объективными законами. Маркс: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения... Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». 3. Экономическое развитие определяется связью производительных сил (ПС) и производственных отношений (ПО). Производительные силы
Люди средства средства
(жилье, социальная средства предметы инфраструктура, труда труда транспорт, (орудия труда, энергосистемы) (сырье) предметы быта)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|