Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Развитие земельных отношений в зарубежных странах





 

Хозяйственная практика многих стран убедительно доказала, что сельскохозяйственное производство наиболее рентабельно развивается в условиях когда сельский товаропроизводитель является реальным владельцем и хозяином земли и соответственно других средств производства. Научные исследования известных американских ученых-экономистов и специалистов-социологов наглядно подтверждают, что производительность труда у собственников земли и средств производства в наиболее экономически развитых странах выше, чем у коллективных собственников и арендаторов. Соответственно, у данной категории владельцев земли – собственников - другие показатели, такие как урожайность, продуктивность животных, качество продукции, расходование ресурсов и др. намного выше, чем у других [12, с.45].

В превалирующем большинстве стран мира в настоящее время сохраняется частная собственность на землю, но без сохранения полных прав всех трех функций собственности, в частности владения, пользования, распоряжения. В настоящее время в экономически развитых странах право собственности на землю ограничивается обязательствами использования ее в общественных интересах. Современная рыночная экономика не признает абсолютного права в отношении земли, но при этом общество поддерживает и признает не ограниченное право собственности на продукты труда.

Несмотря на то обстоятельство, что основой земельных отношений в экономически развитых странах является частная собственность на землю, все же достаточно большая часть сельских товаропроизводителей являются пользователями земельных участков, но не собственниками земли. К примеру, доля земель находящих в аренде в странах с развитой рыночной экономикой колеблется от 20 до 68% от общей площади всех сельскохозяйственных угодий. Мировой опыт развития сельского хозяйства показывает, что земельные отношения регулируются соответствующими государственными законодательными актами, где основательно определены все стороны использования земельных ресурсов, как для собственников, так и арендаторов земли [13, с.124].



В экономически развитых странах мира в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения придерживаются следующих основных принципов: главным вопросом является не форма собственности на землю, а права и обязанности землевладельцев и арендаторов. В данном случае необходимо четко различать границы понятий:

– земля как объект собственности;

- земля как объект хозяйствования.

Развитие земельных отношений в экономически развитых странах, постсоциалистических государствах показывает, что существуют различные формы данных отношений, но в основном можно выделить следующие группы, когда земельные отношения основаны:

- на праве частной собственности на землю (Англия, Бразилия, США, Канада и др.);

- на сохранение общих земельных площадей, образуя сельскохозяйственные кооперативы (страны Восточной Европы, в частности Чехия, Словакия, бывшая ГДР);

- на сохранение государственной собственности на землю, к примеру, Израиль - 95% и еврейского национального фонда (ЕНФ), а в частной собственности около 5%. В Китае большинство земель просто передано в аренду крестьянским хозяйствам.

В западных странах отсутствует неограниченная собственность на землю и функции собственности разделены между различными субъектами земельных отношений. Государство, поддерживая и оберегая частную собственность на землю, взяло на себя контрольные функции за ее использованием и распоряжением. Такой подход к вопросу о собственности на землю, как показывает мировой опыт, очень практичен и идет во благо всего общества и экономики в целом. Опыт и хозяйственная практика западных стран показали, что земля, как объект хозяйствования привлекает крестьян больше, чем как объект собственности, поскольку система частной собственности сложилась веками. Поэтому экономическая политика в западных странах в основном направлена на стимулирование и поддержание рентабельных хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.

Все страны с развитой рыночной экономикой ведут строгий контроль за целевым использованием сельхозземель. Изменение назначения использования земель в сельскохозяйственном производстве разрешается только с согласия специальных комиссий при муниципалитете. В свою очередь данные специальные комиссии, в основном, обладают правом контрольных функций по операциям, которые связанны с куплей-продажей земли, которое осуществляется с целью не допущения развития и формирования очень крупного землевладения и ограничения сосредоточение крупных земельных участков в одних руках. Игнорирование данного пункта может повлечь за собой выплату очень крупных штрафов либо санкции по изъятию земель.

В экономически развитых странах применяются специальные меры против спекуляции землей, ее перепродажи с целью наживы. Например, в Соединенных Штатах закон запрещает ипотечным банкам, у которых скапливаются сельскохозяйственные земли, удерживать их в своих ведомствах более 3-х лет. Банки обязаны продавать земельные участки по оптимальным ценам, при этом преимущественным правом покупки пользуются прежние их владельцы.

В западных странах собственник земли меняется довольно редко от 1,5 до 5% землевладельцев. В Дании в течение года владелец земельного надела меняется в 4% случаях, в США и Ирландии – 3%, Германии и Бельгии – 1,5%. Кроме этого в том же США, Канаде, Франции, Германии и др. купля-продажа земельного надела может осуществляться при наличии специального разрешения муниципальной комиссии, которая курирует данные вопросы. Соответственно, рынок по торговле земельными наделами контролируется соответствующими государственными органами на основе специальных правовых нормативных документов. При совершении сделки купли-продажи земли достаточная разница цены и потребительской стоимости земельного участка выступает основной причиной для отказа выдачи разрешения на совершение сделки [14, с.31].

К примеру, министерство сельского хозяйства Франции ежегодно устанавливает шкалу средней стоимости земель для продажи по регионам страны и видам сельхозкультур в каждом департаменте. Данная шкала носит рекомендательный характер и служит ориентиром размера стоимости земли для купли-продажи, а также для правоохранительных органов в случае разбора спорных дел. Кроме этого законодательством Франции установлено, что после смерти главы земельного участка возможность приобретения хозяйства имеет только один из наследников с целью избежания раздела земли.

Фермерское хозяйство является основной формой сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах мира. Владелец фермерского хозяйства, т.е. фермер, имеет в частной собственности земли сельскохозяйственного назначения, но он ограничен в своем праве владеть, пользоваться и распоряжаться данными землями. Поскольку в его собственности находится всего лишь плодородный слой почвы, на котором он осуществляет сельскохозяйственное производство. А недра земли, воды, леса, атмосферный воздух и другие объекты, находящиеся на земельном участке фермера составляют национальное богатство страны. Соответственно, собственник земли может пользоваться этим достоянием для нужд хозяйства только под строгим контролем государства и с его разрешения.

Рентабельность и экономическая эффективность земельных отношений в странах с развитой рыночной экономикой не зависит напрямую от организационно-экономических форм сельскохозяйственного производства и, естественно, от их размеров. Средний земельный участок фермерского хозяйства в Соединенных Штатах составляет - 189 га, а в европейских же странах, таких как Австрия – 15 га, а в Германии - 18 га, т.е. размер земельного надела фермера, зависит от общей площади земель сельскохозяйственного назначения. Однако данные страны являются экспортерами продовольствия, так как в тоже время различия в размерах и формах собственности на землю не влияют на эффективность и продуктивность сельскохозяйственного производства.

В последние десятилетия развитие научно-технического прогресса сильно повлияло и на совершенствование организационно-экономических структур в сельском хозяйстве, что объективно привело к объединению хозяйств в ассоциации сельхозпроизводителей. Такие объединения ставят целью сотрудничество, формирование и совершенствование вертикальных и горизонтальных связей между сельхозпроизводителями, внедрение новейшей технологии и передовой техники, а также решение кадровых проблем и развитие социальной сферы и т.д. [15, с.17].

Если рассмотреть земельные отношения, которые сложились в азиатских странах, то необходимо отметить, тот факт что основной характеристикой является низкая землеобеспеченность в большинстве из них. Такое положение дел естественно повлияло на формы хозяйствования, которые преимущественно являются малые формы сельскохозяйственных предприятий. К примеру, в Японии, Южной Корее, Китае основной производственно-хозяйственной единицей в сельском хозяйстве является крестьянский двор в деревне. Земельные наделы находятся в собственности сельскохозяйственных производителей, но купля-продажа земли находится под строгим контролем государственных органов на местах [9, с.124].

Несмотря на распространенность малых форм хозяйствования в последние годы стимулируется со стороны правительства развитие различных форм кооперации, в частности семейные или подворные объединения крестьян, но с сохранением хозяйственной самостоятельности каждого из них отдельно. Такие объединения крестьян позволяют более эффективно решать проблемы материально-технического обеспечения производства средствами транспортировки, а также сбыта произведенной сельхозпродукции, а в целом улучшает культуру аграрного производства

Опыт развития земельных отношений в зарубежных странах наглядно показывает, что существуют различные подходы в соответствии с исторически сложившимися природно-экономическими условиями, особенностями психологии местного населения в формировании и развитии данных отношений. Следует обратить внимание на всеобщую тенденцию, которая наблюдается во всех странах мира, в частности большая часть работников становятся прямыми хозяевами аграрного производства, т.е. совладельцами акционерных и коллективных предприятий. Такая тенденция приводит к увеличению количества земельных участков, которые принадлежат тем, кто самостоятельно ее использует. От назначения использования земли, специфики производства сельскохозяйственной продукции зависят размеры земельных угодий, но не зависимо от размеров и форм сельскохозяйственных предприятий, которые при рациональном подходе к развитию сельскохозяйственного производства с учетом экономических и социальных особенностей, способствуют повышению эффективности производства сельхозпродукции в условиях развития рыночных отношений [9, с.72].

Так же как и в странах СНГ, в восточно-европейских странах с переходом к рыночным отношениям в экономике начали радикальные преобразования в области земельных отношений, развитие которых в этих странах свидетельствует о различных путях и подходах к решению вопросов землевладения и землепользования.

Все восточно-европейские страны столкнулись с проблемой, когда существовавшие ранее земельные отношения и формы сельскохозяйственного производства совершенно не приспособлены к условиям рынка, т.е. к новым условиям хозяйствования. В связи с этим правительствам этих государств пришлось принять новые законы, согласно которым земля может быть объектом частной собственности, соответственно разрешается ее купля и продажа. По новым законодательным актам разрешается и стимулируется организация сельскохозяйственных кооперативов, фермерских хозяйств, ассоциаций товаропроизводителей и др.

В таких восточно-европейских странах как Польша, бывшая Югославия, Венгрия, Румыния, Болгария и др. сохранены значительные ограничение на распоряжение земельным наделом, которая получена в частную собственность, в частности существует 3-5 запрет на продажу земельного участка. Кроме этого существует обязательное использование полученного земельного участка под сельскохозяйственное производство, а также запрещение или ограничение продажи земель сельхозназначения иностранцам.

Развитие общественного прогресса и мировой опыт свидетельствует, что вопрос об исключительности одной формы собственности на землю, в частности частной собственности, снят с повестки дня, т.е. различные варианты форм собственности на землю доказали свою состоятельность и право на существование. В настоящее время важным является не смена форм собственности на землю и перераспределение ее между владельцами, а формирование и обеспечение комплекса социально-экономических, правовых условий для эффективного ее использования по назначению.

Если анализировать земельные отношения, которые сформировались при советском колхозно-кооперативном аграрном строе, то можно провести аналогию с общинной системой хозяйственной деятельностью и вообще жизнедеятельностью крестьянства, которая существовала в дореволюционной России. При таких земельных отношениях, существовавших при советской власти, которые были представлены совхозами и колхозами, право собственности принадлежало государству в бывшем Союзе, и, следовательно, отсутствовал частный материальный интерес человека, что в разные времена и эпохи являлось мощным стимулом развития экономики и общественного прогресса вообще. По поводу этого А.В. Чаянов сказал, что воля хозяина в капиталистическом предприятии и главы семьи в трудовой крестьянской семье обеспечивает нам единство организационного плана и неуклонное проведение его в жизнь, коллективная же воля, прежде всего, слаба как воля, организующая и предпринимательская, а во-вторых, слаба она и как воля принуждающая [16, с.350].

Земельные отношения советского образца основывались на государственной собственности на землю, т.е. земля как объект собственности была отчуждена непосредственно от производителя. Переход к рыночной экономике в странах СНГ поставил остро вопрос о разработке оптимальных земельных отношений, которые соблюдали бы принципы социальной справедливости, добровольности и эффективности, а именно разработка основ законодательства, для решения данного вопроса исходя из специфики страны. В разработанных земельных актах стран СНГ отразились предпринятые преобразования земельных отношений, в частности положения о собственности на землю, а именно о возможности сосуществования частной и общественной собственности на землю; об ограничениях прав собственника; о рамках развития земельного оборота (купли-продажи, аренды, залога земли); о способах приватизации земли и т.д.

Сущность экономической системы определяет решение вопроса о собственности на землю, соответственно в социалистической экономике земля находится в собственности государства, в традиционной – общины, а в рыночной системе является объектом частной собственности. Такое положение объясняется главенствующими принципами общества, поскольку при первой системе приоритетным является принцип равенства и социальной справедливости, при второй экономической системе – общность хозяйства и изолированность от остального мира, при третьей системе – материальной заинтересованности и выгоды. Следовательно, форма собственности на землю исходит и логично вытекает из главенствующей идеологии и экономической эффективности для данной экономической системы [17].

Преобразования земельных отношений на современном этапе в постсоциалистических странах подняло вопрос о проблеме собственности на землю сельскохозяйственного назначения, что привело к формированию несколько позиций, как в экономической науке, так и законодательной практике бывших республик, в частности:

1) исключительная государственная собственность на землю (отражение в земельном законодательстве Азербайджана и Узбекистана);

2) предоставление земельных участков в аренду землепользователям (государства Средней Азии, Украина, Белоруссия и Казахстан);

3) введение в систему земельных отношений правомочий землевладения и землепользования с правом или запретом передачи по наследству, в аренду, куплю-продажу, залог (республики Прибалтики, Россия, Молдавия и Армения);

4) равноправное развитие государственной и частной форм собственности на землю с правом купли-продажи земельных участков их залога, а также развитие коллективно-долевой собственности сельскохозяйственных предприятий (республики Прибалтики, Россия, Молдавия и Армения) [18, с.135].

В развитии земельных отношений основной проблемой является реализация прав частной собственности на землю. Основой принятия решения о передаче земли в частную собственность в странах четвертой позиции является уверенность, что с передачей в собственность, возможно, удержать наиболее активную часть крестьянского населения в сельском хозяйстве, которая способна обеспечить эффективное развитие сельскохозяйственного производства.

Частная собственность на землю в вышеназванных странах расширяет рамки земельного рынка, поскольку физические и юридические лица, владеющие землей, имеют право продавать ее, передавать в наследство, дарить, сдавать в аренду, в залог, обменивать, а также передавать полностью или частями в качестве взносов в уставные фонды различных организаций, в т.ч. с иностранным капиталом. Государственные органы выдают специальное свидетельство на право владения землей, а также гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственность при совершении сделок с ней.

Однако, как показывает мировой опыт, там, где вводится частная собственность на землю, должны быть определенные ограничения по распоряжению своим участком. В странах СНГ также действуют определенные условия предоставления земли в собственность. Например, в Латвии разрешается передача земли в собственность по истечении трехлетнего периода ее использования на условиях аренды. В России продажа земель, находящихся в частной собственности, разрешается по ценам, установленным государством, установлены верхние пределы землевладения, запрещены продажа земель иностранцам. В Армении и Молдавии законодательно закреплены такие же ограничения [19, с.69].

Формирование новых земельных отношений в странах СНГ связано с процессом приватизации совхозов и колхозов, которое стало основой для преобразования отношений собственности на сельскохозяйственную землю, а также формирования многоукладного сельскохозяйственного производства на основе разнообразия и равенства форм собственности и методов хозяйствования на земле. С целью создания равных экономических условий для ведения сельскохозяйственного производства, рационального использования природных и материальных ресурсов сельхозпредприятиями (несмотря на формы собственности и хозяйствования) начал осуществляться переход на многоукладную систему хозяйствования.

Каждая страна имеет свою специфику при распределении земель, размеры и темпы, развития которых не зависят от форм землевладения. Распределение площадей земельных участков осуществлялось для организации различных форм хозяйствования, которое во всех странах СНГ устанавливаются решением сельских и городских администраций. Однако, в некоторых государствах, таких как Украина, установлены предельные размеры земельных площадей в зависимости от форм хозяйствования.

Учитывая мировые процессы глобализации и усиления интеграционных процессов роль государства в развитии сельскохозяйственного производства, в частности государственная поддержка сельхозпредприятий многократно возросла. Бесспорно, что такая поддержка необходима для любого сельскохозяйственного производства, поскольку оно может стать убыточным с одной стороны, а с другой стороны эта отрасль важна. Но речь идет о стимулировании сельскохозяйственного производства, создании рамочных условий для его развития, формировании эффективной нормативно-правовой системы.

С целью создания действенного механизма осуществления преобразований земельных отношений в Казахстане была создана система государственных органов для управления и проведения земельной реформы, поскольку необходимо было разрабатывать правовые акты и нормативные инструкции о земле и земельных отношениях. Создание нормативно-правовой системы для развития земельных отношений требует специальной системы управления земельными ресурсами с конкретными функциями государственных субъектов управления в лице Правительства, их центральных органов и местных структур.

Конечно, каждый уровень власти имеет свои определенные функции, и они должны быть четко оговорены, чтобы не происходило дублирования, которое могло стать тормозом в формировании и развитии земельных отношений нового типа, т.е. соответственно рыночной экономике. Непосредственно центральные государственные органы не являются землепользователями, но их основная функция - контроль за рациональным использованием земельных ресурсов республики. Функции центральных ведомств и органов управления земельными ресурсами заключены, прежде всего:

- в определении стратегии на макроуровне государственной политики в области использования земельных ресурсов;

- в разработке программ рационального использования земельных ресурсов;

- в утверждении форм документации на землю;

- в определении налога на землю и др. видов платы за землю в зависимости от стоимости земель различных категорий и качества;

- в осуществлении государственного контроля за рациональным использованием национальных земельных ресурсов [14, с.31].

Соответственно принятой нормативно-правовой базе государственные и негосударственные категории землепользователей должны строго соблюдать земельное законодательство. Также они в свою очередь должны подчиняться структурам по управлению земельными ресурсами на местах согласно их компетенции. Неукоснительное соблюдение всеми землевладельцами и землепользователями своих прав и обязанностей создает основу для формирования строгой системы земельных отношений, которая соответствует рыночному типу ведения хозяйства, а также будет способствовать повышению сельскохозяйственного производства разнообразными формами хозяйствования.

Таким образом, страны СНГ с начала обретения политической независимости выбрали свой вариант преобразований земельных отношений. Хотя в каждой стране был свой самостоятельный путь проведения реформирования аграрной сферы, все же для всех них были присущи некоторые общие закономерности. В самом начале становления независимых государств наблюдалось во всех странах бывшего Союза сохранение прямого административного вмешательства в сельскохозяйственное производство. Те новые органы управления в сфере сельского хозяйства, которые формировались в тот период, сохраняли монопольное распределение материально-технических ресурсов, кредитно-финансовых средств, проведения налоговой политики в аграрной сфере, другими словами превращались в обычные бюрократические органы





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.